Конспект НОД логопедического занятия для учащихся 2 класса на тему: "Дифференциация а-о в письменной речи"
Филиал МАОУ Сорокинской СОШ №3 – Сорокинская СОШ №2
Конспект НОД логопедического занятия для учащихся 2 класса
Тема: «Дифференциация а-о в письменной речи»
Подготовила: Нестерова А.В.
учитель-логопед
с. Б. Сорокино
2024 г.
Конспект НОД логопедического занятия для учащихся 2 класса
Тема: «Дифференциация а-о в письменной речи»
Цель: Закрепить знания дифференцировать а-о на письме.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- учить правильно, дифференцировать гласные звуки и буквы а-о по их артикуляционным, акустическим и оптическим признакам;
- продолжать учить составлять слова из слогов;
- продолжать работу над деформированным предложением, текстом.
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
- развивать словарный запас;
- развитие грамматического строя речи;
-развитие креативного мышления, творческих способностей посредствам проектной деятельности.
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью;
- создавать положительное психоэмоциональное настроение, способность приобретению опыта коллективной работы.
Оборудование: карточки с заданиями, тетради, ручки, цветные карандаши, фломастеры, мелки, 3D ручка, мягкий пластилин. Значки с именами белого, красного зелёного цвета. Картинки-колбочки, конверты с заданиями. Таблички на столы цветные и к ним задания. Клеёнка или подложка на столы. Презентация. Мелодия для физминутки.
Ход занятия
Орг.момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места. Для начала предлагаю провести орг.минутку называется она «Для вас на занятии важнее всего!», ваша задача ответить на вопросы «Да» или «Нет». Начнем!
1слайд. 1.Для вас на занятии важнее всего лениться – нет
2.К занятиям стремиться – да
3.Сладко зевать – нет
4.На вопросы отвечать – да
5.Быть невнимательными – нет
6.Очень старательными – да
7.Соседу по парте мешать – нет
8.Если трудно ему – помогать – да
9.Хихикать, без дела болтать – нет
10.Слушать, смотреть, размышлять – да
Хорошо, молодцы! Зарядились на работу! Идём дальше!
Объявление темы занятия.
Логопед вывешивает «зашумлённые» изображения букв А—О на доске.
Логопед: – Ребята посмотрите на доску, какие это буквы спрятались?
Обучающиеся: – Буквы А и О, тут не только буквы спрятались, но и ещё картинки, назовите их «ананас и облако».
Логопед: Распределите картинки к буквам, ананас подходит к букве А, облако к букве О,
Логопед: А почему вы так распределили?
Обучающиеся: Потому что слово ананас начинается на букву а, слово облако на букву о.
Логопед: Вы уже догадались, с какими буквами мы будем сегодня работать? Обучающиеся: да с буквами А и О
Логопед: Сегодня мы будем говорить о буквах А—О, о звуках, которые эти буквы обозначают, вспомним как различаются на письме.
2 слайд. Давайте запишем тему в тетрадь. Запишите число и тему занятия. «Дифференциация а-о в письменной речи.»
Логопед: -Обратите внимание на доску, что написано на доске?
Обучающиеся читают: - «РАТОЛАБОРИЯ ТАФАНЗИЙ»
Логопед: - не понятно, что написано, буквы перепутались! Предлагаю вернуть буквы на свои места и прочитать ещё раз надпись.
Обучающиеся читают ещё раз, но теперь правильную надпись: - «ЛАБОРАТОРИЯ ФАНТАЗИЙ»
Логопед: -Да, правильно! Сегодня мы будем с вами проводить опыты в «Лаборатории фантазий» с нашими буквами.
Логопед: Ребята, посмотрите на доске прикреплены колбы с надписью 1, 2, 3, 4 ….. опыт, каждая колба – это задание, которое вам нужно выполнить, если вы выполните задание правильно, то колба изменит цвет. Это будет означать, что опыт у вас получился. А какой цвет изменит колба, мы узнаем, когда начнём выполнять наши опыты с буквами. Вам всё понятно?
Обучающиеся:-Да!
Логопед:- Ну что тогда начнём наше занятие! И первый наш опыт, игра «Топ – хлоп».
Основная часть.
Опыт №1.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Хлоп-топ». А – хлоп, О – топ.
Логопед: Я называю звуки (потом слоги и слова). Если вы слышите звук А – хлопаете, слышите звук О – топаете, слышите оба звука – хлопаете и топаете, не слышите заданных звуков – ничего не делаете.
Звуки (например, так): А,О,А,О,А,А,О,О,У,А,О,Ы,О,А;
слоги (например, так): СА, ЗО, КА, ТО, ДА, МУ, ША, ВА, ЦЭ, ТА, ТИ, ТО;
слова (примерно): (дом, рак, том, дар, лук, торт, лист, май, мох, март).
Логопед: Справились с заданием? Опыт получился, смотрим какой цвет теперь у колбы.
Опыт №2
Упражнение: «Послушай, запиши!»
Логопед: Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова.
Слова: палец, варит, рама, зима, молоко, весна, роза. (па, ва, ра, ма, ко, на, ро)
Логопед: -Саша назови какие слоги ты записала.
