Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ложки музыкальные»

4
1
Материал опубликован 17 June

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Ложки музыкальные»

Луненок Н.В,

 Музыкальный руководитель МБДОУ «ДС №79» г. Братска

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная группа

Тема: «Ложки музыкальные»

Культурная практика: музыкально-познавательная деятельность

Культурно-смысловой контекст: развитие социальной активности дошкольников через формирование познавательного интереса к процессу получения новых знаний.

Цель: знакомство с деревянной ложкой, приобретение опыта игры на деревянных ложках в процессе музыкально-познавательной деятельности.

Образовательные задачи:

Обучающие:

- расширение представлений о ложке, ее разновидностях, внешнем виде и назначении;

- знакомство с нетрадиционным способом использования ложек; освоение процесса игры на ложках;

Развивающие:

- развитие интереса детей к истории появления и использования ложки, открытие новых знаний о знакомом предмете;

- развитие творческих способностей детей через познавательную активность и творческое самовыражение в музыкальной деятельности.

Воспитательные:

- воспитание коммуникативных способностей детей;

- воспитание умения соблюдать правила поведения в группе;

- воспитание способности исполнять правила выполнения упражнений.

Оборудование: фортепиано, компьютер (ноутбук), колонки, мультимедийное оборудование (проектор, экран), наборы деревянных ложек, стульчики для детей.

Ход образовательной деятельности

1. Введение в игровую ситуацию (Мотивационный этап):

Дети заходят в зал под русскую народную музыку, здороваются с педагогом и рассаживаются на стульчики (Мелодия песни «Ах вы, сени мои, сени»).

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла русская Матрешка, давайте поприветствует ее поклоном, как это было принято на Руси.

(В зал входит воспитатель в костюме матрешки, в руках у нее яркий мешочек, внутри – деревянные ложки. Дети встают возле своих стульчиков и при появлении Матрешки вслед за музыкальным руководителем кланяются, затем рассаживаются по местам).

Матрешка: Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла вам подарок. Он находится в этом красивом мешочке. Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы, пожалуйста, отгадайте, что у меня в этом мешочке находится. Слушайте загадку:

    Сама не ест и есть не просит, -

    Всё людям приносит...

                    (предполагаемые ответы детей)

Матрешка: Ну вот, не отгадали. Давайте еще одну загадку:

    Длиннохвостая лошадка

    Привезла нам каши сладкой

    Ждет лошадка у ворот –

    Открывай пошире рот (ложка).

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! (достает из мешочка и показывает детям расписные деревянные ложки). Вот какие яркие, красивые и все такие разные – большие, средние, маленькие расписные деревянные ложки! Вы когда-нибудь кушали такими ложками? (предполагаемые ответы детей). Правильно, ребята, эти ложки не предназначены для еды. Как вы думаете, почему эти ложки такие красивые? И для чего их так красиво расписывали? (предполагаемые ответы детей). Посмотрите внимательно, ведь роспись у всех ложек разная! Формы узоров разные, и цвета разные. Давайте спросим у Матрешки, почему такие разные ложки?

2. Актуализация знаний (информационный, аналитико-практический этап):

Матрешка: Оказывается, в старину деревянные ложки изготавливали не только для того, чтобы из них кушать. Как вы, ребята, думаете, что еще можно было делать при помощи ложки? (предполагаемые ответы детей). Оказывается, с помощью ложек играли в игры, их использовали как музыкальный инструмент, а еще они считались самым красивым памятным сувениром, их с любовью дарили самым дорогим гостям. Люди очень любили свой дом, почитали свой край, поэтому в каждой области расписывали ложи по-своему. По росписи можно было узнать, в каком краю России их изготовили. А мастера, которые расписывали ложки, были очень известными и почитаемыми людьми. Назывались ложки, как и русские гармошки, по названию того края, где их расписывали.   Хотите узнать, где это происходило? Давайте посмотрим!

Музыкальный руководитель: Мы сейчас послушаем песню и посмотрим видеоклип про ложки. А вы, пожалуйста, запомните, о каких областях России идет речь.

(Дети просматривают видеоклип с исполнением песни «Ложки деревенские, муз. и сл. З.Я.Роот).

Музыкальный руководитель: Давайте, ребята, вместе с Матрешкой повторим те области России, где расписывали ложки (дети вслед за музыкальным руководителем перечисляют названия областей из припева песни):

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские,

Ложки деревенские!

          Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, мы почти выучили песню про деревенские ложки! Давайте мы ее будем еще раз слушать и вместе подпевать припев!

(Дети вместе с музыкальным руководителем исполняют песню под фонограмму)

Матрешка: В старину люди очень почтительно относились к ложке. На Руси существовало много примет про ложки:

1. Если уронить ложку – придет в гости женщина, если нож – мужчина

2. Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.

А еще существовали пословицы про ложку. Мы с вами их уже знаем, давайте повторим:

1. Дорога ложка.... (к обеду), а там хоть под лавку

2. Один с сошкой, семеро .... (с ложкой)

3. Ложка – не крошка, рот (не поцарапает)      

Музыкальный руководитель: Ну вот, какие вы молодцы! Так хорошо выучили пословицы про ложку! А теперь давайте немного поиграем в игру «Передай ложку по кругу». Становитесь все в кружок, и пока звучит музыка, передавайте друг другу ложку по кругу. У кого останется ложка после окончания музыки, тот выходит в середину круга и пляшет с Матрешкой.

Матрешка:

Ты беги, скорее, ложка

Быстро-быстро по рукам

У кого осталась ложка,

Тот в кругу танцует нам

(выполняется игра «Передай ложку» под музыку «Ах вы, сени мои, сени»,

2-3 круга)

3. Затруднение в игровой ситуации (проблемная ситуация) «Возьми ложку в ладошку»:

 Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним, что ложки были одним из самых любимых музыкальных инструментов! Играть на них совсем не сложно. Как вы думаете, как это можно сделать? (предполагаемые ответы детей).

Матрешка: Присаживайтесь на свои стульчики. Давайте посмотрим и послушаем, как на Руси играли на ложках.

(Дети слушают музыку - видеоклип «Барыня» с игрой на ложках и гармони)

Музыкальный руководитель: Скажите, ребята, сложно играть на ложках? (предполагаемые ответы детей).

Матрешка: Ну так давайте с вами учиться играть на ложках! Сейчас мы возьмем в руки по 2 ложки и попробуем на них поиграть.

(Матрешка раздает каждому ребенку по 2 ложки,

они пробуют беспорядочно стучать ими друг об друга)

Музыкальный руководитель: Оказывается, ребята, есть специальные приемы игры на ложках. И с одним из них мы сейчас познакомимся. Держите свои ложки в руках и смотрите, как нужно правильно держать ложки в ладошке, чтобы они красиво звучали.

4. Открытие нового знания:

(Дети сидят на стульчиках и просматривают видеоролик «Как играть на ложках»)

 Матрешка: Теперь, мы знаем как надо правильно держать ложки в ладошках.

Музыкальный руководитель: Берите одну ложку в левую ладошку так, чтоб длинный хвостик ее был повернут к вам. Выпуклая часть ложки должна быть сверху. Повторяйте за мной! (показывает). Вторую ложку берите в правую руку за хвостик. Выпуклая часть правой ложки должна быть снизу (показывает).


5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений:

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! У вас все отлично получается! А теперь давайте со мной вместе будем играть на ложках. Сначала без музыки. Мы играем ровными нотками, вот так (показывает). Повторяйте со мной вместе!

(Музыкальный руководитель играет ровными четвертными длительностями, дети повторяют)

Матрешка: Как у вас хорошо получается!

Музыкальный руководитель: А теперь мы выучим с вами специальный ритмический рисунок, запоминайте! (исполняет ритмический рисунок: две восьмые, три четвертные).

Матрешка: Ой, как красиво! Так это же наша знакомая песня «Ах вы, сени мои, сени!». Мне уже танцевать хочется! Давайте скорее под музыку!

Музыкальный руководитель: Очень хорошо, Матрешка! А теперь, ребята, повторяйте все вместе со мной под музыку!

(Под музыку РНП «Ах вы, сени мои, сени» дети повторяют на ложках ритмический рисунок из двух восьмых в затакте и трех четвертных в такте). 

Матрешка: Ребята, а хотите мы сейчас сыграем с вами в игру «Пронеси в ложке картошку». Положите, пожалуйста, свои ложки на стульчики и становитесь в две шеренги. Каждая команда под музыку будет в ложке проносить картошку и передавать ложку с картошкой следующему игроку. Вам надо дойти с картошкой в ложке до стульчика, вокруг него и обратно. Выиграет та команда, которая не уронит ложку и картошку!  

Музыкальный руководитель: Не забывайте, ребята, что мы уже умеем играть на ложках. Кто уже пронес картошку в ложке, могут брать свои ложки и подыгрывать под музыку.

(Дети под музыку РНП «Ах вы, сени мои, сени» выполняют игру «Пронеси картошку в ложке»)

6. Осмысление (рефлексивный этап):

Матрешка: Молодцы, дети! Вы сегодня очень хорошо поработали! Давайте еще раз вспомним, какие названия имеют наши деревянные ложки? (Дети вслед за музыкальным руководителем произносят припев песни).

Музыкальный руководитель:  А что можно с ложками делать? (Ответы детей).

Матрешка: А вам, ребята, понравилось играть с такими красивыми ложками? Вы сегодня все так старались, я хочу вам подарить вот эти раскраски (показывает детям раскраски, на которых изображены ложки с разной росписью)

Музыкальный руководитель и дети благодарят Матрешку и прощаются.  

Музыкальный руководитель: Дети, понравилось вам сегодняшняя встреча с Матрешкой? Что больше всего запомнилось? Ответы детей.

Прощаться, как известно, не очень интересно.

Но мы кивнем головкой, помашем на прощанье

И дружно-дружно вместе мы скажем: «До свидания!»

Дети уходят из зала.


Комментарии

Спасибо, Наталья Владимировна! Замечательное занятие получилось! :)

17 June

Сборник методических разработок и педагогических идей