Конспект логопедического занятия по теме «Смыслоразличительная роль ударения в словах»
Логопедическое занятие в 3 классе
Учебный предмет | Логопедическое занятие (групповое) |
Класс | 3 |
Тема урока | Ударение в словах |
Образовательное учреждение | МКОУ Специальная школа №20 |
Учитель | Захарнева Т.К. |
Цели
| Познавательные: организовать деятельность детей по умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике полученные знания; учить осознанному и произвольному построению речевого высказывания, поиску и выделению необходимой информации. Личностные: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать); развивать навыки самостоятельной деятельности. Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода. |
Планируемые результаты | Предметные: расширение представления об ударении и его роли в речи, использование приобретённых знания при выполнении учебного задания; умение строить осознанно и произвольно речевое высказывание в устной форме. Метапредметные: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; оценивание совместно с учителем, учащимися результатов своих действий; умение исправлять ошибки в устной и письменной речи. Личностные: проявление интереса к изучению темы, формирование |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический, индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Оборудование | Предметные картинки, демонстрационный материал (таблицы), наборы карточек с гласными буквами, дидактический материал (индивидуальные карточки, слова и предложения на отдельных листах), Ударение, магниты; карточки с тестами и с заданиями. |
Ход занятия | Деятельность логопеда | Деятельность обучающихся | Обоснование |
1.Орг. момент | - Здравствуйте ребята Мы пришли сюда учиться, Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные глазки. -Сегодня мы продолжаем работать над ударением и вспомним все то, чему учились на прошлом занятии. А помогут нам в этом ваши знания. | Отвечают на приветствие. Мы будем разговаривать и будем выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно. | Обеспечение нормальной внешней обстановки, психологической подготовки к общению. Создание положительного эмоционального фона. |
2.Постановка цели | Ударный слог, ударный слог, А когда его найдём, Выставляются картинки. Под ними надпись. «Ученик берёт кружки». -Прочитайте предложение. Скажите, к какой картинке его можно отнести. - Правильно, эти слова можно отнести и к 1 и ко 2 картинке. -Какое слово в предложении изменило своё значение? (Кружки). - Скажите, с чем связано изменение значения слова «кружки». Сообщение темы и цели занятия: -Сегодня мы будем учиться правильно ставить ударение в словах. | Дети читают вслух предложения, в котором слово кружки произносится то как крУжки, то как кружкИ. Отвечают на вопросы. Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударный. | Активизация внимания. Восприятие и осмысление целей занятия. Создание готовности к активной умственной деятельности. |
3.Актуализация знаний | -Ребята, вы узнаете, кто к нам сегодня пришёл, если прочитаете слова без повторяющихся букв: УСДСАСРСЕСНСИСЕ - Посмотрите, какую роль может сыграть ударение, если перепрыгнет с одного слога на другой. Давайте посмотрим, в каких еще словах ударение может изменить смысл слова. Для этого поработаем в паре. 1.На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок. 2.Мы заперли дверь на замок. На горе стоит красивый замок. 3.В ведёрко руку окуни. Не бойся – это окуни. 4. На костре варилась вкусная уха. У зайца два длинных уха. -Какой вывод мы можем сделать? - Оцените работу в группе. - Скажите, на какой звук всегда падает ударение, на гласный или согласный? - Как мы определяем ударный гласный звук в слове? -Сколько ударных гласных звуков может быть в слове? - Как называются остальные гласные звуки в слове? 2. Выполнение разноуровневых заданий. Инструкция: Посмотрите на ваши листы, в них 2 задания. Каждый из вас выбирает одно задание, с которым вы сможете справиться или сделать все.
1. Найдите и подчеркните в предложениях слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение и поставьте над ними ударение. Лена мела пол. Вера принесла кусочек мела. 2. Поставьте ударение в словах бЕлки – белкИ так, чтобы слова имели разное значение, составьте и запишите предложения с этими словами. Я вижу, что вы справились с заданиями и Ударение довольно вашей работой | Дети слушают логопеда, читают слова, называют гостя.
Называют слова-омографы, отвечают на вопросы.
гласный
один безударными Слушают инструкцию, делают выбор задания.
