Календарно-тематическое планирование «Цирк. Дикие и домашние животные, их детёныши»
План образовательной работы с детьми 5-6 лет
Тема: «Цирк. Дикие и домашние животные, их детёныши».
Программное содержание:
1. Обогащение знаний детей о цирковом виде искусства (цирковых профессиях, животных, работающих в цирке, труде эквилибристов, акробатов, канатоходцев).
2. Развитие интереса к познавательным развлечениям, интереса к цирковому виду искусства, расширение эмоционально-чувственного опыта детей. Расширение эмоционально-чувственного опыта детей, удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.
3. Закрепить знания детей об особенностях и повадках домашних и диких животных; условиях обитания, питания, выведения потомства, повторить название детенышей. Развитие умений в уходе за домашними питомцами.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Беседа. «Обитатели скотного двора». Уточнить и закрепить знания детей о домашних животных села, об их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседа «Изменение жизни диких животных весной». Закрепить названия диких животных, знания детей о переменах, происходящих в их жизни с приходом весны. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и их детенышам.
Конструирование «Цирк». Продолжать учить детей сооружать постройки из крупного строителя, объединять постройки общим замыслом; учить работать коллективно, договариваться, какую часть работы будет выполнять каждый; продолжать учить самостоятельно, по словесному описанию или рисунку, находить конструктивные решения, воспитывать навыки коллективной работы.
Образовательная область «Речевое развитие»
Составление рассказа по картине «Дикие звери и их детеныши». Обучение составлению рассказа по картине. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Дикие звери и их детеныши»; расширение естественнонаучных представлений, развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения. Воспитание бережного отношения к живой природе.
Чтение английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц. Учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею; развивать образность речи детей: умение подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить детей к пониманию значения фразеологизмов, пословиц.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование. «Мои любимые животные». Воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках; развивать чувство фактурности и объемности.
Аппликация. «Весёлый клоун». Учить детей составлять портрет весёлого клоуна из отдельных частей (овал-лицо, прическа, колпачок, нос). С помощью фломастеров дорисовывать глаза, улыбку для завершения образа. Совершенствовать умение детей подбирать цвета для создания яркого портрета. Развивать чувство формы, цветовое восприятие. Воспитывать уважение и интерес к профессиям артистов цирка; аккуратность при работе с клеем, кистью, фломастерами.
«Музыка»
Развивать ритмический слух, посредством простых танцевальных движений. Приучать детей слушать музыку и эмоционально на неё откликаться.
Слушание: «Клоуны», муз. Д. Кабалевского и др.
Пение: «Детский сад», муз.А.Филлипенко, сл.Т.Волгиной и др.
Игра на музыкальных инструментах: аккомпанемент «Клоуны», муз. Д. Кабалевского;
Танцевально-игровое творчество: «Зайчик, зайчик, где бывал», муз.М.Скребковой, сл.А. Шибицкой;
Шуточные песенки, образные танцы, миниатюры.
Образовательная область «Физическое развитие»
Учить прыгать в высоту с разбега (выс.30-40см). Развивать скоростно-силовые качества.
Закреплять умение отбивать мяч одной рукой в движении (правой и левой). Учить передвигаться на лыжах быстро, не задерживая других. Развивать быстроту, ловкость.
П/и «Невидимки», «Эхо», «Волк во рву».
Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:
· материалы для театральной деятельности: оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (игрушки-персонажи сказок, ширмы для кук. спектакля, атрибуты и пр.); фланелеграф с набором персонажей, декораций; различные виды театров (настольный, плоскостной, магнитный); фото театров Челябинска; иллюстрации о профессиях людей театра, цирка;
· материалы для музыкального развития детей: игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракас, ложки, колокольчики, металлофоны; аудиосредства (магнитофон, диски с записями муз. произведений).
· пособия и игрушки для игры в «цирк»;
· полифункциональные материалы: (объемные модули, крупные, разных форм; ящик с мелкими предметами-заместителями; крупные куски ткани (полотняной, разного цвета); емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры;
· материалы для самостоятельного творчества (разноцветная бумага, природный, бросовый материал, фольга и т.п.);
· репродукции картин о диких животных, игрушки, изображающие диких животных, детенышей;
· альбомы по темам: «Животные Урала», «Животные Челябинского зоопарка», иллюстрации, изображающие леса, поля, степи Урала, наборы открыток о животных;
· оборудование для дыхательной гимнастики (шарики, мыльные пузыри и др.);
· оформление коллажа «Животные наших лесов»;
· д/игры «Геометрический конструктор», «Собери картинку», «Узнай, чей след», «Чьи ноги?», различные виды головоломок и др.;
· атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Ветлечебница», «Семья» и др.;
· трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных;
· модели: «Правила обращения с животными»;
· иллюстрации и картины к русским народным сказкам о животных;
· иллюстрации и книги по теме.
