Конспект логопедической коррекционной деятельности «Не скучаю Ч и Щ я повторяю»
Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с детьми ОВЗ в 3 периоде
«Не скучаю Ч и Щ я повторяю».
Коррекционно-образовательные цели:
уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков [Ч ] и [Щ], соотнести звуки с буквами,
сформировать орфографический навык, познакомив с правилом написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,
поработать над анализом и синтезом.
Коррекционно-развивающие цели:
развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать,
развивать связную речь,
развивать выразительность речи,
уточнение и расширение словаря, систематизация словаря по теме «профессии».
Коррекционно-воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.
Оборудование:
ТСО,
презентация,
картинки на звуки по теме,
«вставь букву Ч или Щ»,
касса букв,
листы с заданиями,
карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят полукругом у стульев.
Логопед: Мячик маленький возьмём
(дети берут колючие мячи под своим стулом)
И в руках его сожмём,
Покатаем по ладошкам и закинем все в лукошко.
(Дети закидывают мячи в большую корзину)
Все на стулья тихо сядем сказку малую увидим.
(Дети инсценируют сказку «Маленький паровозик и Цветок».)
Ехал маленький Паровозик и пел свою мягкую песенку: «Ч-ч-ч», вдруг он увидел, что пчелки кружатся над чем-то ярким. Это рядом с дорогой вырос очень красивый Цветок. Но Цветок не замечал Паровозика, ведь ему пели свои песенки пчелки. И тогда Паровозик, вздохнув носиком, начал тянуть, пока хватило воздуха. Вот так: «Ч----»! и получилась красивая, но совсем другая песенка: «ЩЩЩ».
Цветок завертел яркой головой, отыскивая своего любимого друга Ветерка, ведь именно он, прилетая в гости, пел ее, и качал Цветок на стебельке, как на качелях. Но друга нигде не было, а рядом стоял Паровозик.
- Это ты спел такую песенку? – спросил Цветок.
- Да, я. – ответил Паровозик.
- Но ведь это поет Ветерок, – продолжал Цветок.
- А я, если захочу, могу петь песенку твоего друга.
- Она мне нравится, спой еще раз! – попросил Цветок.
Характеристика звуков.
- Как вы думаете, с какими звуками мы будем работать на занятии? (Ч и Щ)
- Скажите, что вы знаете о звуке Ч? (Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий).
- Дайте характеристику звука Щ. (Он согласный, глухой, всегда мягкий).
- Что общего в этих звуках? (Они согласные, глухие, всегда мягкие).
- Чем отличаются? (Отличаются произнесением Ч – короткий ,а Щ длинный) Губы при звуке Ч – округлены и вытянуты вперед, а при Щ – немножко улыбаются.
- А какими буквами обозначаются эти звуки? Найдите эти буквы среди других и обведите.
3. Речевая зарядка.
- Приготовьтесь к речевой зарядке, не забывайте передать мою интонацию.
Ча-ща-ча, чу-чу-щу, щи-щи-чи.
Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща?
Чу-чу-чу – я гулять хочу!
Щи-щи-щи – мы ели щи?
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ча-ща-ча,
Чайка-щавель-и свеча,
Чи-щи-чи,
Чижик-ящик-две свечи,
Чо-що-чок,
Чертик-щетка-кулачок,
Чу-щу-чук,
Чубчик- щучка-каучук.
4. Дифференциация звуков [Ч] – [Щ].
(Д/и «Чебурашка и щенок»)
- Предлагаю вам поиграть в игру «Чебурашка и щенок».
У меня в коробке картинки, в названии которых встречаются звуки Ч или Щ. Чебурашка будет собирать слова со звуком Ч, щенок – со звуком Щ. Вам надо назвать слово, ваша задача не только узнать звук, но и определить место звука в слове. (Ящик, черепаха, щит, мяч и т.д.)
5. Динамическая пауза.
- А теперь немного отдохнем.
Вы теперь не ребятишки,
Не девчонки и мальчишки,
А веселые мячи!
Так что прыгай и скачи!
Девочки и мальчики прыгают как мячики.
Мячик прыгал и скакал,
На иголку набежал…
Он все ниже опускается,
Воздух тихо выдувается.
- А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика.
6.«Сказка о том, как буквы Ч и Щ поссорились с буквами Я и Ю».
- Буквы Ч и Щ приготовили для вас сказку.
Однажды буквы Я, Ю, А, У позвали играть в прятки буквы Щ и Ч. Они посчитались и выпало искать буквам Ч и Щ. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буквы Ч и Щ уже все обошли, нашли А, У, а Я и Ю все никак не найдут. Искали, искали, так и не нашли, решили пойти домой. Проходят буквы Ч и Щ мимо соседнего домика, видят – Я и Ю, как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделись Ч и Щ, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе. А вот с буквами А и У буквы Ч и Щ подружились.
С тех пор ЧА - ЩА пишутся только с А.
ЧУ - ЩУ пишутся с буквой У.
- Придумайте слова с этими слогами. (Часики, часто, чудо, чаща, щука, ищу, роща, чудеса, гуща, пища).
Напишите в листе с заданием ЧА ЩА ЧУ ЩУ. (Дети пишут, а логопед проверяет правильность удержания карандаша и написания букв.)
7. «Сложи слова».
СЫ ЧА, КА ЩУ.
(Дети выкладывают слова из кассы букв.)
8.Звуковой анализ слов. Написание слов в листе с заданием.
МЯЧ, ДАЧА, РОЩА.
9. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии. (Д/и «Кто это?»)
Работает на экскаваторе - экскаваторщик.
Работает на подъемном кране –
Дрессирует животных –
Чистит обувь –
Работает на почте –
Играет на скрипке –
Играет на барабане –
Работает в магазине –
Ухаживает за птицей –
10. Итог.
Если вам понравилось наше занятие поднимите большой палец вверх, если нет – опустите его. Что запомнилось? …
Молодцы! За активную работу вы получаете ручки. Они пригодятся в школе.