Конспект музыкального занятия для старшей группы Тема занятия: «Три кита в музыке — Знакомство с маршем»
Конспект музыкального занятия для старшей группы
Тема занятия: «Три кита в музыке — Знакомство с маршем»
Цель: Ознакомление детей с жанром маршевой музыки, развитие чувства ритма и уверенности в движении, музыкальных способностей через выполнение движений под маршовую музыку.
Задачи:
• Обучающие:
Дать детям представление о марше как музыкальном жанре, аучить различать марш среди других музыкальных произведений по характерным признакам (ритм, мелодия, темп).Развить умение передавать характер марша в движениях.
• Развивающие:
Развивать музыкальный слух, чувство ритма и темпа, координацию движений, пластичность, выразительность, воображение и фантазию.
• Воспитательные:
Воспитывать чувство дисциплины и организованности (через имитацию маршировки), интерес к музыке и музыкальному искусству.
Материалы:
• Пример маршевой музыки .
• Видео марша
• Музыкальные инструменты (барабаны, детские музыкальные инструменты).
• Просторное помещение для проведения игры.
• фото «три кита»
Ход занятия:
1. Введение
Приветствие детей.
Побежали ножки весело по кругу
Привели нас ножки по дороге к другу
Раз, два, три, Головкой поклонись
Раз, два, три, Мило улыбнись
Сегодня мы с вами, отправимся путешествовать в волшебную страну музыки. И поговорим о музыкальных жанрах. Замечательный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский назвал их так: «Три кита» в музыке. Вы спросите меня: причем же здесь киты, ведь мы говорим о музыке. Посмотрите на наших трех китов (показ китов). А вот чтобы вы поняли, какое отношение киты имеют к музыке, я расскажу вам интересную историю. Давным-давно, очень много лет тому назад, люди пытались понять, на что похожа Земля, на которой они живут. Они еще не знали, что Земля похожа на большой круг, со всех сторон окруженный морями и океанами. А чтобы этот круг никуда не провалился, держат его три огромных, могучих кита. Древние люди верили, что эти три кита поддерживают Землю. Есть также «три кита» в музыке.
На этих «трех китах» - трех основных жанрах – держится вся волшебная страна музыки.
Что же это за «три кита», спросите вы? Самое интересное, что они вам очень хорошо знакомы.
Марш-это наш первый «кит»
Танец – это наш второй «кит».
Песня – это наш третий «кит».
Сегодня мы с вами поговорим о марше первый «кит»
Вы знаете, что такое марш?
2. Основная часть
Воспитатель объясняет, что марш — это особый музыкальный жанр, который часто используется в военной музыке и парадах.
Прослушивание примера марша.
Показать детям видео марша. Рассказ о марше.
Марш означает «шествие», «движение вперёд». Это музыкальный жанр, который отмечен ритмичной музыкой. Обычно марш исполняется на духовых и ударных инструментах.
Марши звучат не только на музыкальных и физкультурных занятиях в зале. Например, их можно услышать, гуляя в парке, или на параде.
Музыка марша — это не только аккомпанемент шагам, но и портрет шагающих. По тому, как двигается человек или сказочный герой, становится ясно не только как он выглядит, но и что у него на душе и чего от него можно ожидать.
Также можно рассказать о разных видах маршей: спортивных, военных, праздничных.
1. Спортивный марш звучит легче, звонче и более подвижен. Он проводится на физкультурных парадах и соревнованиях и настраивает игроков на победу.
2. Военный марш звучит громко, чётко и бодро. Распространён в армии и призван вселять в воинов бодрость и поднимать их боевой дух.
3. Праздничный марш открывает торжество.
Таким образом, каждый из этих видов маршей передаёт определённые эмоции и чувства, характер марширующих, событие, с которым связано его исполнение.
Давайте с вами попробуем промаршировать
Сейчас нам надо встать в круг, я включаю марш, а вы попробуете идти в такт музыке, поднимая колени высоко и маршируя на месте.
(Показываю как правильно маршировать)
Ввести элементы «марширования» с изменением направлений (влево, вправо, вперед, назад).
А вы теперь попробуем угадать, где какой марш. Я вам включу несколько примеров разной маршевой музыки (быстрый, медленный, торжественный), ответы принимаются только по поднятой руке!
3.Заключительная часть
Какой марш вам понравился больше всего? Быстрый, медленный или торжественный? Понравилось ли вам занятие?
Вы такие умнички,, все активно участвовалие!
Но прежде чем мы пойдем, хочу вам сказать, что марш — это не только музыка, но и движения.
А теперь давайте завершим занятие веселым маршем, будем все двигаться в ритме под энергичную музыку.
Итог занятия:
Дети познакомились с основами маршевой музыки, развили музыкально-ритмические навыки, а также получили возможность выразить свои эмоции через движение и музыку.
Кияйкина Наталья Федоровна