12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Янина Леонидовна Люликова220
8

Конспект логопедического занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями "Дифференциация звуков [ж] и [ш] в словах, словосочетаниях".

Технологическая карта логопедического занятия

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Люликова Янина Леонидовна, учитель – логопед ГОБУ ЯО «Ярославская школа – интернат №6»


Группа, логопедическое заключение

Обучающиеся 3 класса с системным недоразвитием речи легкой степени


Вид занятия

Групповое

Тема занятия


Дифференциация звуков [ж] и [ш] в словах, словосочетаниях

Тип занятия


Актуализация знаний и умений

Цель

Формирование у младших школьников интеллектуальными нарушениями умения различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

формировать умение диффференцировать на слух звуки [Ш] и [Ж];

формировать умения выделять первый звук в слове;

развивать умение слогового анализа и синтеза;

актуализировать и уточнять представления детей о предметах и явлениях окружающего мира (по темам «Одежда», «Цветы»)

упражнять в согласовании существительного с прилагательным;

упражнять в образовании уменьшительно – ласкательной формы существительных.


Коррекционно-развивающие:

развивать правильное дыхание (силу, длительность, направленность);

развивать память (игра «Запомни картинки»);

развивать логоическое мышление (игра «Четвертый лишний»);

закреплять навык правописания жи-ши в словах, парных согласных в конце слов;

развивать зрительно – моторную координацию (пальчиковая гимнастика).

Воспитательные:

воспитывать навык самоконтроля за правильным звукопроизношением;

воспитывать умение слушать педагога и товарищей;

воспитывать умение работать в коллективе;

воспитывать любознательность.


Здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

чередовать статические и динамические задания;

создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

различать звуки [ж – ш] на слух и в произношении в словах, словосочетаниях;

называть различия между парными звонкими и глухими согласными;

выделять первый звук в слове;

составлять слова из слогов;

согласовывать существительным с прилагательным;

образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных.

формирование положительного интереса к учебному материалу и логопедическим занятиям;

формирование у обучающихся навыков самоконтроля;

воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

Мультимедийное оборудование, презентация « Различаем звуки [ж] и [ш]», индивидуальные зеркала, карточки для индивидуальной работы, демонстрационные карточки на магнитах, тетради для логопедических занятий, ручки.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Название этапа

Задачи

Используемый дидактический и наглядный материал

Содержание этапа

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность

ребенка

1.Организационный этап


Создать положительный психологический настрой для работы


Здравствуйте, дети. Встали ровно и красиво.

Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг

друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится.

Садитесь. Откройте тетради и запишите число.

Создает эмоциональный настрой на занятие.



Приветствуют учителя - логопеда, друг друга, настраиваются на занятие.

2. Мотивация учебной деятельности


Создать условия для возникновения внутренней потребности включенности в учебную деятельность

Слайд 1,

Музыкальный отрывок «Заставка из мультфильма «Маша и Медведь»








Звучит музыка.

Ребята, скажите, пожалуйста, из какого мультфильма эта музыка. Правильно. Дети, Маша осенью пойдет в школу, но она путает звуки.

Организует деятельность обучающихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

Слушают задание учителя-логопеда

III. Этап постановки цели и задачи

Подвести детей при помощи наводящих вопросов к формулированию темы занятия


Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки путает Маша.

Послушайте слова «лыжи», «жаба», «кружок».

Назовите общий согласный звук в этих словах.

Назовите общий согласный звук в словах «уши» «шалаш» «каша».

Кто догадался, какие звуки путает Маша?

Правильно.

Сегодня мы с вами отправимся к ней в гости и научим ее различать эти звуки в словах, словосочетаниях и предложениях. Но чтобы попасть к ней в гости мы должны пройти два лабиринта.

Формулирует задание.


Выдвигает проблему.

Выделяют одинаковые звуки.

Высказывают предположения.

Пытаются сформулировать тему занятия.

Отвечают на вопросы.

IV. Ориентировочный

этап.

1.Закрепить знания о механизмах образования

звуков [ж]-[ш] и их акустических особенностях.

