Конспект НОД по познавательному и речевому развитию на тему «Наши меньшие друзья»
Пояснительная записка к презентации
PPTX / 5.98 Мб
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию
на тему: « Наши меньшие друзья»
Цель: Продолжать развивать и закреплять знания детей о птицах родного края.
Задачи:
Образовательные.
Углубить и расширить знания детей о внешнем виде и повадках птиц. Закрепить представления о сезонных изменениях в жизни птиц.
Развивающие.
Развивать и обогащать речь .
Воспитательные.
Воспитывать интерес и любовь к пернатым, желание заботится о них и охранять.
Материалы и оборудование. Презентация, картинки с изображением птиц.
Предварительная работа.
Наблюдение за птицами на прогулке, чтение стихотворений о птицах; рассматривание иллюстраций, рисование птиц.
Ход.
Воспитатель: Сегодня мы вами отправимся в путешествие, а вот куда зависит от вашего воображения. Дети идут за воспитателем, доходят до ковра, присаживаются.
Воспитатель: закройте глаза и послушайте звуки, которые будут нас окружать. Подумайте, в каком месте нашей с вами планеты Земля могут быть слышны эти звуки. Звучит аудиозапись со звуками бегущей воды, голосами птиц, спокойной музыкой. Дети слушают.
Откройте глаза, - говорит воспитатель, - в каком месте побывал каждый из вас? Ответы детей.
Да в лесу много звуков: трещит сухой сук, издают голоса птицы, трещат насекомые, иногда хрюкает кабан. А как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить? Предположения детей.
Воспитатель: Я помогу вам, но чтобы узнать точный ответ, нужно отгадать загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв
И два крыла...
Прилетит - плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это... птица.
Воспитатель: Верно, наш разговор пойдет о птицах, которые нас окружают постоянно, но мы иногда забываем о том, что они слабее нас и требуют нашей заботы, внимания и доброго отношения к себе.
Перед детьми вывешиваются картинки с изображением воробья, вороны, снегиря, дятла, скворца, синицы, ласточки. Кого вы видите на картинках? Ответы детей.
Почему вы утверждаете, что это птицы?
У них есть крылья, они умеют летать.
Перед детьми картинки с изображение бабочки и мухи.
Воспитатель: хорошо, вот перед вами муха и бабочка. Можно казать, что это птицы, ведь они тоже умеют летать? Ответы детей.
Воспитатель вместе с детьми: тело птиц покрыто перьями, у них есть клюв, хвост, две ноги с острыми когтями.
Перья, оперение (произнесите эти слова). Они похожи друг на друга? А по оперению, цвету крыльев, перьев эти птицы похожи? Нет, оперение у птиц разное.
Кому какая птица представляется наиболее красивой и почему (2-3 ответа)? Рассказывая об оперении, вы уже назвали некоторых птиц, назовите и опишите остальных.
Как вы думаете, есть ли у птиц шея?
Есть, но она закрыта перьями как воротничком. Но иногда шея хорошо видна, когда?
Когда птица вытягивает ее, чистит перышки или поворачивает голову.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у птиц уши? Хорошо ли птицы слышат. А теперь давайте посмотрим, как птицы спят и купаются.
Физкультминутка.
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг.
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать.
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть.
Воспитатель: Можно ли всех птиц, которых вы видите, объединить в одну группу, почему?
Этих птиц можно назвать птицами, живущими в дикой природе. Но среди них есть птицы, которые зимуют с нами, а другие улетают в теплые края. Значит одни птицы – зимующие, а другие перелетные.
Давайте перечислим зимующих птиц: воробей, ворона, дятел, синица. А какие птицы перелетные: грач, скворец, ласточка.
А почему птицы покидают родные края?
Зимой не будет для них пищи: гусениц, личинок, мошек и пернатые погибнут от холода и голода.
А как переживают долгую зиму зимующие птицы?
Некоторые из них перебираются из леса поближе к жилью человека. Но достаточно ли этого, чтобы птицы не погибли?
Зимой птиц надо подкармливать, строить для них кормушки, вешать кормушки там, где их не достанут кошки.
Воспитатель: А может не нужно помогать птицам, зачем они человеку?
Птицы поедают насекомых и гусениц, сохраняя людям леса, поля, парки и сады. С птицами, радующими нас своим пением, щебетанием радостнее и веселее жить.
Посмотрите, какая красивая птичка прилетает к вашей кормушке зимой. Это…. Спинка темного и желтовато-зеленого цвета, грудка и брюшко - ярко желтые, верх головы и горлышко - черные, а крылья - серовато-голубые.
А какая самая крупная птица от нас никуда не улетает? Это ….ворона.
Ворона – это крупная птица плотного сложения с широким и тупым клювом. Ее часто путают с галкой из-за схожести внешнего вида и с птицей под названием «ворон» из-за схожести названий. По внешнему виду ворону легко отличить от сородичей – тело у нее серого цвета, а вот голова, крылья и хвост – черные, с металлическим отливом. В питании вороны не привередливы. Они могут употреблять и животную и растительную пищу. В городах они, в основном, питаются отбросами.
Характер у вороны дерзкий и нахальный. Когда эти птицы в поисках пропитания разоряют чужие гнезда, то не боятся никого, даже человека. Причем вороны прекрасно умеют оценить степень опасности – если в руках у человека палка, ворона и не подумает улетать. Но, завидев ружье, она моментально скроется из вида, и несколько дней не будет появляться в этих местах. Вороны – умные и находчивые птицы. Часто можно видеть, как ворона деловито размачивает в луже слишком сухие кусочки пищи, найденные на городских улицах.
Дидактическая игра «Запомни картинки»
Ребенку предлагают 10 картинок. На каждой изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать в парах. Выигрывает тот, кто больше запомнил слов.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается там же, где и началось - в лесу. Давайте встанем, пройдем на ковер и послушаем пение птиц. Как вы думаете, в каком лесу мы с вами очутились: Летнем, весеннем, зимнем осеннем и почему?
Мы попадем в весенний лес, потому что птицы поют весной до появления птенцов. Летом голоса птиц замолкают, ведь они заняты выращиванием птенцов, осенью заняты сборами к отлету, а зимой – какое уж пенье!
Запись «Голоса весеннего леса»
Воспитатель: Приятно отдыхать на природе, видеть чистый лес и луг, красивые цветы, слышать пение птиц? Ответы детей.
Так давайте же беречь и охранять все, что нас окружает: лес, речку, цветы и, конечно же наших друзей - птиц!