Конспект непосредственной образовательной деятельности для старших дошкольников (5-7 лет) «Волшебный мир материалов».
Конспект непосредственной образовательной деятельности для старших дошкольников (5-7 лет)
«Волшебный мир материалов»
Выполнила: Беликова Е.А.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26»
г. Иваново, 2025
Актуальность
Данное занятие предоставляет уникальную возможность для детей не только ознакомиться с окружающим миром, но и развивать важные навыки, которые станут основой для их дальнейшего обучения и жизни. В современном мире, насыщенном различными технологиями и материалами, умение понимать и различать свойства веществ, становится ценным и необходимым.
Важнейшим аспектом является также подготовка детей к осознанному и ответственному отношению к ресурсам. Изучая материалы, дошкольники начинают понимать, откуда берутся вещи, как их можно использовать и перерабатывать. Это формирует экологическую грамотность и ответственность за окружающую среду с раннего возраста.
Таким образом, данная тема является важным элементом дошкольного образования, позволяя детям не только развивать разнообразные навыки и умения, но и расширять кругозор, формируя при этом самостоятельность, критическое мышление и заботу о мире вокруг них.
Цель занятия:
Формирование у детей представлений о различных материалах, их свойствах и применения в повседневной жизни.
Задачи:
Познакомить детей с различными материалами (дерево, стекло, резина, пластмасса и др.).
Развивать наблюдательность и умение анализировать окружающие предметы.
Способствовать развитию речи и расширению словарного запаса детей.
Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Оборудование:
Образцы предметов из различных материалов (деревянные игрушки, стеклянные баночки, резиновые мячики, пластиковые стаканы и др.).
Картинки с изображением предметов, выполненных из различных материалов.
Лупа для более детального рассмотрения образцов.
Музыкальный фон для создания уютной атмосферы.
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг! Что мы видим?
Дети: (описывают, что они видят)
Воспитатель: Стулья, игрушки, книги, велосипеды. Каждый из этих предметов — это не просто часть нашего окружения. Они могут рассказать нам удивительные истории о материалах, из которых они сделаны.
Воспитатель: Знаете ли вы, что такое материал?
(ответы детей)
Воспитатель: Материал — это то, из чего сделаны вещи вокруг нас. (посмотреть на игрушки, мебель, одежду)
Воспитатель: Например, существуют деревянные материалы, металлические, пластиковые, стеклянные, резиновые и текстильные.
Воспитатель: каждый материал имеет свои особенности. Дерево может быть теплым и прочным.
(дети рассматривают деревянные игрушки, бруски, мебель и др.)
Пластик — легким и недорогим.
(дети рассматривают пластмассовые кубики, игрушки, контейнеры, бутылки, стаканы и др.)
Стекло — прозрачным и красивым.
(дети рассматривают посуду из стекла, зеркало, баночки, и др.)
Резина - очень мягкая и эластичная, что позволяет ей растягиваться и принимать разные формы.
(дети рассматривают мячи, резиновые игрушки и др.)
Физкультминутка «Мы материалы»
Представим, что мы – высокие деревья. Встанем на носочки, поднимем руки вверх, складывая их в форме веток. Покачиваемся из стороны в сторону, представляя, как ветер колышет их (повторить 3р).
Теперь мы станем «металлом». Сделаем несколько резких движений, как будто становятся холодными и твердыми. Прижать руки к телу, а потом быстро расправить их в стороны (повторить 3р).
Теперь время для резины. Тянем руки в стороны, а затем сворачиваемся в клубок. И попрыгаем как будто мы резиновые мячики.
Представим, что мы – большие камни. Стоим на месте, сжимаясь в неподвижные «камни», а затем расслабляемся и «скатываемся» по полу как будто катимся вниз с горы.
Завершим физкультминутку «материалом» – тканью. Шевелимся, как легкая ткань на ветру: двигаемся плавно, наклоняясь в стороны и поворачиваясь вокруг себя, создавая «веяние» ткани.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Теперь, предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «"Чудесное ведро"
(в ведре находятся различные предметы (из разных материалов), и дети по очереди достают их, описывают их внешний вид и определяют, из какого материала они сделаны).
Дидактическая игра "Угадай по звуку"
(воспитатель стучит или трясет предметы (например, резиновый мяч и пластиковую бутылку), а дети должны угадать, из какого материала они сделаны, опираясь лишь на звук).
Дидактическая игра «Сортировка»
(предоставляем детям различные предметы, и они должны разделить их по категориям (дерево, стекло, резина и т.д.)).
Воспитатель: Ребята, что нового и интересного вы узнали о материалах?
(ответы детей)
Воспитатель: Какой материал показался вам самым интересным? Почему некоторые материалы легче, а другие тяжелее? Какой предмет, из какого материала вам больше всего понравился?
(ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю нарисовать свой любимый предмет, рассказать о том, из какого материала он сделан и почему именно его они выбрали.
(деятельность детей)