Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — жители России» в подготовительной группе

0
0
Материал опубликован 10 February 2019

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №176 «Золотой петушок» города Чебоксары

Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

НА ТЕМУ «МЫ – ЖИТЕЛИ РОССИИ»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Составила:

воспитатель

Скворцова Ирина Юрьевна

Чебоксары - 2019

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;

2. Актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей России.

3. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

4. Знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним;

5. Воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

6. Расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

Материал и оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; мультимедийная техника; магнитофон, аудиозапись песни о Родине; книги со сказками народов России; платки.

Методические приёмы:

Организационная игра.

Введение в НОД: звучит песня о Родине.

Чтение стихотворения «Наш дом».

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите».

Рассматривание людей в национальных костюмах.

Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья».

Просмотр презентации «Традиции народов России».

Физкультминутка «Моя Россия».

Рассматривание книг со сказками разных народов.

Рассматривание изделий народных промыслов.

Чтение стихотворения «Берегите Россию».

Подведение итогов.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Организационная игра

«Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

Крепко за руки давайте возьмемся

И друг другу мы улыбнемся.

Звучит песня о Родине.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.

Чтение стихотворения «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

Воспитатель: Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

(Рассматривание карты России).

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

1.Наша страна называется …(Россия).

2.Наша страна очень …(большая, огромная).

3.В ней много …(рек, озёр, животных, лесов, городов).

4.Люди, которые живут в нашей стране, называются …(россияне).

Воспитатель: Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, люди каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи и др.)

(Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах).

Воспитатель: Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Воспитатель: Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Воспитатель: Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Воспитатель: Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

Воспитатель: А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Воспитатель: Что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

Воспитатель: Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Воспитатель: Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Просмотр презентации «Традиции народов России»

Воспитатель: Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

Воспитатель: А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник? (Ответы детей.)

Воспитатель: У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Воспитатель: Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Физкультминутка «Моя Россия».

Приезжай за моря- океаны, (дети «едут»)

Над всею Землёй пролети: (дети «летят»)

Есть на свете различные страны (разводят руки в стороны)

Но такой, как у нас, не найти (отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды (дети приседают)

Широка и привольна Земля (дети встают, руки встороны)

И гремят, не смолкая, заводы, («стучат» руки перед собой)

И шумят расцветая поля… (плавные взмахи руками, разведёнными в стороны).

Воспитатель: У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Воспитатель: Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Воспитатель: Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Воспитатель: Какие народные сказки вы знаете?(Ответы детей.)

Воспитатель: Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

(Рассматривание изделий народных промыслов.)

Воспитатель: Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Воспитатель: Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Воспитатель: Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

Воспитатель: У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Воспитатель: Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

Воспитатель: Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Чтение стихотворения «Берегите Россию».

Берегите Россию,

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце

В позабытом селе!

Воспитатель: О чём мы сегодня с вами говорили? Что вы узнали нового? Что было для вас интересным?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации