Конспект НОД «Часы и время» в средней группе
Конспект НОД «Часы и время» в средней группе
Цель: Обогащение знаний детей об истории и возникновении часов.
Задачи:
Познакомить детей с историей появления часов; рассказать о том, как в древности люди определяли время;
Уточнять и систематизировать представление дошкольников о видах часов;
Упражнять в выполнении заданий в установленное время;
Развивать познавательный интерес, логическое мышление и любознательность.
Воспитатель: Они ходят, но стоят,
Всем о времени твердят,
Когда спать, когда вставать,
Когда можно погулять (Часы)
Дети: Часы.
Воспитатель: Ребята, помните мы с вами читали сказку про зайца, который путешествовал с родничком? А кто помнит, как звали этого зайца?
- Коська.
- Правильно. А хотите послушать еще одну историю, которая произошла с ним?
Тогда слушайте. Однажды зайца Коську на свой день рождения пригласил ежик Тимоха. Коська очень долго собирался. Поиграл мячиком, приглаживал свои усы перед зеркалом, затем уже по дороге к ежику очень долго разглядывал паутину паука Павлуши. И когда он наконец-то пришел к ежику, то оказалось что все гости уже разошлись, и, конечно же, угощений не осталось. А его лучший друг ежик Тимоха был расстроен, тем, что Коська не пришел на его день рождения. Ребята, как вы думаете, почему заяц Коська опоздал?
- Он не вышел вовремя.
- А как же узнать, что уже пора выходить из дома?
- Как вы думаете, что будет, если у нас пропадут все часы? Да, видимо, нам всем будет очень трудно. Опоздаем на работу, в школу, в детский сад, не увидим что-то интересное и т.д. А скажите, часы всегда были или было время, когда не было часов? Было время, когда не было часов. А как вы думаете, как люди определяли, когда надо вставать, когда ложиться спать? Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать. Как вы думаете, когда они дольше спали – летом или зимой? А знаете ли вы, какие часы были первые? Солнечные часы. Как по ним определяли время суток? Утром тень в одной стороне, вечером в другой.
Еще в глубокой древности люди подметили, что как только всходило солнце на небе, от него начинала падать тень на деревьях. И люди изобрели первые солнечные часы. А пользовались они ими следующим образом. Люди чертили на земле большой круг, в середину круга они вставляли высокую палку, а по кругу делали деления: час, два, три и так до 12. В течение дня солнце двигалось по небу, и тень от палки перемещалась от деления к делению.
(картинка изображением солнечных часов).
Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами? А что плохого в этих часах? Почему мы не пользуемся ими сейчас? Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали. Потом человек изобрел песочные часы. Что в них было хорошо, а что плохо? Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Вот эти часы рассчитаны на 3 минуты. Нужно через каждые 3 минуты их переворачивать. Поэтому было неудобно брать их с собой, когда уходишь из дома. А как вы думаете, 3 минуты – это много или мало? Что можно сделать за 3 минуты? Вы согласны проверить свои рассуждения? Сейчас мы проверим, много ли это – 3 минуты. Для этого мы поиграем. А время засекаем при помощи песочных часов.
Ребята предлагаю встать в круг.
(положить лист картона)
Подвижная игра: «Ровным кругом»
Ребята, как только мы проговорим слова «Ровным кругом друг за другом, мы идем за шагом шаг, стой на месте, ну-ка вместе делаем вот так», тот из вас, кто окажется на листе картона, показывает нам движения, а мы за ним повторяем.
- Ну, как хватило ли нам времени? Долго ли мы играли?
Игра «Молчанка»
- А хотите, проведем еще один опыт?
Вы сами согласились. Я предлагаю вам помолчать, ровно 3 минуты.
- Играем?
Дети молчат, пока сыплется песок.
- Ага, не выдержали?
- А теперь 3 минуты – это много или мало? – много.
- Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время проходит быстро, а когда мы просто стояли и молчали, время тянулось долго? Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».
Каких часов на свете нет! И в каждых свой секрет.
Есть часы, на полу стоящие, басом говорящие:
«Бом-бом-бом!» - на весь дом.
А есть часы настенные - чинные, степенные!
Не убегают, не отстают - во время бьют.
Маятник туда- сюда. Сегодня, завтра и всегда!
А есть ещё часы малютки! Как сердечко бьётся в грудке!
«Тики - таки, тики - таки» -Круглые сутки.
Эти уличные часы на столбе знакомы тебе?
Они здесь очень нужны: стрелки - великаны издали видны!
А бывают часы песочные - точные!
В них песчинки текут - секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись в колбочку из стекла
Так минутка истекла.
А будильник? С вечера заведёшь -
И спокойно спать пойдёшь.
Есть и солнечные часы - всех часов предки!
Теперь они редки.
Циферблат на земле лежит, а по нему солнце бежит!
Они бывают на площадях, на лужайке,
В саду - у солнышка на виду!
А есть новые - электронные часы, неугомонные!
Только раз заведи, заведёшь - и год ходи!
Кто не слышал, как бьют на Спасской башне гиганты - Куранты?
Они часы главные - державные!
А ходики - избушки! В них живут кукушки.
Окошко распахнётся, кукушка встрепенётся:
Ку-ку! Ку-ку! - как в лесу на суку.
- Все эти часы – солнечные, песочные – были не очень удобными, и тогда человек придумал механизм (картинка). Посмотрите внимательно из чего состоит этот механизм?
Но и у них есть недостатки. Первый недостаток это то, что их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Второй это то, что если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, (картинка) они работают на батарейках. Это – чудо часы. На многих часах отсутствуют стрелки, вместо этого они показывают время цифрами на экране или голограммой.
- Ребята как вы думаете, какими часами люди пользуются сейчас чаще?
- Как называются часы, которые висят на стене?
- Которые стоят на полу?
- Которые стоят на столе?
- Которые человек носит на руке?
Сегодня мы с вами будем делать часы с кукушкой.
Часы с кукушкой изготовлены в виде узорной деревянной избушки, в которой прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.
Демонстрация картины «Часы с кукушкой»
Воспитатель: - Знаменитые часы с кукушкой появилась в Германии.
Мастер собирался засунуть в часы "петуха", но его "голос" оказался слишком сложным для воспроизведения. Пришлось остановиться на примитивном куковании.
Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем.
Физминутка
Тик-так, тик-так.
В доме кто умеет так? Наклоны головы влево - вправо
Это маятник в часах.
Отбивает каждый такт. Поочередно поднимать плечи
А в часах сидит кукушка, Дети садятся в глубокий присед
У нее своя избушка. Руки вверх, домик
Прокукует птичка время, Ку-ку, ку-ку
Снова прячется за дверью Приседания
Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга Ходьба по кругу друг за другом
А часы идут, идут Ходьба на месте
Иногда вдруг отстают Замедление темпа ходьбы
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! Быстрая ходьба на месте
Если их не заведут,
То они совсем встают Дети останавливаются, поворачиваются в круг
Изготовление аппликации «Часы с кукушкой».
Какие разные часы! А задача у всех одна, что бы люди на земле зря время не теряли. А тратили его на добрые и полезные дела. Поэтому ребята давайте друг другу пообещаем всегда ценить и беречь наше время.
На этом наше занятие закончилось, уберите, пожалуйста, свои рабочие места.