Конспект занятия по обучению грамоте «Путешествие в страну Знаний»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
«Путешествие в страну Знаний»
Цель: создание условий для поддержания интереса к школе, желания учиться.
Задачи.
Образовательные задачи. Формировать умение вставлять пропущенные буквы в словах, разгадывать зашифрованное слово, умение образовывать новые слова. Упражнять детей в чтении слов, отгадывании загадок и выкладывании отгадок из букв. Закрепить умение проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).
Закрепить умение делить слова на слоги, определять ударный слог в слове, читать по слоговой таблице. Закрепить умение составлять предложения, добавляя слова по цепочке. Упражнять в подборе признаков предмета.
Развивающие задачи. Развивать фонематическое восприятие, память, внимание, словесно-логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы.
Коррекционные задачи. Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук.
Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к слову, чувство ответственности, самостоятельность, инициативу.
Развивающая среда: письмо из страны Знаний; поезд с тремя вагонами; картинки, название которых начинается с гласного звука, с согласного твёрдого и согласного мягкого; разрезная азбука, слоговая таблица, кассы букв, фишки для звукового анализа, карточки со словами с пропущенной буквой; карточки с буквами; насекомые (бабочка, кузнечик, муха); загадки о бабочке и кузнечике; костюм Незнайки и «Царицы Знаний», спокойная музыка.
Ход занятия.
- Ребята, встаньте в круг.
- Какое у вас настроение? (хорошее).
- Что мы делаем, когда у нас хорошее настроение? (улыбаемся).
- Давайте поиграем в игру «Передай улыбку». Теперь у всех хорошее настроение.
- Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо от Незнайки. Хотите узнать, что там написано?
- Незнайка пишет, что попал в страну Знаний, в которой правила царица Знаний. Он встретил там мальчиков, мальчики предложили ему поиграть, они сказали, что знают много занимательных игр. Но ни с одной из этих игр Незнайка не справился, он огорчился и сказал: «Ваши игры не интересные и вообще я не хочу учиться в школе, я и так всё знаю!». Царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Знаний. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (ответы детей).
– Чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для языка.
- Ребята, вы готовы отправиться в страну Знаний?
- На чём мы поедем? (на поезде).
- В поезде три вагона: красный, синий и зелёный. У вас будут «попутчики».
- Как вы понимаете это слово? (это те, кому с нами по пути).
На столе лежат картинки, название которых начинается с гласного звука, с согласного твёрдого и согласного мягкого.
- Какие картинки вы возьмёте в красный вагон? (картинки, название которых начинается с гласного звука).
- В синий вагон? (картинки, название которых начинается с согласного твёрдого звука).
- А в зелёный? (картинки, название которых начинается с согласного мягкого звука).
- Берите картинки и рассаживайтесь по вагонам. Мы отправляемся в «Страну Знаний».
- Царица Знаний прислала нам свои задания. Постараемся выполнить эти задания? (да).
- Первое задание – чтение по слоговой таблице.
СО | БО | РО |
РА | БА | НЫ |
БЫ | ЗУ | КА |
ТЫ | ЛИ | БИ |
Бараны Зубы Барабаны
Били Были Соты
Бобы
- Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
- Посмотрите, мы подъехали к болоту. Второе задание – найдите, какое слово спряталось в слове «Болото?».
Дети убирают слог «Бо» и остаётся «Лото».
- И со вторым заданием справились.
Третье задание – подобрать различные буквы вместо звёздочки, назвав как можно больше слов.
Ла * ка: лайка, ласка, лавка, лапка и т.д.
*оль: соль, моль, боль, ноль, роль и т. д.
- Молодцы, и с этим заданием справились.
- Ребята, мы подъехали к поляне, давайте выйдем из поезда и отдохнём.
Физкультминутка «Незнайкина зарядка»
Вот Незнайкина зарядка,
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну – ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо всем свободно встать
И спокойнее дышать.
- Дети, на поляне живёт насекомое, отгадайте, какое?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел
(бабочка).
Воспитатель обращает внимание детей на бабочку, сидящую на цветке.
- Каких ещё насекомых вы видите на поляне? (кузнечик, муха).
- Составьте из букв слово «Бабочка».
Дети берут разрезные азбуки и составляют слово «Бабочка».
- Сколько слогов в этом слове?
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове.
- Назовите первый, второй, третий.
- Какой слог ударный?
- Сделайте звуковой анализ этого слова.
- Какое слово спряталось в слове «бабочка»? (бочка).
- Как можно сказать о бабочке? Какая она? (лёгкая, воздушная, прекрасная и т. д.).
- Составьте предложение со словом «Бабочка».
- Молодцы, справились со всеми заданиями.
- Нам пора ехать дальше. Занимайте места в поезде.
- На поляне мы видели насекомое, отгадайте, какое?
Он зелёный, попрыгучий,
Совершенно неколючий.
На лугу весь день стрекочет,
Удивить нас песней хочет
(кузнечик).
- Следующее задание – «Дополни предложение».
Воспитатель произносит предложение и предлагает детям увеличить его, последовательно прибавляя по одному слову. Например, зелёный кузнечик. Зелёный кузнечик сидел. Зелёный кузнечик сидел в траве. Зелёный кузнечик сидел в траве и стрекотал.
- И с этим заданием все справились замечательно.
- Но вот мы и добрались до страны Знаний. Дети выходят из поезда. Под музыку входит царица Знаний и говорит, что принесла последнее задание, раздаёт карточки: «У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая неправильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово».
- Молодцы!
Появляется Незнайка.
Царица Знаний говорит: «Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, многому научились и готовы к обучению в школе. Я предлагаю пригласить Незнайку в ваш детский сад, чтобы научить его тому, чему научились сами. Я прощаюсь с вами, желаю вам удачи! В добрый час!!!
Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось быть спасателями - освободителями? (да).
- Как вы думаете, почему вы смогли помочь Незнайке? Почему у вас это получилось? (ответы детей).
- Что было трудным для вас сегодня? (ответы детей).
- Что понравилось больше всего? (ответы детей).
- Как вам может в жизни пригодиться то, что вы сегодня узнали? (ответы детей).