Конспект непрерывной образовательной деятельности «Вода»
Гурова Елена Дмитриевна
Воспитатель, высшая квалификационная категория
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Сказка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области
Саратовская область, ЗАТО Светлый
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Вода»
В материале представлены методы и приемы ознакомления детей со свойствами воды на основе имеющихся у них знаний и путем проведения опытов и экспериментов.
Цель: Обобщить знания детей о воде.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для уточнения и расширения знаний детей о свойствах воды;
- помочь сделать самостоятельные выводы после проведенных экспериментов.
Развивающие:
- способствовать развитию любознательности, мышления;
- развивать самостоятельность посредством детского экспериментирования.
Воспитательные:
- вызвать желание и стремление совершать новые открытия.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная.
Формы организации: фронтальная, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности:
опытно-экспериментальная деятельность, наблюдение, продуктивная деятельность.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- игрушка «Капитошка»;
- презентация по теме «Вода»;
- 2 емкости по 0,7 л;
- 2 яйца;
- лист фольги;
- пластиковая бутылка;
- цветные капельки.
Раздаточный материал:
- стакан с водой;
- емкость с солью и сахаром;
- заготовки для опыта;
- емкость для воды.
Ход организованной образовательной деятельности:
Вводная (организационно – мотивационная) часть
Восп.- Ребята, послушайте загадку:
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
А теперь попробуйте закрыть глаза и представить, что идет дождь. (Шум дождя)
Ребята, посмотрите, кого нам дождик принес. Кто это? (Появление игрушки Капитошки)
Капит.- Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я - веселый Капитошка. Скажите, а какие детские журналы вы читали? (Ответы детей) А я вам сегодня покажу еще один журнал, который называется «Хочу все знать».
Восп. – Капитошка, о чем же расскажет журнал?
Капит. – Я вам загадаю загадку, а отгадку составим из букв, которые вы найдете в капельках. Это и будет темой нашего журнала.
Я и тучка, и туман.
Я река и океан.
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Восп.- Ребята, давайте составим это слово. А ты, Капитошка, оставайся с нами. Кто назовет первую букву? А следующую?
(Дети составляют слово)
Восп. - Ребята, так какая же тема журнала? Правильно, ребята, тема нашего журнала «Вода».
В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А, в сущности, просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – просто вода!
Вода – это бесценный дар природы. Ни одно явление в природе не происходит без участия воды. Ребята, я считаю, что вода – это волшебница.
Есть такие науки – физика и химия, - которые специально занимаются изучением воды путем различных опытов. А хотите, и мы станем маленькими учеными и сами проделаем некоторые опыты?
А это – наша лаборатория.
Ребята, обращаться с материалами в лаборатории надо аккуратно и четко выполнять инструкции.
А теперь я предлагаю вам выбрать рабочее место и надеть спецодежду. Ребята, не забывайте помогать друг другу.
Основная часть.
Восп.- Ребята, скажите, какие свойства воды вы знаете? Давайте определим свойства воды по картинкам из журнала и с помощью опытов. (Дети называют свойства воды и проделывают опыты: закрашивают воду в разные цвета, насыпают соль, сахар, определяют форму воды)
- Ребята, а хотите, я вас познакомлю еще с одним свойством воды? Тогда будьте внимательны.
У меня две банки с пресной (несоленой) водой. Я опускаю в каждую банку яйцо. Что с ним случилось? Правильно, оно утонуло. А давайте посмотрим, что произойдет, если в одну банку насыпать много соли и поместить туда яйцо? Соль растворяется - вы знаете об этом свойстве воды. Опускаю яйцо. Что вы видите? Яйцо не тонет. Может, кто-нибудь знает, почему яйцо не тонет? Соль сделало воду плотной, и поэтому яйцо не утонуло. Ребята, на земле есть очень-очень соленое море, в котором невозможно утонуть. Оно называется Мертвым. Как вы думаете, почему? (Потому что в очень-очень соленой воде не могут существовать никакие живые организмы).
Капит. – Ребята, как интересно у вас. А давайте вместе поиграем. Становитесь в круг.
Музыкальная физкультминутка под песенку Капитошки
Восп. – Ребята, а теперь давайте дальше посмотрим Капитошкин журнал. Займите, пожалуйста, свои рабочие места в лаборатории.
Следующая страничка называется «Сделай сам».
Я предлагаю вам сделать цветок. Возьмите цветной круг и вырежьте его по линии. Приклейте к нему круглую серединку. Загните лепестки цветка к середине. А теперь осторожно опустите цветок в блюдце с водой и наблюдайте. Что происходит с вашим цветком? Он превратился в красивую лилию. Как вы думаете, почему? Вода постепенно пропитывала бумагу, бумага становилась тяжелее, и лепестки раскрывались.
- Ребята, а я сделала цветок из другого материала – фольги. Я опускаю его в воду. Что мы видим? Цветок не раскрылся. Вода не смогла пропитать фольгу. Это свойство воды применяется при изготовлении разных предметов. Что можно сделать из непромокаемого материала? А что пропитывается водой? (Рассматривание и группирование картинок)
Заключительная часть
Восп. – Вот мы перевернули еще одну страничку нашего журнала. Работа в лаборатории закончена. Давайте снимем нашу спецодежду и покинем лабораторию.
- В нашем журнале осталась последняя страничка. Это содержание. Давайте с вами вспомним, что мы увидели сегодня в Капитошкином журнале. (Дети подбирают картинки по содержанию деятельности) Вам понравился журнал? А какая страничка вам понравилась больше всего? Ребята, а вы можете назвать воду волшебницей? Почему?
- Ребята, давайте соберем и подарим Капитошке капельки. Если вам понравился Капитошкин журнал и вы справились со всеми заданиями, подарите Капитошке веселую капельку. Если что-то не получилось – выберите ту капельку, которая соответствует вашему настроению.
Капит. – Ребята, мне так жалко с вами расставаться, мне так у вас понравилось. Я вам подарю журнал на память, чтобы вы могли рассказать другим ребятам, что вы знаете о воде. В этом журнале есть еще одна страничка, на которой вы сможете найти и провести с друзьями другие интересные опыты. До свидания, ребята.