Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «Поэтическая мозаика»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Поэтическая мозаика»
Автор: Прокопьева Елена Юрьевна
Место работы: МБДОУ Колыванский детский сад «Светлячок», р.п. Колывань, Колыванского района, Новосибирской области
Цель: Развитие речи у детей посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в придумывании коротких стихотворений
Учить слушать и эмоционально воспринимать содержание стихотворения
Расширять словарный запас детей через речевые игры
Развивающие:
Развивать интерес к поэтическому литературному жанру
Развивать слуховое внимание, мышление, воображение
Воспитательные:
Воспитывать культуру общения, умение выслушать сверстника
Воспитывать бережное отношение к книге
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Словарная работа: рифма, лимерик.
Оборудование: телевизор для просмотра видеозаписи.
Демонстрационный материал: большая книга для чтения.
Раздаточный материал: карточки для самостоятельной работы.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Доскажи словечко», составление небольших рассказов по картине.
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов, загадки).
- Наглядный (рассматривание иллюстраций, карточки для задания).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
-Прием эмоциональной заинтересованности (видеообращение девочки Лизы к детям)
Ход занятия:
1. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Начнем этот день с формулы любви. Встанем в «круг радости», улыбнемся друг другу. Повторяйте за мной следующие слова и движения:
Я так люблю себя (руку на сердце),
Что я могу любить тебя (руку на плечо соседа).
И ты начнешь любить себя (руку на плечо соседа).
И сможешь полюбить меня (руку на сердце).
Дети проходят на свои места.
Сюрпризный момент
- Ребята, нам в группу пришло видео-обращение. Сейчас мы его посмотрим (включается телевизор, на экране появляется девочка лет 10-ти, которая говорит).
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лиза. Мне 10 лет и я учусь в 5-ом классе. Я люблю петь, танцевать, а ещё я очень люблю читать. Я читаю стихотворения, рассказы, сказки. Сегодня я вам отправила книгу. Я очень хочу, чтобы вы её прочитали на своем занятии по развитию речи. Удачи вам. »
Мотивация
- Вот такое обращение, нам прислала Лиза. А вот книга, про которую она говорила.
- Ребята, вам нравится читать книги? (ответы детей)
- Тогда почитаем с вами эту книгу?
2.Основная часть
- Хорошо, но прежде, давайте вспомним правила хорошего поведения. Я начну, а вы продолжите.
Слушаем внимательно, выполняем задания ………старательно.
Ответить хочешь – не кричи, а только руку …… …подними.
За столом сидим мы стройно и ведём себя ………спокойно.
-Молодцы! Ну что ж, вижу вы готовы!
Страница первая – Артикуляционная гимнастика (гимнастика для язычка). Здесь изображены 4 картинки с описанием. К каждому изображению читается соответствующее стихотворение.
1)
Я – весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий. (дети выполняют гимнастику для языка)
2)
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов,
Ты в часы играть готов?
3)
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
4)
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
- Молодцы, ребята! Всё выполнили на первой странице, приступаем ко второй.
Страница вторая – Задание «Подбери рифму»
- Ребята, здесь нужно подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса «Пирог» ( с иллюстрациями)
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал)
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый… (пирог)
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что-то гости… (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту… (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек… (не нашли)
На странице изображены картинки-отгадки.
Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием.
А сейчас давайте немножко отдохнём.
Проводится физминутка. Игра с мячом (дети становятся в круг):
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают.
Воспитатель бросает ребёнку мяч, говорит слово, ребёнок подбирает рифму: пень- день, ночь- дочь, кот- рот, палка- галка, печка- свечка, мышка- крышка.
Дети проходят на свои места.
-Ребята, продолжаем читать с вами книгу.
Страница третья. На этой странице изображены разные картинки, а у детей на столах перед каждым стоит раздаточный материал (карточки с такими же картинками как в книге).
- Ребята, послушайте внимательно, о чём я говорю. И выберите из карточек отгадку.
(ТАК ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С КАЖДОЙ КАРТИНКОЙ, НА СТОЛЕ У РЕБЯТ ВЫСТРАИВАЕТСЯ РЯД КАРТИНОК, ВСЕГО 6 шт.)
-Ребята, выберите ту карточку, где 1-ый звук Д, положите отдельно(карточка ДЫМ).
Следующей выберите карточку, где 1-ый звук О, положите рядом (карточка ОБЛАКО)
А теперь найдите карточку, где 1-ый звук М, положите рядом (карточка МОСТ).
-Ребята, что у нас получилось! Давайте ещё с вами вместе произнесём первые звуки. (Дети произносят Д- О- М)
-Какое новое слово у нас получилось? (ДОМ)
-Молодцы, всё правильно выполнили!
Итак, четвёртая страница – последняя.
Здесь изображены 5 пустых строк. В правом верхнем углу птичка.
-Ребята, смотрите все слова пропали, только картинка одна осталась. Кто это? (ПТИЧКА)
-Давайте, чтобы птичка не грустила, сочиним про неё небольшой весёлый стишок, который называется ЛИМЕРИК!
Итак, в этом стихотворении 5 строчек.
1 строка про кого мы говорим ЖИЛА-БЫЛА …(птичка)
2 строка на кого похожа, какая ПОХОЖА НА …
3 строка что делает В НЕБЕ …
4 строка с кем общается ПЕСНИ с … ПОЁТ
5 строка вывод ВОТ КАКАЯ …
После составления каждой строки дети хором повторяют. В конце работы прочитать хором всё стихотворение.
-Вот, какое стихотворение мы сочинили для птички. Я думаю, ей очень понравилось это стихотворение, и теперь она не будет грустить.
3.Заключительная часть
Рефлексия.
-Ребята, что мы с вами делали на занятии? (читали книгу …) Вам понравилась эта книга?
-Давайте, вспомним, как нужно обращаться с книгами? (ответы детей)
- Как называется небольшое стихотворение? (лимерик)
-Я расскажу девочке Лизе, что мы с вами прочитали книгу, что вам очень она понравилась. И попрошу её прислать нам другую хорошую книгу.
- А сейчас каждому из вас я хочу подарить маленькую книжечку, чтобы вы дома вечером вместе с родителями сочинили лимерик, записали в эту книжечку и принесли нам почитать.
(каждому дарится небольшая книжечка, с формулой составления лимерика)