Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Активизация слухового восприятия на материале неречевых и речевых звуков»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи
На тему «Активизация слухового восприятия на материале неречевых и речевых звуков»
для детей старшего дошкольного возраста с ТНР
«Путешествие в осенний лес»
Выполнил:
Матвеева Екатерина Владимировна
учитель-логопед
ГБДОУ №83
Санкт-Петербург
2019
Цель: Формировать фонематические представления для подготовки к овладению фонетической стороной речи у детей
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков
- развивать диафрагмальное дыхание
- упражнять детей в дифференциации фонетически оппозиционных звуков
- развивать зрительно-моторную координацию
- развивать элементы конструктивного мышления
- развивать графомоторные навыки
- развивать навыки пространственной ориентировки
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать активное внимание к речи
- прививать любовь к природе родного края
- воспитывать умение работать в малой группе сверстников
Оборудование:
- столы, стулья по количеству детей
- магнитная доска, магниты
- букет осенних листьев
-желуди
- пособие на развитие направленного дыхания
- гном
- корзинка со звучащими предметами (колокольчик, фантики, желуди, камушки, погремушки, пищалка)
- лабиринт «Проводи гномика к дому»
- геометрическая мозаика
Демонстрационный материал:
- картинки с изображением животных наших лесов
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений для динамической паузы
Разучивание стихотворения для речи с движением «Поезд»
Организация НОД:
Деятельность проводится в логопедическом кабинете с подгруппой детей. Дети сидят за столами.
Ход работы
Вводная часть
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сначала на свои места сядут девочки, а потом мальчики.
Посмотрите, какой у нас красивый букет! Как вы думаете, где можно собрать такие листики? (в лесу)
Я знаю, что в лесу бывает много зеленых листьев, а эти желтые, красные, коричневые. Почему? (потому что осень)
Значит, этот букет кто-то собрал в осеннем лесу.
Сегодня мы отправимся с вами в волшебный осенний лес.
Речь с движением:
Логопед: На чем же нам поехать в лес? Отгадайте загадку и узнаете:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (поезд)
Логопед: Поедем на поезде:
Вот наш поезд едет: чух, чух, чух!
Колеса стучат: тук, тук, тук!
Гудит паровоз: ууу!
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики
Все тук, тук, тук!
Основная часть
Упражнение на произвольную регуляцию силы дыхания:
Логопед: Вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво! Сколько разноцветных листиков, желудей!
А когда облетает много листьев? (когда дует ветер)
Ветер бывает очень сильный, а бывает легкий ветерок.
Как дует сильный ветер?
Дети показывают
Как дует легкий ветерок?
Дети показывают
Логопед: Давайте мы с вами превратимся в ветер и подуем на листочки.
Дети дуют на листики из пособия на дыхание.
Упражнение «Веселый дождик»:
Логопед: Мы с вами подняли такой ветер, что к нам прилетела тучка и пошел …дождь!
Дождик капнул на ладошку - т-д, т-д, т-д…
(правой рукой изображают падающие капельки дождя)
На цветок - т-д, т-д, т-д…
(левой рукой изображают цветок)
И на дорожку - т-д, т-д, т-д…
(из левой руки сделать дорожку)
Застучал по крыше он - т-д, т-д, т-д…
(над головой изображают крышу домика руками)
И раздался частый звон - т-д, т-д, т-д…
(дождик пошел сильнее)
Упражнение «Угадай по звучанию»
Логопед: Посмотрите, какую кучу листьев надул ветер! (куча листьев, а в ней - гном)
-Логопед: Апчхи! - Ой, кто это чихает?
(появляется гном с корзинкой, в которой лежат звучащие предметы)
Логопед: Здравствуйте, ребята, я гном, живу в этом волшебном лесу. Я гулял, устал и прилег отдохнуть, а тут налетел ветер, и меня засыпало листьями! А вы что здесь делаете? Наверное, приехали посмотреть на осенний лес? А чего на него смотреть - одни листья да желуди, вы лучше посмотрите, что у меня в корзинке. Я всегда ношу с собой много интересного:
(колокольчик, фантики, желуди, камушки, погремушки, пищалка)
Понравились вам мои вещи? Тогда давайте с ними поиграем
Дети отгадывают предметы по звучанию из-за ширмы
Упражнение «Угадай по голосу»:
Логопед: А еще у меня в лесу много друзей, я очень хочу, чтобы вы с ними познакомились, но, к сожалению, у них разные дела и прийти они не смогут. Но у меня есть их фотографии, хотите посмотреть?
Дети рассматривают картинки с изображением лягушки, ежа, кукушки, филина, волка, мышки, дятла
Логопед: А теперь я посмотрю, как вы запомнили моих друзей. Кто говорит «ква-ква»? «пых-пых»? «ку-ку»? «уф-уф»? «у-у-у»? «пи-пи»? «д-д-д»?
Дети показывают картинку-«фотографию»
Динамическая пауза:
Логопед (от имени Гнома): Мне очень понравилось с вами играть, но что-то стало холодать, и снова прилетел ветер. Давайте, чтобы согреться, вспомним разминку
«Ветер дует нам в лицо»:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше!
Дети выполняют движения.
Логопед: Давайте, покажем гномику, как мы умеем превращаться в листики.
«Мы, листики осенние»:
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
Дети имитируют действия листочков в соответствии с текстом: садятся на корточки, летают по кабинету, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.
Игровое упражнение «Лабиринт»:
Логопед: Гномику пора домой. Давайте, чтобы он не заблудился, проводим его - нарисуем для него дорожку к дому.
Логопед: Домой мы гномика проводили, а дверь ему не открыть. Дверь у гномика не простая, а волшебная - надо сказать волшебное заклинание - только тогда она откроется. Поможем?
та-та-да; па-па-ба; га-га-ка; да-да-та; ба-ба-па; ка-ка-га; та-да-та.
Логопед: Вот дверь и открылась, и гномик может идти к себе домой. Он очень устал, ведь у него был такой длинный день!
А нам с вами еще отправляться обратно в детский сад.
Поедем на поезде:
Вот наш поезд едет: чух, чух, чух!
Колеса стучат: тук, тук, тук!
Гудит паровоз: ууу!
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колесики
Все тук, тук, тук!
Упражнение «Соберем картинку для гномика»:
Вот мы и приехали в детский сад. Где же мы сегодня с вами были? Вам понравилось в лесу? А гномик вам понравился? Давайте сделаем для него подарок - соберем картинки, а я потом отправлю их гномику по почте. Вот он обрадуется!
Дети собирают индивидуальные картинки из геометрической мозаики.
Итог
Спасибо, ребята мы с вами сегодня очень хорошо потрудились!
Используемые материалы:
Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). – СПБ.: Детство-Пресс, 2013.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов – М., 2003.
6