Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по теме «Птицы»
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по теме «Птицы»
Программные задачи:
активизировать и обогатить словарь детей названиями зимующих и перелетных птиц; упражнять в умении образовывать сложные слова из двух простых (желтая грудка - желтогрудая); глаголы от звукоподражаний (кар-кар - каркает, чик-чирик – чирикает);
закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов,
развивать фонематическое восприятие, речевой слух;
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования;
воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, желание помогать птицам.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение загадок, стихов, рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций.
Оборудование: колокольчик, интерактивная доска, магнитная доска, иллюстрации птиц, слайдовая презентация; мяч, перья птиц, камни, зерно для кормления птиц.
Ход
I. Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.
(Воспитатель звенит колокольчиком).
Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
– Ребятки, отгадайте загадку:
Пошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Воспитатель: - Вы догадались, кто это? Правильно, осень.
Под музыку входит Осень.
Осень: - «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вам известно много загадок, песен и стихов об осени. Расскажите, пожалуйста, мне, что вы знаете о перелётных и зимующих птицах».
Воспитатель: - Ребята, расскажем Осени о птицах? (Да).
Воспитатель: - Присаживайтесь пожалуйста, волшебница Осень и послушайте, что наши ребята расскажут о птицах.
- Дети, для этого предлагаю вам стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? (Ответы детей).
- «Орнитолог» – это специалист, изучающий птиц и их распространение.
II. Актуализация опыта участников деятельности.
Воспитатель: - «Раз, два, три повернись, в орнитологов превратись».
Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
- Каких птиц называют перелётными?
Дети: - Это птицы, которые улетают в теплые края.
Воспитатель: - Почему они улетают в тёплые края?
Дети: - Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм.
Воспитатель: - А как называются птицы, которые остаются?
Дети: - Зимующие.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением птиц:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите и скажите, кого вы здесь видите?
Дети: - Птиц.
Воспитатель: - По каким признакам можно определить птиц?
Дети: - Клюв, перья, крылья.
Воспитатель: - Перечислите этих птиц.
Дети: - Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, сова, клёст, голубь, дятел.
Воспитатель: - Как вы догадались, что это снегирь?
Дети: - Красная грудка.
Воспитатель: - Как определили, что это сорока?
Дети: - Длинный хвост, белые бока.
Воспитатель: - Как определили, что это синица?
Дети: - Желтая грудка.
Воспитатель: - Ребята, скажите, каких зимующих птиц вы знаете?
Дети: - Воробей, синица, клест, сорока, ворона, снегирь, голубь, дятел.
Воспитатель: - Как помочь птицам в холодную зимнюю пору?
Дети: - Повесить на деревья кормушки и подкармливать их.
Дидактическая игра с мячом «Составь новое слово».
Воспитатель: - Послушайте внимательно. Кому брошу мяч, должен закончить предложение.
- Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
- Если у синицы желтая грудка, то она какая? (Желтогрудая.)
- Если у снегиря красная грудь, он какой? (Красногрудый.)
- Если у сороки длинный хвост, то она какая? (Длиннохвостая.)
- Если у вороны черное крыло, то она какая? (Чернокрылая.)
- Если у голубя сизое крыло, то он какой? (Сизокрылый.)
- Если у дятла длинный клюв, то он какой? (Длинноклювый.)
Дидактическая игра «Кто какой голос подает?»
Воспитатель: - Как подает голос ворона? (Кар-кар.) Значит, она что делает? (Каркает.)
- Как подает голос синица? (Синь-синь-синь.) Что она делает? (Свистит.)
- Как подает голос сорока? (Тр-тр-тр). Что она делает? (Трещит, стрекочет.)
- Как подает голос воробей? (Чик-чирик.) Что он делает? (Чирикает.)
- Как подают голос голуби? (Гур-гур-гур.) Что они делают? (Воркуют.)
Физкультминутка
Воспитатель: - Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения согласно тексту:
Птица крыльями взмахнула, птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад, сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо – влево, удивилась: «Что за дело?
Нет тут птицы ни одной, полечу-ка я домой».
Полетела, полетела, в гнездышко своё присела.
Воспитатель: - Подойдите к экрану.
1 слайд. Игра «Назови перелетных птиц»
Воспитатель: - Назови … каких птиц ты видишь на экране?
Ребенок: - Воробей, голубь, грач, гусь, кукушка, клест, сорока, ворона, утка, дятел, скворец, сова, синица, ласточка.
Воспитатель: - Нужно найти и назвать какая из этих птиц перелётная.
Назови … перелетную птицу, нажимай на картинку перелетной птицы.
(При правильном выборе - картинка покачивается и звучат «аплодисменты». Если птица выбрана не правильно – изображение исчезает).
Дети по одному подходят к экрану выполняют задание.
2 слайд. Игра «Собери птицу из частей»
Воспитатель: - Подумайте и угадайте, о какой птице можно так сказать:
- Шустрая, белобокая, длиннохвостая.
Дети: - Сорока.
Воспитатель: - Нажми … на картинку половинки сороки в верхнем ряду. (При нажатии части птицы соединяются, издается звук колокольчика).
Воспитатель: - Перелетная птица с узкими острыми крыльями, юркая и быстрая в полете.
Дети: - Ласточка.
Воспитатель: - Нажми … на картинку половинки ласточки в верхнем ряду.
Воспитатель: - Любопытная, желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая. Кто это?
Дети: – Синица.
Воспитатель: - Нажми … на картинку половинки синицы в верхнем ряду.
Воспитатель: - Сизый, почтовый, символ мира. Кто это?
Дети: - Голубь.
Воспитатель: - Нажми … на картинку половинки голубя в верхнем ряду.
Воспитатель: - С помощью чего летают птицы?
Дети: - У них есть крылья.
(3 Слайд). Показ крыльев от разных птиц.
Воспитатель: - Одинаковые ли крылья у птиц?
Дети: - Крылья разных размеров, цвет пера разный.
Воспитатель: - Вся птица покрыта огромным числом перьев.
Воспитатель: - Как вы думаете, какую роль выполняют перья для птиц? (Ответы детей).
- А вы хотели бы узнать?
- Давайте попробуем найти ответ и исследовать, как устроено перо.
III. Исследовательская деятельность.
Первая ситуация.
Подойдите к столу.
- Посмотрите на перышки, которые я для вас приготовила. Чем они отличаются?
Дети: - Цветом, размером.
Воспитатель: - Найдите самое длинное перо.
- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены на крыле.
(Рассматриваем).
Воспитатель: - Потрогайте перо. Какое оно?
Дети: - Плотное, жесткое, большое.
Обследуем пальчиками.
Воспитатель: - Интересно, легкое оно или тяжелое?
Положите на одну ладошку перо, на другую камень.
(Дети кладут на руку перо, а на другую – камень).
Дети: - Перо – легкое, а камень – тяжелый.
Воспитатель: - А сейчас мы попробуем подбросить перо. Что вы видите?
Дети: – Перо падает медленно, плавно кружится.
Вторая ситуация.
Воспитатель: - Помашите пером, что вы ощущаете?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: - Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит воздух, поднимая птицу вверх - это перо «маховое», при помощи которого птица летает.
- Посмотрите у вас на столе ещё лежат перья. Какие они?
Дети: - Маленькие, пушистые, тонкие, мягкие, легкие.
Воспитатель: – Это пуховые перышки.
Приложите к маховому перу и сравните, поводите по руке, что вы почувствовали, какое перо?
Дети: – Мягкое, пушистое.
Воспитатель: – Как вы думаете, зачем птице такое перо?
Дети: – Чтобы летать…..
Воспитатель: - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Этими перьями у птицы покрыты: туловище, голова, крылья, лапки. Для того, чтобы зимой не замерзнуть, а летом не было жарко, так как между перышками находится воздух.
Воспитатель: – Давайте проверим, какое перо будет поднимать птицу вверх и где оно находится у птицы?
Третья ситуация.
- Помашите маховым пером. Вы чувствуете воздух на своем теле?
Дети: – Да.
Воспитатель: - А сейчас помашите пуховым перышком. Почувствовали воздух?
Дети: – Нет.
Воспитатель: - От какого пера вы почувствовали поток воздуха сильнее?
Дети: – От махового пера воздуха больше, а от пухового его нет.
Воспитатель: – Значит, маховое перо помогает, держаться на воздухе, летать, а пуховое согревает.
Ребята, а где еще у птицы есть перья?
Дети: – В хвосте.
Воспитатель: – Правильно, перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета птицы.
- Так зачем птицам перья?
Дети: - Помогают взлететь, держаться на воздухе, порхать, летать, не замерзнуть.
Воспитатель. – Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, чтобы перышки были чистыми и легкими.
IV. Рефлексия участниками образовательной деятельности.
- Я думаю, что сегодня мы рассказали очень много нового и интересного о птицах?
«Покружитесь, повернитесь и ребятами окажитесь».
- Как вы думаете, Осени понравилось слушать ваши ответы?
- О чем мы сегодня говорили?
- Что вам понравилось сегодня больше всего на нашей встрече? Кем мы сегодня были?
- Какие задания были для вас самыми интересными? Трудными?
V. Обобщение воспитателя.
Осень: – Ребята, скоро Зима – а это очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не будем забывать о зимующих птицах. Берегите их! Кормите их! Любите их! А летом птицы помогут вам, они будут уничтожать насекомых-вредителей и охранять сады и огороды.
- А я за ваши старания приготовила для вас подарок, это зернышки, зимой сделаете кормушки и покормите зернышками птиц. (Отдает корм для птиц детям).
Дети: - Спасибо, волшебница Осень. До свидания.