Конспект логопедического занятия на тему «Мы расскажем сказку вместе»

4
0
Материал опубликован 23 May 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №8»








КОНСПЕКТ

логопедического занятия для детей дошкольного возраста,

имеющих нарушения речевого развития

Тема «Мы расскажем сказку вместе»

(Групповое логопедическое занятие)













Автор-составитель:

Демьяненко Наталья

Николаевна

учитель-логопед

МДОУ «ДС №8»







Город Благодарный

2021год






Тема «Мы расскажем сказку вместе»

(Сказка про мышку Машу и мишку Мишу)

Цель: создать оптимальные условия для развития речевой и творческой активности детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речевого развития, через использование логопедических сказок.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Формирование правильного уклада звуков [ш] и [с].

- Активизация и расширение словарного запаса ребёнка.

- Коррекция звуковой стороны речи и грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие фонематического восприятия, речевого выдоха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, тактильных ощущений.

- Развитие связной речи.

-Развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей, творческого воображения, развитие художественно – эстетического восприятия.

Воспитательные задачи:

- Формирование чувства самостоятельности, инициативности.

- Повышение мотивации и интереса детей к логопедическим занятиям.

Оборудование.

Компьютер, магнитная доска, плоскостные изображения мышки и мишки, транспорта, предметные картинки, тактильные дорожки, диск «Компьютерные артикуляционные сказки в картинках», «В гостях у сказки», «Звуки леса» - фонозапись, сосновые шишки, кузовок со сладкими шишками.


Предварительная работа: накопление словаря по теме «Транспорт», работа с загадками, разучивание речедвигательных упражнений.

Речевой материал: слова по теме «Транспорт»: поезд, самолёт, корабль, машина, автобус; стихи «По лесной дорожке» для тактильных упражнений; стихи «Здравствуй, лес»; загадки.


Используемые технологии: технологии развития артикуляционной моторики - артикуляционная гимнастика, технологии развития мелкой моторики, здоровьесберегающие технологии, сказкотерапия, компьютерные технологии, речедвигательная ритмика.


План занятия:

1.Организация детей к занятию.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Работа над логопедической сказкой:

а) Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт».

Обогащение экспрессивной речи. Развитие фонематического слуха и восприятия. Упражнение «Выбери транспорт»

б) Уточнение правильного произношения звука [с]. Упражнение «Насос».

в) Развитие тактильных ощущений. Упражнение «Тактильная дорожка».

г) Дыхательная гимнастика. Развитие длительного плавного выдоха. Упражнение «Ах, как пахнет».

д) Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков.

4. Речедвигательная ритмика «Здравствуй, лес». Развитие общей моторики, координации речи и движений.

5.Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. Упражнение «Шишка».

6.Итог занятия. Рефлексия.



Ход занятия


1.Организация детей к занятию

Логопед:

- С добрым утром, ребята! Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.

Логопед:

- Ребята, вы любите сказки? Чем вас привлекают сказки?

Дети:

Сказки очень интересные.

В них герои совершают разные поступки. Много волшебства.

В сказках добро побеждает зло.

2. Создание проблемной ситуации

Логопед:

- Ребята, а вы хотите научиться их придумывать и, конечно, рассказывать?

Дети: Конечно, хотим.

Логопед:

Сегодня мы сможем вместе побывать в сказке и узнать много интересного.

Звучит музыка «В гостях у сказки». (По ходу занятия идет компьютерная презентация сказки.)

Логопед:

Жили-были мышка Маша и мишка Миша.

И решили они отправиться в путешествие в лес. Но оказалось, что они не знают, на чём лучше добраться до леса. Помогите им выбрать транспорт.

Активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт»

Обогащение экспрессивной речи. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Упражнение «Выбери транспорт».

Логопед раскладывает плоскостные изображения транспорта: поезда, самолёта, корабля, машины, автобуса.

Логопед:

Назовите транспорт, который вы видите на картинках и выберите тот, в названии которого слышится звук [ш].

Дети выполняют задание, проговаривая четко слова, выделяя звук.

Логопед:

Спасибо, что помогли выбрать транспорт, на котором мишка и мышка смогут добраться до леса.

Логопед:

Друзья быстро сложили вещи в машину и поехали. В дороге случилась беда: у машины спустилась шина. Её надо подкачать.

2. Уточнение правильного произношения звука [с].

Упражнение «Насос».

Логопед:

Взял мишка насос и стал качать шину вот так: с-с-с. Трудно одному качать. Помогите ему.

Дети произносят звук [с], подражая звуку насоса.

Логопед:

Приятели добрались до леса. К лесу шла дорожка. Давай вместе с мишкой и мышкой пройдём по ней.

Логопед показывает изображение леса на экране компьютера.

3. Развитие тактильных ощущений.

Упражнение «Тактильная дорожка».

Ребёнок «идёт» пальчиками по тактильной дорожке, проговаривая стихотворение.


По лесной дорожке,

Зашагали ножки.

По камешкам прыг - скок,

Через ручеёк, прыг - скок.

Вот и пришли в лесок.

На дорожке приятели увидели ландыш.

Логопед показывает картинку с изображением ландыша на экране компьютера.

4. Развитие длительного плавного выдоха.

Дыхательная гимнастика. Упражнение «Ах, как пахнет».

Логопед:

Ребята, вы знаете, как приятно пахнет ландыш? У него очень нежный, свежий, тонкий аромат.

Встаньте около стульчика и опустите руки. Представьте, что вы вдыхаете аромат ландыша.

По моей команде сделайте короткий вдох, а потом длительный выдох и на выдохе скажите: «Ах, как приятно пахнет!»

Дети выполняют задание.

Логопед:

Пошли они дальше и вдруг мышонок зацепился за сук и порвал штанишки.

К счастью, Мишка взял с собой в дорогу катушку ниток и острую иголку.

Пока Миша зашивает штанишки, мы с вами поиграем.

5. Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед приглашает детей к зеркалу, напоминает, что нужно сесть правильно, выпрямив спину, положив спокойные руки на колени, а сам садится за спиной так, чтобы они хорошо видели его лицо.

Показ упражнений в виде картинного материала артикуляционной гимнастики на компьютере

Упражнение «Иголочка».

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, острый как жало. Удерживать язык в таком положении 5 сек.

Логопед:

Зашил мишка штанишки и пошли они гулять по лесу. По дороге приятели встретили разных животных.

Логопед: Белка угостила их орешками.

Упражнение «Орешек».

При закрытом рте упираем напряжённый кончик языка то в левую, то в правую щёку. Выполняем 5-7 раз. Затем даём детям время для отдыха.

Логопед:

Ёж угостил грибочками.

Упражнение «Грибочек». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Язык - это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка гриба. Кончик языка не должен подворачиваться, а губы - в улыбке. Удерживать в таком положении 5 сек.

Логопед:

Заяц чашкой чая с вкусным вареньем.

Упражнение «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть кверху в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Упражнение «Вкусное варенье». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой). Выполняем 5-7 раз. Затем даём детям время для отдыха.

Логопед:

Попрощались мишка Миша и мышка Маша с новыми друзьями и пошли дальше гулять по лесу.

Давайте и мы присоединимся к ним.

6. Развитие общей моторики, координации речи и движений.

Речедвигательная ритмика «Здравствуй, лес».

Звучит фонозапись «Звуки леса»


Здравствуй, лес, прекрасный лес!                  Широко разводить руки в стороны.

Ты полон сказок и чудес!                  Поворачиваться вправо-влево с вытянутыми руками.

Ты о чём шумишь листвою              Поднимать руки вверх.

Ночью тёмной, грозовою?           Выполнять покачивания вправо-влево.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?                               Всматриваться вдаль, держа ладонь над бровями.

Всё открой не утаи,                     Широко разводить руки в стороны.

Ты же видишь - мы свои!                 Прижимать ладони к груди.

Логопед:

Оказались они в сосновом бору. Высокие сосны стояли стеной, заслоняя собой солнце. (Показ очередного слайда на компьютере)

Логопед:

Ребята, вы узнаете, что растёт на соснах, если поможете закончить загадку, подскажете недостающее слово.

Логопед загадывает загадку.


На сосну

Забрался мишка.

Там росла большая ... (шишка)

(В. Степанов)

Логопед:

Ребята, давайте поиграем с шишкой.

(Детям даются шишки)

7. Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений.

Упражнение «Шишка». (Показ упражнения)

Шишку в ладошке я крепко держу,

Шишку в ладошке кручу и кружу.

Я крепко, сжимаю шишку в ладошке,

Она убегает, как мышка от кошки.

Логопед:

Долго гуляли в сосновом бору мишка Миша и мышка Маша и очень устали, а тут уже и солнышко стало садиться. Подошло время готовиться ко сну.

Пора возвращаться домой!

Итог занятия. Рефлексия.

Логопед:

И нам тоже, ребята, пора сказку заканчивать.

Как во всех сказках говорится: «Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!»

Логопед:

Скажите, ребята, как называлась наша сказка?

Дети: Сказка про мышку Машу и мишку Мишу.

Логопед:

Кто её герои?

Дети: мышка Маша и мишка Миша

Логопед:

Что вам больше всего запомнилось из путешествия наших героев?

Ответы детей

Логопед:

Какие задания были для вас трудными? Ответы детей.

Логопед:

Я надеюсь, вы расскажите эту сказку своим родным и друзьям.

А на память о наших героях и рассказанной вами сказке даю вам кузовок со сладкими шишками.



Список используемой литературы:

Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающте технологии в ДОУ. – М., 2007. 

Макунина Е.Б. Придумываем истории и сказки. Журнал «Ребенок в детском саду» 6-2005г. с.35.

Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.

Шорохова О.А. Играем в сказку. - М.2006.

Интернет – источники www.cka3ka-pro.ru











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.