2.Формировать

навыки различения звуков.

Слайды 2, 3.

Карточка для индивидуальной работы (приложение 1)







Слайды 4, 5.

Карточка для индивидуальной работы (приложение 1)





Слайд 6

1.Уточнение артикуляции звуков.

Чтобы пройти первый лабиринт, нам нужно правильно произнести звук [Ш]. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык принимает форму «чашечки». Голоса нет, горлышко не дрожит. Давайте вдохнем носиком поглубже и длительно произнесем звук [Ш]. А пальчиком мы будем двигаться по лабиринту.

Молодцы! А вот и второй лабиринт. Чтобы его пройти нужно произнести звук [Ж]. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык принимает форму «чашечки». Голос есть, горлышко дрожит. Вдохнули носиком и произносим звук [Ж], а пальчиком помогаем.

2. Характеристика [ж] - [ш].

А вот и Маша с Медведем. Ребята, давайте расскажем Маше про звуки [Ш] и [Ж].

Звук [Ш] – гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, парный или непарный.

Звук [Ж] – гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, парный или непарный.



Организует работу.


Показывает артикуляцию звуков.



Контролирует выполнение упражнений.









Формулирует задание.


Самоконтроль в процессе произношения звуков с помощью индивидуального зеркала.













Дают характеристику звуков

5. Практический этап

1.Совершенствовать и закреплять умения и

навыки дифференциации звуков [ж]-[ш] в словах, словосочетаниях.

2.Развивать фонематическое

восприятие, навыки слогового анализа и синтеза, навыки согласования и словообразования.

3.Воспитывать у

учащихся самоконтроль за речью.









Демонстрационные карточки на магнитах (Шары, шина, шкаф, жаба, жук, жираф).








Слайды 7,8,9.

Карточка для индивидуальной работы (приложение 2)



















Слайды 10,11.

Карточка для индивидуальной работы (приложение 3)













Слайды 12,13,14.

Музыкальный отрывок «Коньки»

Демонстрационные карточки на магнитах

(Шкаф, жилет, жакет, жук, шарф, шуба, шорты).




Слайд 15

Музыкальный отрывок «Новогодняя песня»












Слайды 16,17.

Карточка для индивидуальной работы (приложение 4)




3. Слуховая диффференциация звуков [Ш] и [Ж]

Молодцы. А сейчас мы с вами поиграем. Я вам буду называть слова, а вы если услышите звук [Ш] хлопните в ладоши, а если услышите звук [Ж], то присядьте.

(Шапка, шкаф, жук, душ, этажи, ландыш, мышка, клюшка, ежи, жаба)

Молодцы. Ребята, у Маши и Медведя много интересных картинок, но они их перепутали и не могут поделить между собой. Давайте поможем им. Картинки со звуком [Ш] мы отдадим Маше, а со звуком [Ж] – Медведю. Скажи, пожалуйста, что изображено на картинке, где стоит звук?

4. Развитие зрительной памяти

Игра «Чего не стало?»

Молодцы, ребята, справились. А теперь внимательно посмотрите на картинки и запомните их. Какой картинки не стало?

5. Составление слов из слогов.

Маша и Медведь приглашают нас на прогулку. Ребята, посмотрите, какой красивый луг с волшебными цветами. На них написаны слоги. Давайте соберем из этих слогов слово. Какое слово получилось? Ребята, шиповник – колючий куст очень похожий на розу. Плоды шиповника используют для приготовления лекарств. Найдите на карточке картинку, где изображен шиповник и запишите слово. Шиповник. Вспомните правило жи – ши - …

Молодцы. Составьте следующее слово. Какое слово получилось? Жасмин представляет собой куст, цветы которого издают необыкновенный аромат ночью. Запишите получившееся слово – жасмин.

Посмотрите и составьте слово. Это кувшинка. Растет кувшинка в воде и имеет крупные, желтые цветки. В цветках есть мед. Запишите слово – кувшинка.

(Шиповник, кувшинка, жасмин) картинки подписать

6. Согласование существительного с прилагательным.