Проверка выполнения задания. | Актуализация знаний, на которые будем опираться в процессе занятия. Формирование самостоятельности мышления, развития произвольного внимания. Подготовка учащихся к усвоению новой темы, актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательной мотивации, активизация памяти, мышления (мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения), речи. Организация деятельности учащихся по принятию цели. Формирование мыслительных операций обобщения. |
4. Разъяснение нового материала | -Откройте тетради. Запишите число. - Ребята, как вы думаете, где живёт Ударение? (В замке). -Запишите слово зАмок и поставьте в нём ударение (выставляется картинка) - Что висит на двери замка волшебника Ударение? ЗамОк (выставляется картинка) -Запишите слово замок и поставьте в нём ударение. Прочитаем оба слова с ударением. - Как пишутся эти слова? (одинаково) - Куда падает ударение в слове Замок? (на 1 слог, гласную А) - Куда падает ударение в слове Замок? (на 2 слог, гласную О) -Составьте устно предложения с этими словами. - Ребята, скажите что использовали при строительстве замка, иначе он бы рассыпался? (гвОздики) выставляется картинка. - Запишите это слово и поставьте в нём ударение. - А какие цветы посадили около замка? (гвоздИки) выставляется картинка. -Запишите слово гвоздики и поставьте в нём ударение -Куда падает ударение в слове гвоздики? На 1 слог, гласный звук О. - Куда падает ударение в слове гвоздики? На 2 слог, на гласный звук И. -Составьте устно предложения с этими слова. - Какой вывод мы можем сделать о роли ударения в слове? Физкультминутка. Потянитесь вверх повыше — | Слушают логопеда. Записывают слова в тетради, формулируют ответы, дополняют ответы, делают выводы ударение меняет смысл слова.
Потягивания — руки в стороны Дети садятся | Постановка учебной проблемы, активизация познавательной деятельности, развитие восприятия мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения. Активизация речи, развитие грамматичес- ки правильной речи. Развитие умения правильно отвечать на вопросы педагога, умение выслушивать ответ товарища. Развитие монологической речи.
|
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Задание для самостоятельной работы. -Прочитайте задание: Вставьте слова: УХУ, ВОРОТ. Мы сегодня ели… Комар подлетел к … Собака сидит у … У рубахи был вышит … 2. Проверка: чтение предложений учащимися. 3. Вывод: – Чем похожи предложения? Чем отличаются? – Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова) | Дети выполняют задания, подбирают картинки по смыслу. | Развитие фонематического слуха. Организация внимания, памяти, мышления. Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, осмысление места постановки ударения. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, коррекция знаний учащихся, пошаговый контроль. |
6. Выработка умений, навыков | У вас на столах лежат карточки. Внимательно прочитайте и скажите, какое задание вам нужно выполнить. («Найди лишнее») Подчеркните лишнее слово в каждой строчке, поставьте ударение. (Работа в паре) Груша, вишня, слива, берёза Дача, кот, домик, крыша - Какое слово лишнее в первой строчке (берѐза), а во второй (кот). Что вы можете сказать про эти слова? (в этих словах ударение не ставится) -Теперь я произношу слова без ударения. Вы сами определите ударный гласный звук и поднимите карточку с буквой. -Огурец, помидор, морковь, свёкла, картошка, капуста, баклажан, перец, кабачки, чеснок. - Каким общим словом можно назвать эти слова? (Овощи). | Дети слушают задание.
Формулируют свои ответы, исправляют и дополняют ответы товарищей. Делают вывод: на письме значок ударения не ставится в словах с буквой Ё и в словах, состоящих из одного слога. Проверяют задание. | Развитие мыслительных операций слогового анализа и синтеза, умение определять ударный слог по длительности звучания, развивать слуховое внимание, обобщение. |
7.Закрепление усвоенного | -Ударение предлагает посоревноваться. Дети разбиваются на 2 команды. -На тему «Школа» каждой команде надо записать в таблицу разные слова: С ударением на 1 слоге, С ударением на 2 слоге -Кто больше записал слов и поставил правильно ударение, тот и победил. 1.Вставь в предложение нужное слово. В мешок была насыпана………(мука – мука). Солнце ……. за ……….(село – село). Я …….тяжёлую …….(ношу – ношу). Проверка выполнения задания. -Теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал урока и предлагаю вам ответить на вопросы. Я читаю вопросы, а вы на карточке подчёркиваете слова «Да» или «Нет». Тест: Перестановка ударения меняет смысл слова? Ударение может падать на согласный звук? В слове всегда один ударный слог? В слове может быть несколько ударных слогов? Ударение всегда падает на гласный звук? | Слушают, запоминают инструкцию. Записывают слова, ставят ударение. Вставляют слова в предложения Отвечают на вопросы теста | Формирование умения работать в малых группах. Углублённое, осмысление учебного материала, выработка умений и навыков, закрепление полученных знаний и умений. Организация деятельности по включению новых знаний в систему ранее изученного. Выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях. Развитие мыслительных операций, обобщение и систематизация. Развитие контроля и самоконтроля. Воспитание дисциплинированностиуверенности в себе, аккуратности. |
8. Подведение итогов Рефлексия. | Оценка работы учеников. – Какие открытия вы сделали сегодня на занятии? – Оцените свою работу. Что было понятно и просто? Что вызвало затруднения? Просигнализируйте. Молодцы! Спасибо за активность на занятии! | Поднимают карточки в соответствии с эмоциональным состоянием | Систематизация изученного на занятии. Развитие навыков самооценки, создание мотивации достижения успехов. Воспитание доброжелательности, взаимодействия. |