Логопед: Задание выполнили? Опыт получился, смотрим какой цвет теперь у колбы.
Опыт №3
Развитие зрительного восприятия
Упражнение «Обведи букву».
Логопед: -У вас на карточках написаны буквы. Ваша задача все встречающиеся буквы а обвести в треугольник, а буквы о – в кружок:
У и о е а ю с о е а п о з о ю а в с а м и п р т о л б э щ х с я а л о е о о к у а о а ц у а к р о г н о р е о п а е а в а к а о т р м а д о а г л к ц о л а о а н о ь а р о к о р ш а а у у е о е г л д а а о е |
Логопед: Задание выполнили, колба меняет цвет!
Опыт №4.
Дифференциация а-о в слогах и словах
3 слайд. Упражнение «Шифровка».
Логопед: - У вас на столах лежат карточки на них изображена таблица с цифрами и слогами, в первой строчке у вас записаны цифры, а второй строчке к цифрам записаны слоги. Каждый слог, обозначен цифрой. Составьте из этих слогов слова. Для этого напиши слоги так, как указывают цифры.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
бо | со | ко | на | по | во | да | ва | та | ро | ка |
2-7 ___________
6-7___________
8-9___________
3-10-8___________
2-10-11___________
6-10-9____________
Алеша прочитай, какие у тебя получились слова? Хорошо, молодец! У всех так получилось? Да! Колба поменяет цвет.
Опыт №5
Дифференциация а-о в предложениях
Упражнение «Узнай пословицу».
Логопед: - Закрасьте аккуратно красным карандашом все буквы а, а синим карандашом все буквы о и прочитайте пословицы (работа в карточке).
Аатеарпенаие иа тааруад васаё пааереаатруат. Можно преодолеть любые трудности, если прилагать усилия и стараться. |
Оовеоок жооивио – вооеоок уооочиосоооь. Мы на протяжении всей жизни продолжаем учится, постигать новые знания. |
Саша прочитай первую пословицу. Хорошо!
Логопед: (Как ты понимаешь данную пословицу?)
Арина прочитай вторую пословицу. Хорошо!
Логопед: (Как ты понимаешь данную пословицу?)
Логопед: Запишите 1 пословицу (на выбор) в тетрадь. Что нужно помнить, чтобы записать правильно?
Обучающиеся: Начало предложения пишется с заглавной буквы. Колба меняет цвет.
Физминутка
«Изобрази букву» (включить мелодию)
Логопед: - Я вам по очереди буду загадывать загадки, отгадки – это буквы алфавита. Отгадав букву, вам необходимо изобразить ее с помощью движений своего тела.
Айболиту все сперва | Каждый барашек скажет тебе, | Есть она в луне, в обвале, В лампе, в лыжах, в колбасе, |
На одной стоит ноге, | «Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» - | Половинку от жука |
Я, очки на нОс надев, | Я нашёл сучок в лесу, | Рак –речной усатый рак. Учится он кое-как Не бери с него пример А запомни букву - (Р) |
Эта буква – в табуретке, В таракане и в тарелке, Есть и в слове каратэ, Эта буква – буква … (Т) | | |
Изобразили буквы, размялись! Тогда идём дальше!
Опыт №6
Работа с текстом
4 слайд. Упражнение «Найди по координатам».
Логопед: - Составьте предложения по координатам. У вас даны координаты, вы смотрите например В1, смотрим В1 какое слово записано? По данной координате, слово Весна. Записывайте и так ищите каждое слово и записываете.
5 слайд.
1.В1 А2 Г3 Б4.
2.А3 Г1 Б2 В4.
3.Г4 Б1 А4 В3 Б3.
4.А1 В2 Г2!
Получившееся текст озаглавьте и запишите. В тексте обведите букву а в треугольник, а букву о в кружок.
6 слайд. ПРОВЕРКА.
Весной
Весной пригревает тёплое солнышко. Тают на крышах сосульки. Дети пускают в ручейках кораблики. Очень хорошо весной!
Логопед: Справились с заданием? Опыт получился, смотрим какой цвет теперь у колбы.
Опыт №7
7 слайд. Работа с деформированным текстом.
Логопед: - Ребята давайте вспомним, что такое деформированный текст?
Текст, в котором переставлены местами предложения и слова, называется деформированным.
-Чтобы определить правильный порядок предложений в тексте, нужно установить последовательность событий. Для этого нам нужен с вами алгоритм.
8 слайд. Алгоритм работы с деформированным текстом:
1.Прочитайте все предложения;
2.Подумайте, какое предложение надо написать первым;
3.Установите последовательность событий;
4.Запишите предложения;
5.Проверьте, правильно ли вы записали текст.
Задание: Расположите предложения так, чтобы получился текст.
