Конспект НОД по математике в средней группе «Поможем зайчику»
Конспект НОД «Поможем зайчику» с детьми средней группы
(формирование элементарных математических представлений)
выполнила воспитатель 1 категории
Крылова Татьяна Анатольевна
Тема «Поможем зайчику» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Цель: создавать условия для закрепления счёта в пределах 6.
Задачи:
-создавать условия для формирования представлений о независимости результата счёта от формы расположения предметов в пространстве;
-способствовать закреплению умения уравнивать неравные группы предметов, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет.
- развивать умения конструировать из счётных палочек и на основе ;
-закрепить представления о геометрических фигурах; порядковом счёте, длине предметов, счёте предметов в разных направлениях.
- способствовать развитию умения проводить анализ своей деятельности, подбирать слова, противоположные по значению, мелкой моторики рук.
-обеспечивать воспитание отзывчивости, доброты, желания оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, двигательная.
Формы организации детей: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы организации видов детской деятельности: дидактическая игра «Наоборот», рисование по точкам, общение, конструирование, физминутка.
Методы и приёмы: словесные (вопросы, объяснение, поощрение); игровые
( дидактическая игра, создание игровой ситуации); практические ( конструирование, регулирование действий, анализ результатов, дидактическая игра), методы повышения эмоциональной активности ( создание условий для свободного выбора участников совместной деятельности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности).
Дидактические материалы и средства обучения:
Картонный дом, игрушка заяц, пенёк, конверт с заданием макеты ёлочек, дерева, дорожки из ткани короткая и длинная; по 6 зелёных и голубых ёлочек, 6 птиц, мяч.
На каждого ребёнка: стул для каждого ребёнка, счётные палочки по 7 штук, листы ½ А4 с нанесёнными точками, фломастеры.
Предшествующая работа: д/и « Посмотри и сосчитай, раз, два, три-отвечай», «Который по счёту», « Назови геометрическую фигуру», «Разложи ленточки по длине», выкладывание силуэтов предметов из счётных палочек, рисование по точкам, чтение сказки «Заячья избушка».
Планируемые результаты: проявляет интерес к различным видам деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет желание узнавать новое; имеет элементарные математические представления (сосчитывает предметы в пределах 6, уравнивает неравные группы предметов, пользуется порядковым счётом, определяет длину предмета, различает геометрические фигуры, выкладывает их из счётных палочек).
Ход НОД.
Организационно- мотивационный этап.
Приглашаю детей в круг.
Мы – умные и дружные,
Мы – внимательные и старательные.
Мы, играя, учимся, всё у нас получиться!
Обращаю внимание на зайчика, который сидит на пеньке ( игрушка).
Интересуюсь у детей, догадываются ли они из какой сказки пришёл к нам зайчик.
Рассказываю за зайчика о том, что пришёл он из сказки «Заячья избушка». Лиса выгнала зайчика из дома и теперь ему негде жить. Лиса согласилась уйти, если тот выполнит её задания.
Говорю от имени зайца
- А я в школу не хожу, в детском саду никогда не был! Как же я выполню задания лисы!
-Ребята, вам жалко зайчика? Что же нам делать? Как помочь?
Покажи нам задание, зайчик. Может ребята справятся?
Основной этап
Заяц даёт конверт, в нём содержится задание:
Посадить перед домом по кругу 6 голубых ёлочек, а вдоль длинной дорожки столько же зелёных ёлочек. На каждую зелёную ёлочку посадить по птичке.
