12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Матвеева37
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
4

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи На тему «Активизация слухового восприятия на материале неречевых и речевых звуков» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Путешествие в осенний лес"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга









Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи

На тему «Активизация слухового восприятия на материале неречевых и речевых звуков»

для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

«Путешествие в осенний лес»











Выполнил:

Матвеева Екатерина Владимировна

учитель-логопед

ГБДОУ №83







Санкт-Петербург

2019

Цель: Формировать фонематические представления для подготовки к овладению фонетической стороной речи у детей

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков

- развивать диафрагмальное дыхание

- упражнять детей в дифференциации фонетически оппозиционных звуков

- развивать зрительно-моторную координацию

- развивать элементы конструктивного мышления

- развивать графомоторные навыки

- развивать навыки пространственной ориентировки

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать активное внимание к речи

- прививать любовь к природе родного края

- воспитывать умение работать в малой группе сверстников


Оборудование:

- столы, стулья по количеству детей

- магнитная доска, магниты

- букет осенних листьев

-желуди

- пособие на развитие направленного дыхания

- гном

- корзинка со звучащими предметами (колокольчик, фантики, желуди, камушки, погремушки, пищалка)

- лабиринт «Проводи гномика к дому»

- геометрическая мозаика


Демонстрационный материал:

- картинки с изображением животных наших лесов


Предварительная работа:

Разучивание стихотворений для динамической паузы

Разучивание стихотворения для речи с движением «Поезд»

Организация НОД:

Деятельность проводится в логопедическом кабинете с подгруппой детей. Дети сидят за столами.







Ход работы

Вводная часть

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сначала на свои места сядут девочки, а потом мальчики.

Посмотрите, какой у нас красивый букет! Как вы думаете, где можно собрать такие листики? (в лесу)

Я знаю, что в лесу бывает много зеленых листьев, а эти желтые, красные, коричневые. Почему? (потому что осень)

Значит, этот букет кто-то собрал в осеннем лесу.

Сегодня мы отправимся с вами в волшебный осенний лес.



Речь с движением:

Логопед: На чем же нам поехать в лес? Отгадайте загадку и узнаете:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились

И умчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (поезд)



Логопед: Поедем на поезде:

Вот наш поезд едет: чух, чух, чух!

Колеса стучат: тук, тук, тук!

Гудит паровоз: ууу!

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики

Все тук, тук, тук!



Основная часть

Упражнение на произвольную регуляцию силы дыхания:

Логопед: Вот мы и в лесу. Посмотрите как красиво! Сколько разноцветных листиков, желудей!

А когда облетает много листьев? (когда дует ветер)

Ветер бывает очень сильный, а бывает легкий ветерок.

Как дует сильный ветер?

Дети показывают

Как дует легкий ветерок?

Дети показывают

Логопед: Давайте мы с вами превратимся в ветер и подуем на листочки.

Дети дуют на листики из пособия на дыхание.



Упражнение «Веселый дождик»:

Логопед: Мы с вами подняли такой ветер, что к нам прилетела тучка и пошел …дождь!

Дождик капнул на ладошку - т-д, т-д, т-д…

(правой рукой изображают падающие капельки дождя)

На цветок - т-д, т-д, т-д…

(левой рукой изображают цветок)

И на дорожку - т-д, т-д, т-д…

(из левой руки сделать дорожку)

Застучал по крыше он - т-д, т-д, т-д…

(над головой изображают крышу домика руками)

И раздался частый звон - т-д, т-д, т-д…

(дождик пошел сильнее)


Упражнение «Угадай по звучанию»

Логопед: Посмотрите, какую кучу листьев надул ветер! (куча листьев, а в ней - гном)

-Логопед: Апчхи! - Ой, кто это чихает?

(появляется гном с корзинкой, в которой лежат звучащие предметы)

Логопед: Здравствуйте, ребята, я гном, живу в этом волшебном лесу. Я гулял, устал и прилег отдохнуть, а тут налетел ветер, и меня засыпало листьями! А вы что здесь делаете? Наверное, приехали посмотреть на осенний лес? А чего на него смотреть - одни листья да желуди, вы лучше посмотрите, что у меня в корзинке. Я всегда ношу с собой много интересного:

(колокольчик, фантики, желуди, камушки, погремушки, пищалка)

Понравились вам мои вещи? Тогда давайте с ними поиграем

Дети отгадывают предметы по звучанию из-за ширмы


Упражнение «Угадай по голосу»:

Логопед: А еще у меня в лесу много друзей, я очень хочу, чтобы вы с ними познакомились, но, к сожалению, у них разные дела и прийти они не смогут. Но у меня есть их фотографии, хотите посмотреть?

Дети рассматривают картинки с изображением лягушки, ежа, кукушки, филина, волка, мышки, дятла

Логопед: А теперь я посмотрю, как вы запомнили моих друзей. Кто говорит «ква-ква»? «пых-пых»? «ку-ку»? «уф-уф»? «у-у-у»? «пи-пи»? «д-д-д»?

Дети показывают картинку-«фотографию»

Динамическая пауза:

Логопед (от имени Гнома): Мне очень понравилось с вами играть, но что-то стало холодать, и снова прилетел ветер. Давайте, чтобы согреться, вспомним разминку



«Ветер дует нам в лицо»:


Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише…

Деревцо все выше, выше!


Дети выполняют движения.


Логопед: Давайте, покажем гномику, как мы умеем превращаться в листики.


«Мы, листики осенние»:

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

Дети имитируют действия листочков в соответствии с текстом: садятся на корточки, летают по кабинету, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.


Игровое упражнение «Лабиринт»:

Логопед: Гномику пора домой. Давайте, чтобы он не заблудился, проводим его - нарисуем для него дорожку к дому.

Логопед: Домой мы гномика проводили, а дверь ему не открыть. Дверь у гномика не простая, а волшебная - надо сказать волшебное заклинание - только тогда она откроется. Поможем?

та-та-да; па-па-ба; га-га-ка; да-да-та; ба-ба-па; ка-ка-га; та-да-та.

Логопед: Вот дверь и открылась, и гномик может идти к себе домой. Он очень устал, ведь у него был такой длинный день!

А нам с вами еще отправляться обратно в детский сад.

Поедем на поезде:

Вот наш поезд едет: чух, чух, чух!

Колеса стучат: тук, тук, тук!

Гудит паровоз: ууу!

Далеко, далеко

Ребят он повез.

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут,

А круглые колесики

Все тук, тук, тук!


Упражнение «Соберем картинку для гномика»:

Вот мы и приехали в детский сад. Где же мы сегодня с вами были? Вам понравилось в лесу? А гномик вам понравился? Давайте сделаем для него подарок - соберем картинки, а я потом отправлю их гномику по почте. Вот он обрадуется!

Дети собирают индивидуальные картинки из геометрической мозаики.


Итог

Спасибо, ребята мы с вами сегодня очень хорошо потрудились!





Используемые материалы:

Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.


Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). – СПБ.: Детство-Пресс, 2013.

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов – М., 2003.



6


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.