«Лесной доктор»
Он доставал под корой жучков. |
|
Вдруг в лесу послышался стук. |
|
Утром мы пошли в лес. | |
Это стучал дятел. |
|
Логопед: Следуем по алгоритму. Сначала прочитаем текст. Теперь подумайте и скажите, какое предложение нам нужно написать первым. Правильно УТРОМ МЫ ПОШЛИ В ЛЕС (проведите стрелочку от этого предложения к картинке). Дальше установите последовательность событий, следующее предложение ВДРУГ В ЛЕСУ ПОСЛЫШАЛСЯ СТУК (проведите стрелочку к картинке). А что за стук? ЭТО СТУЧАЛ ДЯТЕЛ и это следующее предложение (отметьте, проведя стрелочку к картинке). А что же делал дятел? ОН ДОСТАВАЛ ПОД КОРОЙ ЖУЧКОВ. (проведите стрелочку от этого предложения к картинке).
Молодцы! У нас получился текст. Давайте прочитаем его.
9 слайд. ПРОВЕРКА.
«Лесной доктор»
УТРОМ МЫ ПОШЛИ В ЛЕС. ВДРУГ В ЛЕСУ ПОСЛЫШАЛСЯ СТУК. ЭТО СТУЧАЛ ДЯТЕЛ. ОН ДОСТАВАЛ ПОД КОРОЙ ЖУЧКОВ.
-придумайте заключение тексту
-какое можно придумать заключение? Если текст называется «Лесной доктор». То есть что делает дятел? Как он помогает деревьям?
Да всё верно!
Так дятел лечит деревья, избавляя их от насекомых-вредителей. Дятел лечит деревья от насекомых. Дятел – доктор всех деревьев. (могут быть разные варианты)
«Лесной доктор»
УТРОМ МЫ ПОШЛИ В ЛЕС. ВДРУГ В ЛЕСУ ПОСЛЫШАЛСЯ СТУК. ЭТО СТУЧАЛ ДЯТЕЛ. ОН ДОСТАВАЛ ПОД КОРОЙ ЖУЧКОВ. ТАК ДЯТЕЛ ЛЕЧИТ ДЕРЕВЬЯ, ИЗБАВЛЯЯ ИХ ОТ НАСЕКОМЫХ-ВРЕДИТЕЛЕЙ.
Прочитайте получившейся текст ещё раз и подчеркните букву а одной чертой, букву о двумя чертами.
Молодцы! Идем дальше!
Логопед: Справились с заданием? Опыт получился, смотрим какой цвет теперь у колбы.
Ребята мы сегодня много провели опытов. Ещё у нас сегодня будет творческий опыт.
Опыт №8
Практическая часть.
Игра «Создай букву». Ребята, посмотрите у вас на рубашках прикреплены значки с именами разного цвета, попрошу Алёшу подойти к столу с белой табличкой, Арину к столу с красной табличкой, а Сашу подойти к столу с зелёной табличкой.
У каждого из вас будет задание.
1.Красная табличка (Задание: изобрази (нарисуй) букву А или О с помощью красок, фломастеров, карандашей и т.д.).
2.Зелёная табличка (Задание: используя мягкий пластилин слепить букву А, как ты ее представляешь).
3.Белая табличка (Задание: используя 3D ручку, изобрази (нарисуй) букву А или О.).
В данном задании работает ваша фантазия, как вы представляете букву А или О так ее и изображаете.
Логопед: -При произнесении звука а, рот что делает? (широко открыт)
Логопед: -При произнесении звука о, рот что делает? (рот в форме трубочки)
Логопед: -Из каких элементов состоит строчная буква а? (из овала и наклонной линии с закруглением внизу вправо)
Логопед: -Из каких элементов состоит буква о? (из овала)
После того как вы ее изобразите, представьте свою букву. Опишите ее немного, расскажите, как вы ее изобразили, на что или кого ваша буква похожа и т.д.
Логопед: Справились с заданием? Опыт получился, смотрим какой цвет теперь у колбы.
Подведение итогов
Логопед: Ребята, посмотрите на доску, колбы наши все сменили цвет?
Обучающиеся: Да!
Логопед: Значит задания вы выполнили правильно. Предлагаю завершить наше занятие игрой «Палитра красок»
10 слайд. Рефлексия «Палитра красок»
Логопед: На столе у вас лежат колбочки (баночки) с разными цветами красок, зеленая, жёлтая, красная, синяя, предлагаю вам провести опыт с данными цветами.
Если вы смешаете синий цвет с красным, у вас получится фиолетовы цвет.
Фиолетовый цвет – означает, что на занятии вы испытывали трудности и у вас не всё получилось выполнить.
Если вы смешаете красный цвет с жёлтым, у вас получится оранжевый цвет.
Оранжевый цвет – означает, что на занятии у вас не возникло ни каких трудностей, вы все задания выполнили правильно.
Логопед: Понятно задание?
Обучающиеся: Да!
Итог: наше занятие подошло к концу. Спасибо за занятие. Домашнее задание.
Домашнее задание. Вставь пропущенные буквы а-о и прочитай стихотворение В. И. Жуковского. Отметь символами в словах буквы занятия. |
Домашнее задание. Вставь пропущенные буквы а-о и прочитай стихотворение В. И. Жуковского. Отметь символами в словах буквы занятия. |
Домашнее задание. Вставь пропущенные буквы а-о и прочитай стихотворение В. И. Жуковского. Отметь символами в словах буквы занятия. |