Справимся с заданием? Ребята, что на сначала нужно узнать, чтобы посадить зелёные ёлочки (какая дорожка длиннее). Возьмите по одной ёлочке и посадите их так, как просила лиса. По сколько ёлочек взял каждый из вас? Сколько всего зелёных ёлочек? О чём ещё попросила лиса? Возьмите птичек и посадите на зелёные ёлочки по одной. Сколько птичек? На которой по счёту ёлочке птички нет? Чего больше птичек или ёлочек? Чего меньше ёлочек или птичек? Как сделать, чтобы было поровну ёлочек и птичек? (прибавить одну птичку). Что можно сказать о количестве ёлочек и птичек? ( поровну, по 6). О чём ещё просила лиса? Сколько нужно посадить голубых ёлочек? (6) Почему? (столько, сколько и зелёных) По сколько каждый из вас брал ёлочек? Сколько вы посадили голубых ёлочек? Посчитай, Сабина. Можно я тоже посчитаю? (ошибаюсь в счёте) Почему у меня получилось 6 голубых ёлочек? Кто из нас прав? В чём была ошибка? В случае правильного или неправильного ответа детьми поясняю: «Чтобы сосчитать предметы, стоящие по кругу правильно, нужно запомнить с какого предмета начинаешь считать». Посчитай. Андрюша (Вика, Алина), сколько голубых ёлочек. Сабина, попробуй сосчитать ёлочки в обратном направлении. Выполнили мы задание лисы? Что будем делать? Давайте позовём лису, чтобы она проверила задание.
Дети рассказывают о том, что они выполнили задание лисы и просят впустить зайца.
Лиса. Какие вы шустрые, да быстрые! А я вам ещё одно задание приготовила. Постройте для меня дом, а то ведь моя избушка растаяла. Я- то где буду жить, если зайца впущу?!
Из чего будем строить дом? У нас нет строительного материала. Из чего вы умеете строить дом? Приглашаю детей свободно разместиться за столами кто с кем хочет ( можно сесть, можно встать около стола), обращаю внимание на осанку и предлагаю из счётных палочек выложить дом для лисы. Предлагаю объединиться по желанию детей, чтобы построить многоэтажные дома.
Возьмите 4 палочки и выложите из них квадрат. Что получилось? ( стены дома) что есть у квадрата? Возьмите ещё 2 палочки и выложите крышу. Какой формы получилась крыша? Что есть у треугольника? Положите внутри квадрата палочку так, чтобы получилось два прямоугольника. Что есть у прямоугольника? Где находится крыша ( наверху), стены дома ( внизу)? Сколько этажей в ваших домах? Оставим построенные дома на столах, пусть лиса сама выберет, в каком доме будет жить. Но что – то мне подсказывает, что лиса добром не уйдёт из избушки. Надо что – то приятное сделать для лисы. Что вы предлагаете? ( подарки, сюрпризы)
У вас на столах лежат листочки с загадками. Отгадки никому неизвестны, потому что на листочках одни точки. Вы узнаете отгадки, если правильно соедините точки. Но может у кого-нибудь уже есть предположения, какой рисунок получится.
Дети соединяют точки линией, затем рассказывают, что у них получилось. Прошу ответить детей, сколько всего подарков для лисы получилось (дети сосчитывают количество листочков)
Поощряю детей за аккуратность, сообразительность, самостоятельность, внимание, желание помочь товарищу в случае затруднения.
Физкультминутка.
Ходьба змейкой вокруг ёлочек.
По тропинке мы идём,
Весело шагаем.
По тропинке мы идём,
Ноги поднимаем.
1, 2, 3, 4, 5
Нужно весело скакать.
Подходим к избушке и сообщаем, что выполнили все задания Лисы и даже приготовили ей подарки.
Лиса выходит из домика, благодарит детей за подарки. Дети берут зайца и сажают его в избушку.
д/и «Наоборот» ( игра с мячом)
Лиса всем вместе предлагает поиграть в игру «Наоборот»
Интересуюсь у детей, известны ли им правила игры (я говорю слово и бросаю мяч кому-либо из детей, ребёнок называет противоположное значение слова и бросает мяч обратно)
Дорога - широкая, а тропинка …(узкая)
У синички хвост короткий, а у сороки …(длинный)
Колготки длинные, а носочки …(короткие)
Паутинка тонкая, а веревка…(толстая)
Солнце большое, а звездочка …(маленькая)
Куст-низкий, а дерево …(высокое)
Ручеёк узкий, а река …(широкая)
Поощряю детей.
Заключительный этап. Рефлексия
Кого выручали из беды? Как? Как это может вам пригодится? Какое задание вызвало у вас затруднение? Какое задание понравилось выполнять? Вам приятно было помогать зайчику? Почему?