Ребята, Маша решила помочь Мишке и приготовить обед. Посмотрите, какое меню она для него составила. Прочитайте его. Что – то Маша напутала. Давайте ей поможем…(работа со слайдом и карточками).

Молодцы. Вот какое меню получилось у Маши. Запишите его в тетрадь. Ребята, скажите, пожалуйста, а полезен ли такой обед. А почему? А что нужно кушать на обед? На первое – суп и т.д.

7. Гимнастика для глаз.





8. Развитие логического мышления (игра «Четвертый лишний»

После обеда Маша и Миша стали рассматривать фотографии и Маша увидела, что, когда катаешься на коньках, то на льду остаются следы. Посмотрите, какие следы на льду оставила Маша. Назовите, что вы видите. Назовите, какой предмет лишний. Почему? А еще почему?

А эти следы оставил Мишка. Назовите, что вы видите. Назовите лишний предмет. Почему? А еще почему?




9. Физкультминутка

Молодцы. Маша и Миша очень любят играть в мячик. Возьмите мячики в правую руку.

Мячик я держу в руке,

Зажимаю в кулаке,

Отпускаю, разжимаю

И ладошками катаю.

А теперь возьмите мячик в левую руку.

10. Закрепление правописания

Пока мы с вами занимались Маша на доске написала слово, но Мишка его исправил. Маша не понимает, почему, ведь мы слышим звук [Ш]. Скажите, пожалуйста, какое правило мы должны применить при написании парных согласных.


Если в слове парный звук

Будь внимателен мой друг

Слово быстро изменяй

Рядом гласный подставляй!

Подберите проверочное слово к слову «этаж». Какой звук мы слышим. Значит в слове этаж в конце слова мы будем писать букву «Ж». А какое еще правило нам здесь встретилось?

Подберите к данным словам проверочные. Пишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните их. А теперь проверим.


Объясняет задание.


Организует деятельность учащихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.



Определяют, дифференцируют изучаемые звуки











Называют недостающую картинку




Составляют слова из слогов






















Составляют словосочетания, согласовывая существительное с прилагательным






Выполняют упражнения для снятия утомления




Называют наложенные картинки, определяют и называют лишнюю, объясняют.









Выполняют упражнения для снятия утомления





Дети записывают слова, проводят самопроверку записанных слов.

Анализируют ошибки.

Объясняют.


6. Рефлексивно-оценочный

этап.


Слайд 18.

Ребята, нам пора возвращаться. Давайте повторим, что сегодня на занятии мы делали. Молодцы.

Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Чем отличаются звуки д и т?

- Что понравилось на занятии?

- При выполнении, каких упражнений испытывали затруднения?

Покажите, довольны ли вы своей работой, какое у вас настроение сейчас?

- Поднимите нужный смайлик.

- Я рада, что и в конце нашего занятия у вас хорошее настроение.

Занятие окончено. До свидания. Спасибо за работу.


Подводит учащихся к выводу.


Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.


Отвечают на вопросы учителя.


Оценивают свою работу, состояние своего настроения на текущий момент.






Приложение 1

t1594838626aa.png





















Приложение 2

Запиши названия цветов.

t1594838626ab.jpgt1594838626ac.jpg

_______________________________ _______________________________


t1594838626ad.jpg

______________________



























Приложение 3



Меню

Обед для Мишки


Шоколадное джем

Вишнёвый плюшки

Пышные мороженое
















Приложение 4


Подбери к данным словам проверочные слова. Пиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое слово. Вставь пропущенные буквы и подчеркни их.


___________________ - эта__

____________________ - камы __

____________________ - бага__

____________________ - малы__





Подбери к данным словам проверочные слова. Пиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое слово. Вставь пропущенные буквы и подчеркни их.


___________________ - эта__

____________________ - камы __

____________________ - бага__

____________________ - малы__




Презентация к занятию
PPTX / 26.29 Мб

Опубликовано


Комментарии (1)

Родионова Татьяна, 18.08.20 в 08:04 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю Вас с ПОБЕДОЙ!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.