· материалы и оборудование для рисования палочкой на песке;
Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности в семье по теме:
Ø Поговорите с детьми о том, что в весенний период в жизни животных наших лесов происходят изменения.
Ø Побеседуйте с ребёнком о том, какие изменения в природе: таяние снега, льда, разливание водоемов угрожают жизни животных, и они спасаются от этих стихийных бедствий.
Ø Почитайте детям произведения художественной литературы, в которых описываются случаи стихийных бедствий с участием животных, что позволяет развивать в ребенке доброжелательное и бережное отношение к природе.
Ø Рассмотрите с ребёнком иллюстрации с изображением домашних животных и их детенышей, картинки на тему «Скотный двор»;
Ø Вспомните названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними;
Ø Расскажите детям о профессии пастуха, скотника.
Ø Организуйте посещение цирка.
Ø Побеседуйте с ребёнком о пользе юмора, смеха для здоровья детей.
Ø Обсудите с детьми атмосферу праздника, цирковые костюмы, декорации.
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
· составление описательного рассказа по схеме о животном, составление и разгадывание загадок о животных;
· выполнение трудовых поручений, дежурство;
· игровые и педагогические ситуации (развитие умения благодарить: спасибо, пожалуйста, мне было не трудно…), обучения детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять;
· д/и«Назови цвет», «Да-нетка» (числовая),
· рассматривание иллюстраций о цирке, о животных Южного Урала;
· беседа «Обитатели скотного двора», ситуативные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ ЗОЖ (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры).
· сравнение изображений животных разными художниками-графиками: Е. Чарушиным, Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, И. Билибиным.
· рисование животных разными способами (на основе круга, квадрата, от петли и др.);
· этюды «Угадай, кто это» (передать повадки домашних животных);
· труд: посев семян цветов на рассаду;
Гигиенические процедуры:
· ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры).
Завтрак, обед, полдник, ужин:
· обращение внимания на культуру поведения детей за столом: обращаться друг к другу с просьбой, благодарить за переданный хлеб и т.д.
Прогулка:
· наблюдение за берёзой, за ветром, за набуханием почек на сирени, за погодой, выявление признаков весны, за птицами..
· п/и «Удочка»,«Сделай фигуру», «Попади в обруч»,«Сбей кеглю», «Классы»,«С кочки на кочку», «Встречные перебежки», «Хитрая лиса», эстафета «Дорожка препятствий».
· труд: раскидать кучи снега на участке; убрать снежные комочки на газон, посыпать ледяные (опасные) места песком, подмести веранду, подкормка птиц.
Вечер:
· беседы о диких и домашних животных , «Россия - наша Родина», «Пешеходы».
· и/у«Расскажи стихи руками»,«Покажи движением».
· С/И «Ветлечебница», «Циркачи»,
· и/д"Таинственные фигурки»(знакомство со свойствами магнита, передвигающего металлические фигурки на бумаге), игры с мыльными пузырями, светом, резинкой.
· и/с«Вежливая просьба»(знакомить с формами выражения просьбы)
· хоз/бытовой труд- нарезать и свернуть бумажные салфетки;
· прослушивание аудиозаписи «голоса животных»,
· д/игры «Угадай, чьи следы», «Где чье жилище?»;
· музыкальная игра на развитие голоса «Догадайся, кто поет».
· «Учимся играть на детских музыкальных инструментах»-металлофон.
· проблемная ситуация «Хорошо – плохо» (знакомство с особенностями цирковых профессий)
· рассказы об особенностях архитектурных сооружений общественного назначения (цирк);
· закрепление понятий «домашние животные», «дикие животные»;
· динамическая игра «У оленя дом большой»;
· д/игра «Пункт первой помощи» для упражнения в оказании элементарной медицинской помощи;
· рассматривание иллюстраций о цирке, конструирование построек общественного назначения («Цирк»);
Вечерняя прогулка:
· наблюдение за тенью, за ручейками, за увеличением светового дня, за весенним солнцем.
· п/игры «Бездомный заяц», «Охотники и зайцы», «Научись владеть мячом», «Удочка», «Классы», игра «Пантомима» (изображение животных),
· двигательная деятельность с использованием спорт. оборудования (обручи, скакалки, кегли, мячи и др.), игровое упражнение «Цапли» (перешагивание ч/з предметы, высоко поднимая колени).
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна
Панагушина Елена Аркадьевна
Янова Татьяна Викторовна
Нина Ивановна
Янова Татьяна Викторовна