Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста «"Времена года" П.И. Чайковского»
Сметанкина Тамара Васильевна, музыкальный руководитель
МБДОУ детского сада № 9 «Малыш», с. Шира, Хакасия
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Времена года» П. И. Чайковского
Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе знакомства с циклом «Времена года» П. И. Чайковского
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления детей с циклом пьес П. И. Чайковского «Времена года» (художественно-эстетическое развитие)
2. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (речевое развитие)
3. Способствовать формированию музыкально-ритмических движений, художественно-эстетических представлений, развитию эмоциональной отзывчивости на музыку (художественно-эстетическое развитие)
4. Способствовать самостоятельному выбору ребёнком партнеров; развитию умения взаимодействовать в команде: договариваться, проявлять уважительное отношение к партнеру (социально-коммуникативное развитие)
5. Создать условия для стимулирования самостоятельного поиска решений в проблемно-поисковых ситуациях, для развития логического и ассоциативного мышления (познавательное развитие)
Организация детских видов деятельности: общение ребёнка со взрослым, общение ребёнка со сверстниками, различные формы музыкальной активности (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, беседа о музыке) и совместной продуктивной деятельности (аппликация).
Методы и приемы: проблемно-поисковый, практический, наглядный, словесный, игровой.
Технологии: Игровая технология (сюжетная форма проведения ООД). Социоигровые технологии (коллективная игра, пение в подгруппах). Личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества). Технология проблемного обучения, ИКТ.
Материалы и оборудование: Аудио файлы, видеофильм и ноты «Времена года» П. И. Чайковского, карточки с музыкальными инструментами, портрет композитора, цветы для импровизационного танца, 4 платковые куклы, ватманы, цветы, кисточки, клей ПВА.
Предварительная работа: Знакомство с несколькими пьесами из цикла «Времена года», с биографией композитора, историей создания цикла пьес «Времена года», музыкальными инструментами, создание ситуации для возникновения желания узнать новые произведения из этого цикла.
Этапы образовательной деятельности |
Организация рабочего пространства |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
Психолого-педагогические условия/ Условия социальной ситуации развития |
Вводная часть организационный и мотивационный этапы Цель: создание условий для обеспечения мотивации и принятия детьми цели своей деятельности.
Основная часть - Цель: создание условий для организации музыкальных форм активности
Заключительная часть рефлексивно-оценочный этап Цель: создание условий для структурирования знаний, рефлексии |
Звучит «Февраль. Масленица», на столе сундук с 4 платковыми куклами
Портрет П. И. Чайковского, стойки для размещения кукол по залу: Весна, Лето, Осень, Зима, цифры-нотки
стихотворение: «Голубенький, чистый А подле - сквозистый
стихотворение: «Сенокос идет в июле, Где-то гром ворчит порой. и готов покинуть улей Молодой пчелиный рой.
фонограмма Отрывок видеозаписи на музыку «Октябрь. Осенняя песнь»
Большие ватманы, засушенные листья для гербария, клей, кисточки и салфетки |
Приглашает детей в зал, разбирает содержимое сундука - Как вы думаете, на кого похожи эти куклы? Что за музыка вас встречала? - Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями П. И. Чайковского. Вначале давайте вспомним, какие произведения мы уже слушали? - Как вы думаете, почему наше знакомство с циклом началось с «Осенней песни»? -Автор задумал посвятить каждому месяцу одно небольшое произведение, поэтому их было 12. Действительно, это произведение посвящено октябрю. - Каким по счёту это произведение стояло у автора? Почему? - Сегодня мы будем слушать знакомые и новые произведения, а вот какие, нам подскажут куклы… - Подойдите каждый к одной из 4-х кукол и сообща найдите спрятанный номер произведения и по нему определите название месяца. Только после этого мы начнём слушать музыку.
- Кто уже знает названия произведений? Верно, мы уже знакомились с этими произведениями и сегодня посмотрим отрывки из видеофильмов на эту музыку. А вот два других произведения попробуйте отгадать. Я прочитаю вам стихотворение… - Кто-то уже догадался, какому цветку посвятил музыку П. И.? Давайте подойдём к Весне и закружимся в нежном вальсе под музыку Чайковского «Подснежник»
- У каждого получился свой замечательный танец, а мы продолжаем отгадывать, какое произведение будет звучать….
- Давайте послушаем музыку и тогда будет понятно – это Песня косаря или жужжание пчёл… - Действительно, это звучала пьеса «Июль. Песня косаря» Следующее произведение вам знакомо и, думаю, вы с удовольствием его ещё раз послушаете…. Какая музыка по характеру? - Ребята, посмотрите, сколько разноцветных листьев у нас сохранилось с осени! Не хочется, чтобы такая красота пропала. Я предлагаю вам, ребята, пройти к столам и выполнить коллективную работу. Вы сами распределитесь по подгруппам и решите, что какой узор будет выкладывать.
- Пока работа подсохнет, давайте вспомним, какие произведения мы слушали? Какие времена года относятся к этим произведениям? - Что вам больше всего понравилось? - Давайте вместе вспомним по - порядку месяцы в году. - К каким месяцам мы не послушали музыку? Хотите, скажу, как называются эти произведения? Давайте решим, что послушаем с вами завтра. Платковые куклы можете взять в группу и поиграть… |
Дети подходят к стульчикам, садятся, задают вопросы ответы детей: на времена года, музыка из цикла «Времена года»
ответы детей: «Осенняя песнь», «Масленица», «У камелька»… Предположения детей: тогда была осень, время года совпало с названием пьесы…
ответы: № 10 - это 10-й месяц в году
Дети находят у кукол цифры-нотки под номерами: «4», «7», «1» и «10»
ответы детей: апрель, июль, январь и октябрь
«Осенняя песнь» и «У камелька»
Предположения детей: Подснежнику…
Выполняют танцевальную импровизацию с цветами
Предположения детей: пчёлы, сенокос…
Смотрят видео, слушают
Ответы детей Слушают музыку и выполняют творческую коллективную работу Высказывают своё мнение, предлагают варианты называют произведения, повторяют месяцы с января по декабрь по порядку
отвечают на вопросы
|
Создание условий для совместной деятельности.
Условия для выражения детьми своего мнения.
Условия для развития речевой активности
условия для активизации мыслительной деятельности.
Условия для развития внимания, умения взаимодействовать в команде
Условия для развития речевой активности, активизация мыслительной деятельности.
Условия для развития эмоциональной отзывчивости на музыку, самостоятельного выбора танцевальных движений
Условия для самостоятельного поиска решений в проблемно-поисковых ситуациях
Условия для выражения детьми своего мнения. Условия для развития эмоциональной отзывчивости на музыку
Условия для развития умения взаимодействовать в команде: договариваться, проявлять уважительное отношение к партнеру
Условия для развития речевой активности, активизация мыслительной деятельности.
Условия для рефлексии, планирования своей будущей деятельности |
Источники информации:
http://mamin-navigator.ru/knigi/stixi/stixi-pro-vremena-goda.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/01/10/stihi-o-vremenah-goda
https://vk.com/videos351852628?z=video351852628_456239017%2Fpl_351852628_
https://vk.com/videos351852628?z=video351852628_456239021%2Fpl_351852628_-2
Пшеничнова Ирина Александровна
Сметанкина Тамара Васильевна