Конспект логопедической коррекционной деятельности «Не скучаю Ч и Щ я повторяю»

0
0
Материал опубликован 25 March 2019

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с детьми ОВЗ в 3 периоде

«Не скучаю Ч и Щ я повторяю».

Коррекционно-образовательные цели:

уточнить артикуляционные и акустические признаки звуков [Ч ] и [Щ], соотнести звуки с буквами,

сформировать орфографический навык, познакомив с правилом написания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,

поработать над анализом и синтезом.

Коррекционно-развивающие цели:

развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, умение сравнивать,

развивать связную речь,

развивать выразительность речи,

уточнение и расширение словаря, систематизация словаря по теме «профессии».

Коррекционно-воспитательные цели:

формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Оборудование:

ТСО,

презентация,

картинки на звуки по теме,

«вставь букву Ч или Щ»,

касса букв,

листы с заданиями,

карандаши.

Ход занятия.

Организационный момент.  

Дети стоят полукругом у стульев.

Логопед: Мячик маленький возьмём

(дети берут колючие мячи под своим стулом)

И в руках его сожмём,

Покатаем по ладошкам и закинем все в лукошко.

(Дети закидывают мячи в большую корзину)

Все на стулья тихо сядем сказку малую увидим.

(Дети инсценируют сказку «Маленький паровозик и Цветок».)

    Ехал маленький Паровозик и пел свою мягкую песенку: «Ч-ч-ч», вдруг он увидел, что пчелки кружатся над чем-то ярким. Это рядом с дорогой вырос очень красивый Цветок. Но Цветок не замечал Паровозика, ведь ему пели свои песенки пчелки. И тогда Паровозик, вздохнув носиком, начал тянуть, пока хватило воздуха. Вот так: «Ч----»! и получилась красивая, но совсем другая песенка: «ЩЩЩ».

   Цветок завертел яркой головой, отыскивая своего любимого друга Ветерка, ведь именно он, прилетая в гости, пел ее, и качал Цветок на стебельке, как на качелях. Но друга нигде не было, а рядом стоял Паровозик.

-  Это ты спел такую песенку? – спросил Цветок.

- Да, я. – ответил Паровозик.

- Но ведь это поет Ветерок, – продолжал Цветок.

- А я, если захочу, могу петь песенку твоего друга.

- Она мне нравится, спой еще раз! – попросил Цветок.

Характеристика звуков.

- Как вы думаете, с какими звуками мы будем работать на занятии? (Ч и Щ)

- Скажите, что вы знаете о звуке Ч? (Звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий).

- Дайте характеристику звука Щ. (Он согласный, глухой, всегда мягкий).

 - Что общего в этих звуках? (Они согласные, глухие, всегда мягкие).

- Чем отличаются? (Отличаются произнесением Ч – короткий ,а Щ длинный) Губы при звуке Ч – округлены и вытянуты вперед, а при Щ – немножко улыбаются.

- А какими буквами обозначаются эти звуки? Найдите эти буквы среди других и обведите.

3. Речевая зарядка.

- Приготовьтесь к речевой зарядке, не забывайте передать мою интонацию.

Ча-ща-ча, чу-чу-щу, щи-щи-чи.

Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща?

Чу-чу-чу – я гулять хочу!

Щи-щи-щи – мы ели щи?

Чо-чо-чо – ох, как горячо!

Ча-ща-ча,
Чайка-щавель-и свеча,
Чи-щи-чи, 
Чижик-ящик-две свечи,
Чо-що-чок,
Чертик-щетка-кулачок,
Чу-щу-чук,
Чубчик- щучка-каучук.

4. Дифференциация звуков [Ч] – [Щ].

(Д/и «Чебурашка и щенок»)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Чебурашка и щенок».

У меня в коробке картинки, в названии которых встречаются звуки Ч или Щ. Чебурашка будет собирать слова со звуком Ч, щенок – со звуком Щ. Вам надо назвать слово, ваша задача не только узнать звук, но и определить место звука в слове. (Ящик, черепаха, щит, мяч и т.д.)

5. Динамическая пауза.

- А теперь немного отдохнем.

Вы теперь не ребятишки,

Не девчонки и мальчишки,

А веселые мячи!

Так что прыгай и скачи!

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал,

На иголку набежал…

Он все ниже опускается,

Воздух тихо выдувается.

- А теперь поиграем так, если я скажу [ч] – вы прыгаете как мячики, а если [щ] – показываете, как выходит воздух из мячика.

6.«Сказка о том, как буквы Ч и Щ поссорились с буквами Я и Ю».

- Буквы Ч и Щ приготовили для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А, У позвали играть в прятки буквы Щ и Ч. Они посчитались и выпало искать буквам Ч и Щ. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буквы Ч и Щ уже все обошли, нашли А, У, а Я и Ю все никак не найдут. Искали, искали, так и не нашли, решили пойти домой. Проходят буквы Ч и Щ мимо соседнего домика, видят – Я и Ю, как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделись Ч и Щ, с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе. А вот с буквами А и У буквы Ч и Щ подружились.

С тех пор ЧА -   ЩА  пишутся только с А.

ЧУ -  ЩУ  пишутся с буквой У.

- Придумайте слова с этими слогами. (Часики, часто, чудо, чаща, щука, ищу, роща, чудеса, гуща, пища).

Напишите в листе с заданием ЧА ЩА ЧУ ЩУ. (Дети пишут, а логопед проверяет правильность удержания карандаша и написания букв.)

7. «Сложи слова».

СЫ   ЧА,       КА   ЩУ.

(Дети выкладывают слова из кассы букв.)

8.Звуковой анализ слов. Написание слов в листе с заданием.

                   МЯЧ, ДАЧА, РОЩА.

9. Закрепление словообразования существительных, обозначающих профессии. (Д/и «Кто это?»)

Работает на экскаваторе - экскаваторщик.

Работает на подъемном кране –

Дрессирует животных –

Чистит обувь –

Работает на почте –

Играет на скрипке –

Играет на барабане –

Работает в магазине –

Ухаживает за птицей –

10. Итог.

Если вам понравилось наше занятие поднимите большой палец вверх, если нет – опустите его. Что запомнилось? …

Молодцы! За активную работу вы получаете ручки. Они пригодятся в школе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.