Конспект НОД «Часы и время» в средней группе

0
0
Материал опубликован 4 October 2020

Конспект НОД «Часы и время» в средней группе



Цель: Обогащение знаний детей об истории и возникновении часов.

Задачи: 

Познакомить детей с историей появления  часов; рассказать о том, как в древности люди определяли время;

Уточнять  и систематизировать  представление  дошкольников  о видах часов;

Упражнять в выполнении заданий в установленное время;

Развивать познавательный интерес, логическое мышление и любознательность.



Воспитатель: Они ходят, но стоят,

Всем о времени твердят,

Когда спать, когда вставать,

Когда можно погулять (Часы)

Дети: Часы.


Воспитатель: Ребята, помните мы с вами читали сказку про зайца, который путешествовал с родничком? А кто помнит, как звали этого зайца?

- Коська.

- Правильно. А хотите послушать еще одну историю, которая произошла с ним?

Тогда слушайте. Однажды зайца Коську на свой день рождения пригласил ежик Тимоха. Коська очень долго собирался. Поиграл мячиком, приглаживал свои усы перед зеркалом, затем уже по дороге к ежику очень долго разглядывал паутину паука Павлуши. И когда он наконец-то пришел к ежику, то оказалось что все гости уже разошлись, и, конечно же, угощений не осталось. А его лучший друг ежик Тимоха был расстроен, тем, что Коська не пришел на его день рождения. Ребята, как вы думаете, почему заяц Коська опоздал?

- Он не вышел вовремя.

- А как же узнать, что уже пора выходить из дома?

- Как вы думаете, что будет, если у нас пропадут все часы? Да, видимо, нам всем будет очень трудно. Опоздаем на работу, в школу, в детский сад, не увидим что-то интересное и т.д. А скажите, часы всегда были или было время, когда не было часов? Было время, когда не было часов. А как вы думаете, как люди определяли, когда надо вставать, когда ложиться спать? Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать. Как вы думаете, когда они дольше спали – летом или зимой? А знаете ли вы, какие часы были первые? Солнечные часы. Как по ним определяли время суток? Утром тень в одной стороне, вечером в другой.

Еще в глубокой древности люди подметили, что как только всходило солнце на небе, от него начинала падать тень на деревьях. И люди изобрели первые солнечные часы. А пользовались они ими следующим образом. Люди чертили на земле большой круг, в середину круга они вставляли высокую палку, а по кругу делали деления: час, два, три и так до 12. В течение дня солнце двигалось по небу, и тень от палки перемещалась от деления к делению.

 (картинка изображением солнечных часов).


Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами? А что плохого в этих часах? Почему мы не пользуемся ими сейчас? Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали. Потом человек изобрел песочные часы. Что в них было хорошо, а что плохо? Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Вот эти часы рассчитаны на 3 минуты. Нужно через каждые 3 минуты их переворачивать. Поэтому было неудобно брать их с собой, когда уходишь из дома. А как вы думаете, 3 минуты – это много или мало? Что можно сделать за 3 минуты? Вы согласны проверить свои рассуждения? Сейчас мы проверим, много ли это – 3 минуты. Для этого мы поиграем. А время засекаем при помощи песочных часов.


Ребята предлагаю встать в круг.

(положить лист картона)

Подвижная игра: «Ровным кругом»

Ребята, как только мы проговорим слова «Ровным кругом друг за другом, мы идем за шагом шаг, стой на месте, ну-ка вместе делаем вот так», тот из вас, кто окажется на листе картона, показывает нам движения, а мы за ним повторяем.

- Ну, как хватило ли нам времени? Долго ли мы играли?


Игра «Молчанка»

- А хотите, проведем еще один опыт?

Вы сами согласились. Я предлагаю вам помолчать, ровно 3 минуты.

- Играем?

Дети молчат, пока сыплется песок.

- Ага, не выдержали?

- А теперь 3 минуты – это много или мало? – много.

- Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время проходит быстро, а когда мы просто стояли и молчали, время тянулось долго? Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».


Каких часов на свете нет! И в каждых свой секрет.

Есть часы, на полу стоящие, басом говорящие:

«Бом-бом-бом!» - на весь дом.

А есть часы настенные - чинные, степенные!

Не убегают, не отстают - во время бьют.

Маятник туда- сюда. Сегодня, завтра и всегда!

А есть ещё часы малютки! Как сердечко бьётся в грудке!

«Тики - таки, тики - таки» -Круглые сутки.

Эти уличные часы на столбе знакомы тебе?

Они здесь очень нужны: стрелки - великаны издали видны!

А бывают часы песочные - точные!

В них песчинки текут - секунды бегут!

Как песчинки собрались, холмиком улеглись в колбочку из стекла

Так минутка истекла.

А будильник? С вечера заведёшь -

И спокойно спать пойдёшь.

Есть и солнечные часы - всех часов предки!

Теперь они редки.

Циферблат на земле лежит, а по нему солнце бежит!

Они бывают на площадях, на лужайке,

В саду - у солнышка на виду!

А есть новые - электронные часы, неугомонные!

Только раз заведи, заведёшь - и год ходи!

Кто не слышал, как бьют на Спасской башне гиганты - Куранты?

Они часы главные - державные!

А ходики - избушки! В них живут кукушки.

Окошко распахнётся, кукушка встрепенётся:

Ку-ку! Ку-ку! - как в лесу на суку.


- Все эти часы – солнечные, песочные – были не очень удобными, и тогда человек придумал механизм (картинка). Посмотрите внимательно из чего состоит этот механизм?


Но и у них есть недостатки. Первый недостаток это то, что их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Второй это то, что если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, (картинка) они работают на батарейках. Это – чудо часы. На многих часах отсутствуют стрелки, вместо этого они показывают время цифрами на экране или голограммой.

- Ребята как вы думаете, какими часами люди пользуются сейчас чаще?

- Как называются часы, которые висят на стене?

- Которые стоят на полу?

- Которые стоят на столе?

- Которые человек носит на руке?


Сегодня мы с вами будем делать часы с кукушкой.

Часы с кукушкой изготовлены в виде узорной деревянной избушки, в которой прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Демонстрация картины «Часы с кукушкой»


Воспитатель: - Знаменитые часы с кукушкой появилась в Германии.

Мастер собирался засунуть в часы "петуха", но его "голос" оказался слишком сложным для воспроизведения. Пришлось остановиться на примитивном куковании.

Воспитатель: - А сейчас немного отдохнем.      

Физминутка

Тик-так, тик-так.

В доме кто умеет так?                      Наклоны головы влево - вправо

Это маятник в часах.

Отбивает каждый такт.                       Поочередно поднимать плечи

А в часах сидит кукушка,               Дети садятся в глубокий присед

У нее своя избушка.                                                Руки вверх, домик

Прокукует птичка время, Ку-ку, ку-ку

Снова прячется за дверью                                                 Приседания

Стрелки движутся по кругу

Не касаются друг друга                   Ходьба по кругу друг за другом

А часы идут, идут                                                        Ходьба на месте

Иногда вдруг отстают                               Замедление темпа ходьбы

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!                                Быстрая ходьба на месте

Если их не заведут,

То они совсем встают      Дети останавливаются, поворачиваются в круг


Изготовление аппликации «Часы с кукушкой».

Какие разные часы! А задача у всех одна, что бы люди на земле зря время не теряли. А тратили его на добрые и полезные дела. Поэтому ребята давайте друг другу пообещаем всегда ценить и беречь наше время.

На этом наше занятие закончилось, уберите, пожалуйста, свои рабочие места.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.