Конспект педагогического мероприятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Читалочку»
Конспект педагогического мероприятия
по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Путешествие в страну Читалочку»
Цели:
Закрепить у детей знания полученные ранее. Совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, в составлении слов, нахождении места звуков в слове.
Развивать мышление и речь детей.
Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка наглядности и раздаточного материала к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приёмы: словесный, игровой, практический.
Словарная работа: гласный звук, согласный звук, слог, слово, предложение.
Ход занятия.
1. Дидактическая игра «Составь поезд»
- Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну Читалочку. Как вы думаете, можно делать в этой стране? (дети отвечают). Сегодня мы с вами это узнаем.
- На чём можно путешествовать? (ответы детей)
Чтобы узнать на каком виде транспорта мы будем путешествовать, отгадайте загадки:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)
Бежит конь вороной,
Много тащит за собой. (Паровоз)
- Выберите себе каждый по паровозику. Какая буква написана на вашем паровозике? (Ответы детей)
- Вагончики от ваших паровозиков перемешались. Чтобы составить поезд, надо подобрать вагончики, с предметами, название которых начинается на ту же букву, которая написана на паровозике. Поезда с гласными звуками составляем возле красного вокзала, а поезда с согласными звуками – возле синего. (Дети составляют поезда, в соответствии с заданием).
- Давайте проверим, правильно ли вы составили поезда. Назовите гласные звуки (ответы детей). Назовите согласные звуки (ответы детей)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные можно петь, воздушная струя проходит свободно, не встречая преграды)
2. Упражнение на развитие речевого дыхания.
- Поезда мы составили, теперь можно отправляться в путь. (Изображают поезд, произносят: «Чух-чух-чух», увеличивая темп, затем поезд гудит: «Ту-ту-ту-ту».)
Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту» (рассаживаются на свои места).
3. Станция «Букв и звуков»
- Мы прибыли на станцию «Букв и звуков».
1. - Давайте выполним задание №1. «Буквы рассыпались. Соберите из них слова»
(Дети составляют слова из букв)
- Какие слова у вас получились? (Шар, кот, лиса)
2. - Посмотрите на картинки во втором задании. Прочитайте, что написано над картинками. Почему вы не можете прочитать? (буквы перепутались)
- Помогите буквам найти своё место.
- Из чего мы составляли слова? (из букв)
- Зачем нам нужны буквы? (писать и читать). А что мы слышим и произносим? (звуки)
- Раскрасьте звуковую схему слова КНИГА.
- А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Кто внимательный».
- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный, то синюю. (Выполнение задания). Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
- Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Как живешь? – Вот так.
Как плывешь? – Вот так.
Как бежишь? – Вот так.
Вдаль глядишь? – Вот так.
Ждешь обед? – Вот так.
Машешь вслед? - Вот так.
Как шалишь? – Вот так.
Ночью спишь? – Вот так.
Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту.
4. Станция «Городок»
- Мы отдохнули и можем продолжить наше путешествие (изображают поезд). Мы прибыли в городок. Какие дома вы тут видите? (Одноэтажный, двухэтажный, трёхэтажный). В одноэтажном доме живут жильцы, название которых состоит из одного слога, в двухэтажном – из двух слогов, в трёхэтажном – из трёх. Разделите слова на слоги и расселите жителей в домики.
5. Станция «Составители»
- Нам пора отправляться в путь.
– Из чего ещё можно составить слова? (Из слогов)
- Мы прибыли на станцию «Составители»
- Игра «Читаем по слогам». Рассмотрите картинки, составьте из слогов слова.
- Давайте проверим, какие слова вы составили. Из скольких слогов состоят ваши слова?
- Скажите, что мы составляем из слов? (предложения). Составьте предложения со словом, которое вы составили. Сколько слов в вашем предложении?
- У вас на столах лежат конверты. Посмотрите, что там лежит (слова). Прочитайте эти слова. Составьте из них предложение (Зимой мы катались на коньках.)
- Какое предложение вы составили? Сколько слов в предложении? (5)
- Как написано первое слово в предложении? (С большой буквы) Что стоит в конце предложения? (точка).
6. Станция «Превращения»
- А мы отправляемся дальше, и прибываем на станцию «Превращений». Вы уже знаете, что если к одному слову добавить букву, то оно превращается в другое слово. Вспомните такие превращения (кон – конь, мел – мель, угол – уголь, дал – даль).
- А можно превращать слова, заменив одну букву на другую. Давайте попробуем заменить буквы и посмотрим, что у нас получится. Выполните задание № 3.
Рефлексия. - Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну Читалочку. Так что же можно делать в этой стране? (Ответы детей).
Дементьева Ирина Михайловна