Конспект логопедического занятия по теме «Смыслоразличительная роль ударения в словах»

0
0
Материал опубликован 8 December 2022

Логопедическое занятие в 3 классе

Учебный предмет

Логопедическое занятие (групповое)

Класс

3

Тема урока

Ударение в словах

Образовательное учреждение

МКОУ Специальная школа №20

Учитель

Захарнева Т.К.

Цели

 


Познавательные:

организовать деятельность детей по умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике  полученные знания; учить осознанному и произвольному построению речевого высказывания, поиску и выделению необходимой информации.


Личностные:

способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать); развивать навыки самостоятельной деятельности.


Регулятивные:

выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения.


Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.


Планируемые результаты

Предметные: расширение представления об ударении и его роли в речи, использование приобретённых знания при выполнении учебного задания; умение строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме.

Метапредметные: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; оценивание совместно с учителем, учащимися результатов своих действий; умение исправлять ошибки в устной и письменной речи.

Личностные: проявление интереса к изучению темы, формирование
навыков сотрудничества в различных ситуациях, развитие ценностного отношения к русскому языку как выразительному средству общения.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование

Предметные картинки, демонстрационный материал (таблицы), наборы карточек с гласными буквами, дидактический материал (индивидуальные карточки, слова и предложения на отдельных листах), Ударение, магниты; карточки с тестами и с заданиями.


Ход занятия

Деятельность логопеда

Деятельность обучающихся

Обоснование

1.Орг. момент


- Здравствуйте ребята

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные  глазки.

-Сегодня мы продолжаем работать над ударением и вспомним все то, чему учились на прошлом занятии. А помогут нам в этом ваши знания.

Отвечают на приветствие.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Обеспечение нормальной внешней обстановки, психологической подготовки к общению. Создание положительного эмоционального фона.






2.Постановка цели






























Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!

А когда его найдём,
Громче всех произнесём!


Выставляются картинки. Под ними надпись. «Ученик берёт кружки».

-Прочитайте предложение. Скажите, к какой картинке его можно отнести.

- Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке. -Какое слово в предложении изменило своё значение? (Кружки).

- Скажите, с чем связано изменение значения слова «кружки».

Сообщение темы и цели занятия: -Сегодня мы будем учиться правильно ставить ударение в словах.











Дети читают вслух предложения, в котором слово кружки произносится то как крУжки, то как кружкИ.





Отвечают на вопросы.

Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударный.


Активизация внимания. Восприятие и осмысление целей занятия. Создание готовности к активной умственной деятельности.

3.Актуализация знаний
















































































-Ребята, вы узнаете, кто к нам сегодня пришёл, если прочитаете слова без повторяющихся букв:

УСДСАСРСЕСНСИСЕ

- Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой.

Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в паре.  

1.На путях я вижу сорок

Резво скачущих сорок.

2.Мы заперли дверь на замок.

На горе стоит красивый замок.

3.В ведёрко руку окуни.

Не бойся – это окуни.

4. На костре варилась вкусная уха.

У зайца два длинных уха.

-Какой вывод мы можем сделать?

- Оцените  работу в группе.

- Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный?

- Как мы определяем ударный гласный звук в слове?

-Сколько ударных гласных звуков может быть в слове?

- Как называются остальные гласные звуки в слове?

2. Выполнение разноуровневых заданий.

Инструкция:

Посмотрите на ваши листы, в них 2 задания. Каждый из вас выбирает одно задание, с которым вы сможете справиться или сделать все.

1. Найдите и подчеркните в предложениях слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и поставьте над ними ударение.

Лена мела пол.

Вера принесла кусочек мела.

2. Поставьте ударение в словах бЕлки – белкИ так, чтобы слова имели разное значение, составьте и запишите предложения с этими словами.

Я вижу, что вы справились с заданиями и Ударение довольно вашей работой

Дети слушают логопеда, читают слова, называют гостя.


ударение










Называют слова-омографы, отвечают на вопросы.














ударение меняет смысл слова.




гласный



мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове


один


безударными














Слушают инструкцию, делают выбор задания.




Выполняют задания.

Проверка выполнения задания.

Актуализация знаний, на которые будем опираться в процессе занятия. Формирование самостоятельности мышления, развития произвольного внимания.




Подготовка учащихся к усвоению новой темы, актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательной

мотивации, активизация памяти, мышления (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения), речи.

Организация деятельности учащихся по принятию цели.

Формирование мыслительных операций обобщения.

4. Разъяснение нового материала




-Откройте тетради. Запишите число.

- Ребята, как вы думаете, где живёт Ударение? (В замке).

-Запишите слово зАмок и поставьте в нём ударение (выставляется картинка)

- Что висит на двери замка волшебника Ударение? ЗамОк (выставляется картинка)

-Запишите слово замок и поставьте в нём ударение. Прочитаем оба слова с ударением.

