Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по теме «Птицы»

2
0
Материал опубликован 6 November 2022 в группе

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по теме «Птицы»

Программные задачи:

активизировать и обогатить словарь детей названиями зимующих и перелетных птиц; упражнять в умении образовывать сложные слова из двух простых (желтая грудка - желтогрудая); глаголы от звукоподражаний (кар-кар - каркает, чик-чирик – чирикает);

закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов,

развивать фонематическое восприятие, речевой слух;

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования;

воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, желание помогать птицам.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение загадок, стихов, рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций.

Оборудование: колокольчик, интерактивная доска, магнитная доска, иллюстрации птиц, слайдовая презентация; мяч, перья птиц, камни, зерно для кормления птиц.

Ход

I. Мотивация детей к поиску решения познавательной проблемы.

(Воспитатель звенит колокольчиком).

Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Ребятки, отгадайте загадку:

Пошла по лугам, по лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

Воспитатель: - Вы догадались, кто это? Правильно, осень.

Под музыку входит Осень.

Осень: - «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вам известно много загадок, песен и стихов об осени. Расскажите, пожалуйста, мне, что вы знаете о перелётных и зимующих птицах».

Воспитатель: - Ребята, расскажем Осени о птицах? (Да).

Воспитатель: - Присаживайтесь пожалуйста, волшебница Осень и послушайте, что наши ребята расскажут о птицах.

- Дети, для этого предлагаю вам стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? (Ответы детей).

- «Орнитолог» – это специалист, изучающий птиц и их распространение.

II. Актуализация опыта участников деятельности.

Воспитатель: - «Раз, два, три повернись, в орнитологов превратись».

Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

- Каких птиц называют перелётными?

Дети: - Это птицы, которые улетают в теплые края.

Воспитатель: - Почему они улетают в тёплые края?

Дети: - Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм.

Воспитатель: - А как называются птицы, которые остаются?

Дети: - Зимующие.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением птиц:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите и скажите, кого вы здесь видите?

Дети: - Птиц.

Воспитатель: - По каким признакам можно определить птиц?

Дети: - Клюв, перья, крылья.

Воспитатель: - Перечислите этих птиц.

Дети: - Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, сова, клёст, голубь, дятел.

Воспитатель: - Как вы догадались, что это снегирь?

Дети: - Красная грудка.

Воспитатель: - Как определили, что это сорока?

Дети: - Длинный хвост, белые бока.

Воспитатель: - Как определили, что это синица?

Дети: - Желтая грудка.

Воспитатель: - Ребята, скажите, каких зимующих птиц вы знаете?

Дети: - Воробей, синица, клест, сорока, ворона, снегирь, голубь, дятел.

Воспитатель: - Как помочь птицам в холодную зимнюю пору?

Дети: - Повесить на деревья кормушки и подкармливать их.

Дидактическая игра с мячом «Составь новое слово».

Воспитатель: - Послушайте внимательно. Кому брошу мяч, должен закончить предложение.

- Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

- Если у синицы желтая грудка, то она какая? (Желтогрудая.)

- Если у снегиря красная грудь, он какой? (Красногрудый.)

- Если у сороки длинный хвост, то она какая? (Длиннохвостая.)

- Если у вороны черное крыло, то она какая? (Чернокрылая.)

- Если у голубя сизое крыло, то он какой? (Сизокрылый.)

- Если у дятла длинный клюв, то он какой? (Длинноклювый.)

Дидактическая игра «Кто какой голос подает?»

Воспитатель: - Как подает голос ворона? (Кар-кар.) Значит, она что делает? (Каркает.)

- Как подает голос синица? (Синь-синь-синь.) Что она делает? (Свистит.)

- Как подает голос сорока? (Тр-тр-тр). Что она делает? (Трещит, стрекочет.)

- Как подает голос воробей? (Чик-чирик.) Что он делает? (Чирикает.)

- Как подают голос голуби? (Гур-гур-гур.) Что они делают? (Воркуют.)

Физкультминутка 

Воспитатель: - Я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения согласно тексту:

Птица крыльями взмахнула, птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад, сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо – влево, удивилась: «Что за дело?

Нет тут птицы ни одной, полечу-ка я домой».

Полетела, полетела, в гнездышко своё присела.

Воспитатель: - Подойдите к экрану.

1 слайд. Игра «Назови перелетных птиц»

Воспитатель: - Назови … каких птиц ты видишь на экране?

Ребенок: - Воробей, голубь, грач, гусь, кукушка, клест, сорока, ворона, утка, дятел, скворец, сова, синица, ласточка.

Воспитатель: - Нужно найти и назвать какая из этих птиц перелётная.

Назови … перелетную птицу, нажимай на картинку перелетной птицы.

(При правильном выборе - картинка покачивается и звучат «аплодисменты». Если птица выбрана не правильно – изображение исчезает).

Дети по одному подходят к экрану выполняют задание.

2 слайд. Игра «Собери птицу из частей»

Воспитатель: - Подумайте и угадайте, о какой птице можно так сказать:

- Шустрая, белобокая, длиннохвостая.

Дети: - Сорока.

Воспитатель: - Нажми … на картинку половинки сороки в верхнем ряду. (При нажатии части птицы соединяются, издается звук колокольчика).

Воспитатель: - Перелетная птица с узкими острыми крыльями, юркая и быстрая в полете.

Дети: - Ласточка.

Воспитатель: - Нажми … на картинку половинки ласточки в верхнем ряду.

Воспитатель: - Любопытная, желтогрудая, белощёкая, тонкоголосая. Кто это?

Дети: – Синица.

Воспитатель: - Нажми … на картинку половинки синицы в верхнем ряду.

Воспитатель: - Сизый, почтовый, символ мира. Кто это?

Дети: - Голубь.

Воспитатель: - Нажми … на картинку половинки голубя в верхнем ряду.

Воспитатель: - С помощью чего летают птицы?

Дети: - У них есть крылья.

(3 Слайд). Показ крыльев от разных птиц.

Воспитатель: - Одинаковые ли крылья у птиц?

Дети: - Крылья разных размеров, цвет пера разный.

Воспитатель: - Вся птица покрыта огромным числом перьев

Воспитатель: - Как вы думаете, какую роль выполняют перья для птиц? (Ответы детей).

- А вы хотели бы узнать?

- Давайте попробуем найти ответ и исследовать, как устроено перо.

III. Исследовательская деятельность.

Первая ситуация.

Подойдите к столу.

- Посмотрите на перышки, которые я для вас приготовила. Чем они отличаются?

Дети: - Цветом, размером.

Воспитатель: - Найдите самое длинное перо.

- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены на крыле.

(Рассматриваем).

Воспитатель: - Потрогайте перо. Какое оно?

Дети: - Плотное, жесткое, большое.

Обследуем пальчиками.

Воспитатель: - Интересно, легкое оно или тяжелое?

Положите на одну ладошку перо, на другую камень.

(Дети кладут на руку перо, а на другую – камень).

Дети: - Перо – легкое, а камень – тяжелый.

Воспитатель: - А сейчас мы попробуем подбросить перо. Что вы видите?

Дети: – Перо падает медленно, плавно кружится.

Вторая ситуация.

Воспитатель: - Помашите пером, что вы ощущаете?

Дети: - Воздух.

Воспитатель: - Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит воздух, поднимая птицу вверх - это перо «маховое», при помощи которого птица летает.

- Посмотрите у вас на столе ещё лежат перья. Какие они?

Дети: - Маленькие, пушистые, тонкие, мягкие, легкие.

Воспитатель: – Это пуховые перышки.

Приложите к маховому перу и сравните, поводите по руке, что вы почувствовали, какое перо?

Дети:Мягкое, пушистое.

Воспитатель: – Как вы думаете, зачем птице такое перо?

Дети: – Чтобы летать…..

Воспитатель: - Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Этими перьями у птицы покрыты: туловище, голова, крылья, лапки. Для того, чтобы зимой не замерзнуть, а летом не было жарко, так как между перышками находится воздух.

Воспитатель: – Давайте проверим, какое перо будет поднимать птицу вверх и где оно находится у птицы?

Третья ситуация.

- Помашите маховым пером. Вы чувствуете воздух на своем теле?

Дети: – Да.

Воспитатель: - А сейчас помашите пуховым перышком. Почувствовали воздух?

Дети: – Нет.

Воспитатель: - От какого пера вы почувствовали поток воздуха сильнее?

Дети: – От махового пера воздуха больше, а от пухового его нет.

Воспитатель: – Значит, маховое перо помогает, держаться на воздухе, летать, а пуховое согревает.

Ребята, а где еще у птицы есть перья?

Дети: – В хвосте.

Воспитатель: – Правильно, перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета птицы.

- Так зачем птицам перья?

Дети: - Помогают взлететь, держаться на воздухе, порхать, летать, не замерзнуть.

Воспитатель.Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, чтобы перышки были чистыми и легкими.

IV. Рефлексия участниками образовательной деятельности.

- Я думаю, что сегодня мы рассказали очень много нового и интересного о птицах?

«Покружитесь, повернитесь и ребятами окажитесь».

- Как вы думаете, Осени понравилось слушать ваши ответы?

- О чем мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось сегодня больше всего на нашей встрече? Кем мы сегодня были?

- Какие задания были для вас самыми интересными? Трудными?

V. Обобщение воспитателя.

Осень: – Ребята, скоро Зима – а это очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не будем забывать о зимующих птицах. Берегите их! Кормите их! Любите их! А летом птицы помогут вам, они будут уничтожать насекомых-вредителей и охранять сады и огороды.

- А я за ваши старания приготовила для вас подарок, это зернышки, зимой сделаете кормушки и покормите зернышками птиц. (Отдает корм для птиц детям).

Дети: - Спасибо, волшебница Осень. До свидания.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации