Технологическая карта фронтального логопедического занятия «Составление распространенных предложений» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 9 October 2017 в группе

 АДМИНИСТРАЦИЯ КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОЛПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

307442, с. Толпино, Кореневский район, Курская область, тел. 8(471 47) 3-23-18,

Email: korenevsk796@mail.ru


 

Технологическая карта

фронтального логопедического занятия

Тема: «Составление распространенных предложений»

Лексическая тема: «Сказка»

Разработала: учитель-логопед

Фомина Екатерина Александровна


 


 

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Фомина Екатерина Александровна

Группа (класс, логопедическое заключение)

1 класс

Логопедическое заключение: ОНР.

Тема занятия

ТЕМА: «Составление распространенных предложений».

Лексическая тема: «Сказка».

Тип занятия по дидактическим целям

Урок «Совершенствования знаний, умений и навыков»

Тип занятия по этапам формирования навыка

«Тренировочный» урок

Тип занятия по используемым приемам активации познавательного интереса и познавательной деятельности

«Урок-путешествие»

Тип занятия по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса

Урок «Коллективного способа обучения»,

«Работа в малых группах»

Используемые технологии

Технология на основе деятельностного подхода.

Здоровьесберегающие технологии.

Информационно-коммуникативные технологии

Технология поэтапного формирования умственных действий

Цель занятия

Отрабатывать умение составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам и по опорным словам, используя «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

Составление распространенных предложений по сюжетным картинкам и по опорным словам;

дифференцирование понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия».

Развитие умений грамотно, точно, четко выражать свои мысли;

развитие и коррекция речевой деятельности, внимания, мышления, памяти.

Создание условий, обеспечивающих положительный интерес к изучаемой теме.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

- Развивать умение высказывать свое предположение;

- учить принимать и сохранять учебную задачу.

- Развивать умение слушать и понимать других;

- учить работать в паре;

- учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

- Развивать умение находить и структурировать информацию;

- развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

- на основе анализа объектов делать выводы,

обобщать, классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы в тексте.

Средства ИКТ,

аппаратное обеспечение

Аппаратное обеспечение: компьютер.

Базовая презентация «Составление распространённых предложений».

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I. Орг. момент

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс;

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

1 мин

Вступительное слово учителя-логопеда. Слайд 1, 2, 3

Фронтальная

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на «путешествие по сказке».

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Я рада этой новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну. Хотите со мной?

- Тогда послушайте: «В некотором царстве, в некотором государстве злая ведьма нагнала много туч на небо, и вот уже который день не видно солнца, льет дождь. Опечалился Царь. Помочь снять злое проклятье могут только отважные, смелые рыцари».

- Давай поможем жителям этой страны вернуть солнце. Для этого нужно пройти испытания, выполнив правильно все задания. Вы готовы?

Здороваются.

- Да.

- Ответы учащихся.

2 мин

Артикуляционные упражнения «В гостях у бабушки с дедушкой». Показ образца выполнения упражнения, ИКТ.

Слайд 4,5

Фронтальная

- Есть в этой сказочной стране волшебное зеркало. Посмотри, что оно нам показывает. Это история о язычке.

Толстые внуки приехали в гости («Толстячки»)

С ними худые, лишь кожа да кости. («Худышки»)

Толстые внучки приехали тоже, («Толстячки»)

С ними худые – лишь кости да кожа. («Худышки»)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, («Улыбочка»)

Поцеловать они всех потянулись. («Трубочка»)

Утром проснулись – в улыбочку губы, – («Улыбочка»)

Чистим мы все свои верхние зубы. («Чистим зубы»)

Влево и вправо, внутри и снаружи, –

С нижними зубками тоже мы дружим.

Губки сожмём мы и рот пополощем,

И самоваром пыхтим что есть мочи. («Шарики», «Самовар»)

Блюдца поставим – положат блины нам. («Лопатка»)

Дуем на блинчик – не в щёчки, не мимо. («Дуем на лопаточку»)

Блинчик жуём, завернём и надкусим («Жуём блинчик»)

Следующий блинчик – с вареньем закусим. («Вкусное варенье»)

Чашки поставим, чтоб чаю налили («Чашечка»)

На нос подули – мы чай остудили. («Фокус»)

Чаю попили – никто не обижен («Не разбей чашечку»)

Вкусный был завтрак – мы губки оближем. («Облизываем губы снаружи по кругу»)

Показывает образец правильного выполнения упражнений.

- Первая преграда успешно преодолена. Следуем дальше.

Выполняют артикуляционную гимнастику с индивидуальными зеркалами.

5 мин

Пальчиковая гимнастика + Кенезиологические упр.

Слайд 6

Фронтальная

- Новую преграду нам помогут преодолеть наши пальчики.

Ребята как вы думаете для чего нужно пальчикам упражняться?

- Ну а теперь приступим.

1 упр. «Шарик»

2. упр. «Замок»

3. упр. «Кисточка» (зеркальное рисование)

4. упр. «Кулак, ребро, ладонь»

5. упр. «Домик»

6. упр. «Карандаш»

7. упр. «Пальчики ложатся спать»

Показывает образец правильного выполнения упражнений.

Ответы учащихся.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

II. Этап Актуализации знаний

- актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания и их обобщение (воспроизводят и фиксируют ЗУН, необходимые для построения нового знания);

- закреплять знания понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия», и о составлении предложений.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

Практические.

Фронтальная

- Сядет тот, кто назовет по одному слову-«предмету», слову-«признаку», слову-«действию» и составит с ними предложение.

Звонок, громкий, звенеть.

Прозвенел громкий звонок.

3 мин

Графический диктант.

Слайд 7

Фронтальная

- Ребята, дорога до волшебного царства проходит через лес. И чтобы не заблудиться в лесу, нужно выбрать правильную дорогу. Следующая преграда – графический диктант. Давайте все вместе нарисуем правильную тропинку.

Вы готовы? Что нужно для успешного написания графического диктанта?

- Тогда слушайте внимательно. На парте у каждого лежит листок. Возьмите его, видите на нем точку? Это начало тропинки. Поставьте ручку на данную точку и слушайте внимательно мои инструкции: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Дальше продолжите рисунок самостоятельно.

Внимательно слушать, не отвлекаться и вспомнить право-лево.

Пишут графический диктант.

         

III. Усвоение новых знаний и способов действия.

- учащиеся в коммуникативной форме формулируют конкретную цель будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения (какие знания нужны и чему необходимо научиться);

- предлагают и согласовывают тему занятия, которую учитель может уточнить;

- выбирают способ построения НЗ (как?) – метод уточнения (из ранее изученных действий), или метод дополнения (введение нового способа действий);

- определяют средства для построения НЗ (с помощью чего? – изученные понятия, алгоритмы, модели, способы записи);

- обсуждение вариантов решения, предложенных учащимися.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

6 мин

Наглядно-демонстрационные.

Слайд 8.

Фронтальная

- Следующее испытание у вас перед глазами. Посмотрите на слайд. Как вы думаете, глядя на эти картинки, что можно по ним придумать?

- Правильно ребята. Так как вы думаете, чем же мы сегодня займёмся на занятии?

- Истории, сказки, предложения.

- Будем составлять предложения.

2 мин

Проговаривание чистоговорок.

Слайд 9.

Фронтальная

- Но сначала нам нужно настроить наш ротик на правильное проговаривание предложений, поэтому повторяйте за мной следующие чистоговорки:

Ла-ла-ла – сказка к нам пришла.

Мы-мы-мы – удивились мы.

Де-де-де – королевство в беде.

Ать-ать-ать – будим всех спасать.

Ца-ца-ца – у нас получится

Проговаривают чистоговорки.

IV. Этап

Физминутка

- формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

Дыхательная гимнастика.

Слайд 10.

Фронтальная.

- В волшебном саду сказочного царства растёт волшебная яблоня. Кто съест яблоко, тот становится умным, Но подойти к яблоне можно, только выполнив определённые дыхательные упражнения. Ребята, а как вы думаете полезны ли детям дыхательные упражнения?

1. упр. «Цветок распускается» И.п.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).

Выполнение: вдох – медленно подняться на носки, развести локти в стороны (цветок распускается). Возвращение в и. п. – выдох.

Медленно, 4-6 раз.

2. упр. «Лес шумит» И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Выполнение: наклон вправо – вдох, наклон в лево – выдох, в и.п. – выдох. Выполнять 4-5 раз.

3. упр. «Грибок» И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).Выполнение: медленно выпрямиться, разводя руки в стороны, отводя голову назад – вдох (грибок вырос). 5-7 раз.

4. упр. «Травушка колышется» И.п.: основная стойка, руки опущены вниз.

Выполнение: поднять руки вверх, плавно, покачивая кистями рук – вдох. Опустить руки вниз – выдох. 4-5 раз.

5. упр. «Радуга, обними меня» И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: разводим руки в стороны – вдох, обнимаем руками плечи – выдох. 4-5 раз.

Показ образца выполнения упражнения.

-Да. Правильное дыхание влияет на здоровье и правильность речи.

Координация слов с движениями.

V. Этап Закрепления.

- выполняют в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) типовые задания на новый способ действий;

- проговаривание выполнения вслух.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 мин

Составление предложений из группы слов с опорой на картинки.

Слайд 11.

Групповая

- Следующее испытание итоговое. Ответственность большая. Поэтому предлагаю поработать в группах. Я сейчас вам раздам конверты со словами, из которых вам нужно будет составить красивые и правильные предложения. Картинки на слайде вам помогут. Ребята будьте внимательны, так как от вас сейчас зависит порадуются ли солнцу жители сказочного королевства или будут вечно мокнуть под дождём.

- Молодцы! Вы помогли жителям сказочного царства. Тучи рассеялись, стало светло, появилось солнце. Посмотрите, что делает солнце? Оно смеется, радуется тому, что вы такие умницы! Скажите, что вам понравилось больше всего? В какие игры играли?

Работают в группах по карточкам. Составляют из слов предложения, смотря на тематическую картинку.

Ответы учащихся.

VI. Этап

Рефлексия.

- формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

2 мин

Аналитико-

Синтетические.

Слайд 12.

Фронтальная

- Ребята а сейчас возьмите пустые смайлики, которые лежат у вас на партах и нарисуйте солнышко, если вы считаете, что хорошо работали на занятии и у вас всё получилось; или дождик, если у вас не совсем всё получилось и есть ещё над чем поработать.

Рисуют (солнышко или дождик) и оценивают себя.

Итог занятия

1 мин.

Заключительное слово учителя-логопеда.

Слайд 13,14.

Фронтальная

- Вот и всё на сегодня. Наше путешествие закончилось. Мне приятно было с вами путешествовать по сказочной стране. Спасибо за внимание. До свидания, ребята.

Прощаются.

8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.