- Как пишутся эти слова? (одинаково)

- Куда падает ударение в слове Замок? (на 1 слог, гласную А)

- Куда падает ударение в слове Замок? (на 2 слог, гласную О)

-Составьте устно предложения с этими словами.

- Ребята, скажите что использовали при строительстве замка, иначе он бы рассыпался? (гвОздики) выставляется картинка.

- Запишите это слово и поставьте в нём ударение.

- А какие цветы посадили около замка? (гвоздИки) выставляется картинка.

-Запишите слово гвоздики и поставьте в нём ударение

-Куда падает ударение в слове гвоздики? На 1 слог, гласный звук О.

- Куда падает ударение в слове гвоздики? На 2 слог, на гласный звук И.

-Составьте устно предложения с этими слова.

- Какой вывод мы можем сделать о роли ударения в слове?

Физкультминутка.

Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу.
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.
Руки в стороны потянем
И на место снова сядем.

Слушают логопеда.





Записывают слова в тетради, формулируют ответы, дополняют ответы, делают выводы







































ударение меняет смысл слова.


потягивания — руки вверх.


Повороты туловища в стороны

Потягивания — руки в стороны

Дети садятся

Постановка учебной проблемы, активизация познавательной деятельности, развитие восприятия мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения.

Активизация речи, развитие грамматичес-

ки правильной речи.

Развитие умения правильно отвечать на вопросы педагога, умение выслушивать ответ товарища. Развитие монологической речи.










































Снятие физического напряжения.


5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Задание для самостоятельной работы. -Прочитайте задание:

 Вставьте слова: УХУ, ВОРОТ.          

Мы сегодня ели…

Комар подлетел к …

Собака сидит у …

У рубахи был вышит …


2. Проверка: чтение предложений учащимися.

3. Вывод:

– Чем похожи предложения? Чем отличаются?

– Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова)

Дети выполняют задания, подбирают картинки по смыслу.


Развитие фонематического слуха. Организация внимания, памяти, мышления. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, осмысление места постановки ударения. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, коррекция знаний учащихся, пошаговый контроль.


6. Выработка умений, навыков





У вас на столах лежат карточки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить.

(«Найди лишнее») Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. (Работа в паре)

Груша, вишня, слива, берёза

Дача, кот, домик, крыша



- Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится)

-Теперь я произношу слова без ударения. Вы сами определите ударный гласный звук и поднимите карточку с буквой.

-Огурец, помидор, морковь, свёкла, картошка, капуста, баклажан, перец, кабачки, чеснок.

- Каким общим словом можно назвать эти слова? (Овощи).

Дети слушают задание.





Поднимают соответствующие карточки, выделяют и записывают слоги.




Формулируют свои ответы, исправляют и дополняют ответы товарищей.

Делают  вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога.






Проверяют задание.

Развитие мыслительных операций слогового анализа и синтеза, умение определять ударный слог по длительности звучания, развивать слуховое внимание, обобщение.

7.Закрепление усвоенного




-Ударение предлагает посоревноваться.

Дети разбиваются на 2 команды.

-На тему «Школа» каждой команде надо записать в таблицу разные слова:

С ударением на 1 слоге,

С ударением на 2 слоге

-Кто больше записал слов и поставил правильно ударение, тот и победил.

1.Вставь в предложение нужное слово.

В мешок была насыпана………(мука – мука).

Солнце ……. за ……….(село – село).

Я …….тяжёлую …….(ношу – ношу).

Проверка выполнения задания.

-Теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал урока и предлагаю вам ответить на вопросы. Я читаю вопросы, а вы на карточке подчёркиваете слова «Да» или «Нет».

Тест:

Перестановка ударения меняет смысл слова?

Ударение может падать на согласный звук?

В слове всегда один ударный слог?

В слове может быть несколько ударных слогов?

Ударение всегда падает на гласный звук?

Слушают, запоминают инструкцию.

Записывают слова, ставят ударение.

















Вставляют слова в предложения

















Отвечают на вопросы теста








Формирование умения работать в малых группах.

Углублённое, осмысление учебного материала, выработка умений и навыков, закрепление полученных знаний и умений.

Организация деятельности по включению новых знаний в систему ранее изученного. Выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях. Развитие мыслительных операций, обобщение и систематизация. Развитие контроля и самоконтроля. Воспитание дисциплинированностиуверенности в себе, аккуратности.

8. Подведение итогов

Рефлексия.

Оценка работы учеников.

– Какие открытия вы сделали сегодня на занятии?

– Оцените свою работу.

Что было понятно и просто? Что вызвало затруднения?

Просигнализируйте.

Молодцы!  Спасибо за активность на занятии!





Поднимают карточки в соответствии с эмоциональным состоянием

Систематизация изученного на занятии.

Развитие навыков самооценки, создание мотивации достижения успехов. Воспитание доброжелательности, взаимодействия.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации