Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему : «Цветик – семицветик»

1
0
Материал опубликован 10 December 2015

МБДОУ «Черемшанский детский сад №1 «Ромашка» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

 

Конспект ОД по

формированию элементарных математических

представлений

(со здоровьесберегающими компонентами)

в подготовительной к школе группе.

На тему : «Цветик – семицветик»

(подготовительная к школе группа)

Воспитатель высшей квалификационной категории

Чернова Наталья Игоревна

Пояснительная записка:

Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Актуальность темы:

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, - уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять. Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и расширяется благодаря усвоению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применение схем, моделей, обобщенных понятий. Малыш движется от незнания к знанию, возникают связи между новыми и уже имеющимися представлениями. Происходит систематизация знаний.
Многие ученые отмечают, что способности к переработке информации формируются у детей в значительной степени уже к 5-6 годам. Однако не следует стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний. Значительно важнее научить ребенка мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать зависимости.

Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная.

Цели: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Задачи:

Развивающие:

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

Развитие пространственной ориентации.

Развитие слухового восприятия, внимания логического мышления, коммуникативные качества.

Совершенствовать точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук

Образовательные:

Учить понимать количественные отношения между числами в числовом ряду, соотносить цифру с количеством предметов.

Закрепить счет парами, тройками, пятерками, десятками; умение сравнивать числа и выставлять между ними знаки.

Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сапостовлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки, делить геометрические фигуры на 8 равных частей, сравнивать части, отражая результаты сравнения в речи.

Уточнять знания об объемных геометрических телах, находить их свойства и различия с плоскостными геометрическими фигурами.

Продолжать формировать представление о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе.

Упражнять детей пользоваться знаками < и >.

Продолжать учить детей решать простые арифметические задачи.

Закрепить название геометрических фигур

Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

Воспитывать у детей желание помогать друг другу, быть внимательными.

Воспитывать активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью и здоровью близких людей.

Ожидаемый результат:

Уметь

- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

- Считать до 10 и дальше.

- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

- Различать величины: длину, массу и способы их измерения.

- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

- Различать, называть: многоугольники, шар, куб, цилиндр, параллелепипед. Проводить их сравнение.

- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др., обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

Знать

- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого десятка из двух меньших.

- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.

Иметь представление

- О единице измерения веса; денежных единицах.

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель. Сегодня, ребята, нас ожидает очень интересное путешествие в мир сказок и чудес. Прежде, чем выйти на улицу и отправиться в путь, надо одеться по погоде. Что это значит? (Ответы) Воспитатель. Для чего это нужно? (Ответы детей.)

Воспитатель. А чтобы защитить себя от простудных заболеваний, надо провести массаж волшебных точек наших ушей. (Проводится игровой массаж.)

Игровой массаж по А.Уманской и К.Динейки «Поиграем с ушками».

Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок. Ушки ты свои найди и скорее покажи. Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами. А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались. А потом, а потом, покрутили козелком. Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!

Воспитатель. Девочка Женя, из сказки «Цветик-семицветик», просит вас помочь ей решить задания, указанные на лепестках. Вы согласны ей помочь?

(Да.)

Воспитатель. Тогда отрываем первый лепесток. На нём задание: возьмите карточку с цифрой и найдите для неё пару так, чтобы в сумме они составляли число 10. (Дети находят карточки.)

Воспитатель. Почему, Ваня, ты выбрал карточку Маши? (Ответ.)

Воспитатель. Оставайтесь в парах и подойдите, пожалуйста, к дорожкам здоровья. Сейчас вы должны очень внимательно слушать друг друга и, если это нужно, помогать.

Во время ходьбы по дорожкам здоровья вы будете считать: Маша и Арсений - парами, Настя и Миша - тройками, Вика и Женя - пятёрками, а Таня и Гриша - десятками. Девочки выполняют прямой счёт, мальчики, на обратном пути, - обратный. (Дети выполняют счёт в парах - прямой и обратный, при этом проходят по дорожкам здоровья.) Воспитатель. Как вы оцениваете выполнение задания? (Ответы.) Воспитатель. Какие были трудности, ошибки? (Ответы.) Воспитатель. Молодцы! Посмотрим, что написано на втором лепестке. Представьте себе, что к Жене пришли гости. Баранок у неё не осталось, есть только торт. Помогите разделить его на 8 человек, поровну, так, чтобы никто не обиделся. Выбирайте торт любой формы.

Воспитатель. Как называется самая маленькая часть торта? (Ответы.) Воспитатель. Что больше одна четвёртая или одна восьмая? (Ответы.) Воспитатель. Ребята, а вы любите торты? (Да.) Воспитатель. Торт - это хорошо или плохо? (Проводится игра.)

Игра «Хорошо - плохо».

Воспитатель. Ребята, вы много работали, ваши глазки устали, пусть они немного отдохнут.

Физминутка для глаз. (Движения глаз дети сопровождают словами) Представьте, мы пришли в волшебный лес, Сколько здесь вокруг чудес! Справа берёзка в шубке стоит, Слева - ёлка на нас глядит. Снежинки в небе кружатся, На землю красиво ложатся. Снежинки блестят и искрятся, На ладошки к ребятам садятся.

Воспитатель. Ребята, закройте глаза, я положу вам на ладошки сюрприз. ( Раскладываю на детские ладони вату и металлические предметы) Воспитатель. Что лежит на левой руке, а на правой? (Ответы.) Воспитатель. Что легче? Что тяжелее? Как вы это определили? (Ответы детей.) Воспитатель. Сделайте глубокий вдох и подуйте сначала на вату. Что произошло? (Ответы детей.)

Воспитатель. А теперь подуйте на металлические шарики? Легко ли с ними справиться? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель. Отдохнули глазки, теперь посмотрим, что хранит в себе третий лепесток. Помогите Жене заполнить пустые клетки. Будьте внимательны, обращайте внимание не только на форму, но и на цвет.

Игра «Заполни пустые клетки»

Воспитатель. Покажите ту фигуру, которая должна быть во втором ряду? В третьем ряду? Почему вы так считаете? (Ответы детей.) Воспитатель. Хотите узнать, какое задание притаилось под четвёртым лепестком? (Да.)

Воспитатель. Пользуясь схемой пути, найдите на карте ваш домик и напишите рядом с ним своё имя.

Игра «Найди свой домик в лабиринте»

Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь Женя знает, где вы живёте.

Физминутка. Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг! Мы плечами чик-чик!

Раз - сюда, два - туда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, Два - привстали. Руки кверху все подняли. Раз - два, раз - два, Заниматься нам пора.

Воспитатель. Отрываем пятый лепесток. Помогите, пожалуйста, по «фотографии» найти объёмные геометрические тела. (Дети берут карточки с изображением плоскостных геометрических фигур, и определяют какому объёмному телу они соответствуют.)

Воспитатель. Назовите, чьи фотографии у вас? (Шара, куба, цилиндра, призмы, пирамиды.)

Воспитатель. Почему ты, Таня, выбрала именно эту объёмную фигуру? (Ответы детей.)

Воспитатель. На шестом лепестке написано: «Ребята, вы хорошо потрудились, пришла пора подкрепиться. Выберите на картинках те продукты, которые вы считаете полезными для здоровья».

Воспитатель. Сколько полезных продуктов вы нашли? (Ответы детей.) Воспитатель. Запишите это число на доске. Воспитатель. Почему вы не выбрали другие? (Ответы детей.) Воспитатель. Сколько осталось таких картинок? Воспитатель. Рядом запишите это число.

Воспитатель. Какое число больше? Меньше? Поставьте между ними знак. Прочитайте запись.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Остался последний лепесток. Вспомните, пожалуйста, как Женя его использовала? Воспитатель. Да, она оторвала последний, седьмой, лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоров, потому что нельзя быть до конца счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Давайте и мы оторвём последний лепесток и выскажем свои пожелания друг другу. (Дети становятся в круг, передают мяч друг другу и высказывают свои пожелания)

Пожелания детей.

Будьте всегда здоровыми.

Занимайтесь спортом, делайте зарядку каждый день.

Гуляйте на свежем воздухе, закаляйтесь.

Чаще говорите вежливые слова.

Ешьте полезные продукты, овощи и фрукты.

Одевайтесь по погоде.

Всегда будьте добрыми и весёлыми.

Берегите природу, животных и птиц.

Любите своих близких, заботьтесь о них.

Воспитатель. Дети, я вам желаю чаще улыбаться,

по пустякам не огорчаться.

Всегда иметь весёлый вид,

вовек не знать, где что болит!

Воспитатель. Ребята, наше занятие заканчивается, я очень рада, что вы помогли Жене выполнить такие сложные задания. Вам понравилось занятие? (Да.) Воспитатель. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично» - возьмите в подарок за свою работу красный цветок, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы заниматься лучше - возьмите синий цветок. (Дети оценивают свою работу.)

Перечень наглядных пособий:

Демонстрационный материал: 4 ребристые доски, цветик-семицветик с заданиями на обратной стороне каждого лепестка, магнитная доска, маркер, картинки берёзы и ели, таблицы с геометрическими фигурами, объёмные геометрические тела, набивной мяч, картинки с изображением различных продуктов, маркер, указка.

Раздаточный материал: геометрические фигуры из альбомного листа, лабиринты геометрических фигур и схемы к ним, карточки с цифрами до 10, металлические предметы, геометрические фигуры к таблицам, простые карандаши, «фото» геометрических фигур, красные и синие цветы.


 

Информационное обеспечение:

Список используемой литературы:

1. «Раз - ступенька, два - ступенька»/ Математика для детей 5-6 лет/Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина, Ювента, 2006г.

2. Журналы: "Дошкольное воспитание", «Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации