Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Желе - лакомство для детского здоровья»
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Желе - лакомство для детского здоровья»
Воспитатель: Новикова Л.М.
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через экспериментальную деятельность.
Задачи:
-Опытно-экспериментальным путем выяснить, что придает желе желеобразность;
-Воспитывать интерес к окружающему миру;
- Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей;
- Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий;
- Развивать связную, диалогическую речь, отвечать на вопросы предложением, согласовывая слова в роде и падеже;
Оборудование:
-Картинки: торт, шоколад, мороженое, клюква, лимон, яблоко ,банан, апельсин;
-Фишки по количеству детей (по 2 на каждого);
-Баночка желе и ложечки на каждого;
-Яйцо;
-Ягода: черника, малина, клубника, черная смородина, брусника; фрукты- яблоко, банан, грушу, апельсин, клюкву, лимон;
-Вода, сахар, желатин;
-Мензурки, стаканчики, ложки по кол-ву детей;
Сумка-холодильник;
-Фартуки, колпаки.
Ход деятельности:
- Дети, а вы любите сладости?
-Мы очень любим сладости.
А какие сладости вы любите?
- Шоколад, конфеты, печенье...
-Давайте узнаем, какие у нас здесь изображены сладости. Отгадайте загадки и картинка откроется.
В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
Сливки, шоколадки. (Торт)
Он живет в своей фольге,
Быстро тает он в руке.
Очень вкусен, очень сладок,
Мажет мордочки ребяток. (Шоколад)
Я в стаканчике, рожке,
Вкусное и нежное.
Сделано на молоке,
Чаще - белоснежное.
В морозилках проживаю,
А на солнце сразу таю. (Мороженое)
-Как же все это вкусно! Но все говорят, что сладкое вредно для нашего здоровья. Как вы думаете?
-Что же делать? Совсем от них отказаться? Но мы так сильно их любим! А может быть есть полезные сладости? Как вы думаете?
-У меня есть вкусный и полезный десерт. Отгадайте загадку и узнаете, что это.
Я в стаканчике дрожу,
Будто я боюсь.
На десерт вам предложу
Свой приятный вкус.
-Что это? Правильно, желе. А что такое желе?
-Это десертное блюдо из фруктовых или ягодных соков и сахара, которое готовят с помощью специальных веществ.
Воспитатель достает стаканчик с желе. Какое аппетитное и наверное вкусное.
-Хотите попробовать?
-Да!
Каждый ребенок берет индивидуальной ложкой кусочек и передает соседу.
-Какое оно на вкус?
-Сладкое, приятное, холодное, вкусное, яблочное, фруктовое…
-А можно сказать полезное? Почему?
- Оно сделано из фруктов, а их все считают очень полезными.
-Из чего же делают желе?
-Фруктов, ягоды, воды, сахара.
-Хорошо, правильно. А что делает его таким желеобразным?
-Не знаем.
-А таким ярким, красивым, аппетитным?
-Не знаем.
Чтобы узнать ответы на эти вопросы и разгадать секрет желе, предлагаю отправиться в кулинарную академию. Но прежде нам надо подготовиться. Чтобы не испачкать одежду, во время работы, что нужно сделать?
-Надеть фартук.
-А что еще нам понадобиться, чтобы при приготовлении в еду не попали волосы?
-Колпак.
-Надеваем фартуки и колпаки и отправляемся!
Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором ягоды и другие ингредиенты желе.
-Какие ягоды, вы видите на столе? (Черника, малина, клубника, черная смородина, брусника).
-Что еще нам может пригодиться для приготовления желе?
Дети перечисляют. Но не могут дать название одному продукту-желатину.
-Почему вы не назвали этот продукт?
-Не знаем, как называется.
-Этот продукт называется желатин. Интересно, что название его имеет латинское происхождение и в переводе означает «застывший».
Именно с него мы начинаем приготовление желе.
Нам понадобиться 1 ч. ложка желатина. Высыпаем ее в миску, которые стоят перед вами (дети выполняют). Теперь желатин нужно залить водой. Как думаете, зачем? (Ответы детей)
-Прежде, чем использовать этот ингредиент ему нужно набухнуть. Желатин должен раствориться и стать густым. Поэтому мы на некоторое время его отложим в сторону.
-Что же дальше нам делать? Смотрите, желе, которое мы пробовали, яркое, красивое. Как получит такой цвет? Что надо добавить?
-Ягоды!
Игра «Что можно делать с ягодами? » (Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, делать желе, мыть, есть, класть и т. д. )
-В желе, которое мы пробовали, были ягоды?
-Нет.
-А что в него добавили?
-Сок.
-Но у нас нет сока! Как можно его приготовить?
-Из ягод.
-Верно, а что надо сделать?
-Выжать.
-Чем из имеющихся у нас инструментов это можно сделать?
-Толкушкой.
-Сколько их на столе? Хватит ли всем? Что делать, чем можно заменить?
-Марлей. А каким образом ей можно воспользоваться?
-Положить в нее ягоды и раздавить.
-Ребята, а с помощью чего можно отделить ягоды от сока?
-С помощью сито. (Дети процеживают в другую миску)
-В ягодном соке много витаминов и минералов. После приготовления желе часть полезных веществ распадается. Но часть – остается. Некоторые после тепловой обработки даже быстрее и проще усваиваются организмом. Главная польза желе в том, что с ним в наш организм всегда попадают кальций, калий и железо, которые есть почти во всех ягодах и фруктах. И хоть и не так много мы их получаем, как из свежих продуктов, но и желудок при этом не раздражаем разными кислотами.
-Какие ягоды мы использовали?
-Черника, малина, клубника, черная смородина, брусника.
Если ягода черника, то сок-черничный, малина –малиновый, клубника-клубничный, смородина-смородиновый, брусника-брусничный.
-Возьмите ложечки и попробуйте сок на вкус. Какой он?
-Кислый.
-Что нужно добавить, чтобы желе не было таким кислым?
-Сахар. Фруктовое желе без него получится не очень сладким и с кислинкой. С помощью сахара фруктовое желе получается питательным, помогает зарядиться энергией и лучше решать умственные задачи. Да еще и сильно поднимает нам настроение.
Добавим 1 чайную ложку в сок и размешаем. Попробуйте теперь, какой стал наш сок?
-Сладким.
-А теперь настала пора вернуться к желатину. Посмотрите, каким он стал. Возьмите ложку и помешайте.
-Густым, вязким.
-Ребята, кто догадался, какой продукт делает желе желеобразным?
-Желатин.
-Правильно, не зря с латинского языка он переводится как застывший.
Желе из желатина полезно для мозга, нервной системы и мышц. В нем много белков, поэтому оно помогает сделать крепкими кости и зубы. Его можно есть даже тем, кто худеет.
Что теперь нам надо сделать с этими продуктами?
-Смешать.
-Выливаем желатин в сок, перемешиваем. Полученную массу подогреем на плитке. Кто мне поможет? Помешиваем, не даем закипеть. Почему, как вы думаете?
-Кипятить желатин нельзя, так как ухудшаются его желирующие свойства, кроме того желе может помутнеть.
-Теперь нужно, чтобы желе застыло. Его надо поставить в холодильник на 2 часа. Но у нас в кулинарной академии есть волшебная морозилка, ставим туда наше желе и устанавливаем время на таймере, чтобы не забыть про десерт. Он зазвенит, когда все будет готово.
-Какую интересную работу мы с вами проделали. Предлагаю вам немного поэкспериментировать на нашу тему.
1. Мне захотелось проверить желе из магазина, на самом ли деле в нем содержится краситель. Я растворила несколько ложек желе в стакане горячей воды и положили туда яйцо. Наблюдала. Через 4 часа достаю яйцо. Оно оказалось ядовито-розового цвета. Что это значит?
-Это значит, что в желе из магазина много красителей.
Дети, как вы думаете, какое желе полезнее, из натуральных ягод и фруктов или из красителей?
-Желе лучше готовить дома из натуральных продуктов!
2. Как вы думаете, можно ли приготовить желе без добавления специальных веществ?
- От шеф-повара я узнала, что «натуральное» желе получается из фруктов, в которых много пектина. А больше всего его в кислых фруктах.
Предлагаю вам попробовать яблоко, банан, грушу, апельсин, клюкву, лимон и найти тот, в котором больше всего пектина. У вас 2 фишки, положите их напротив картинки того фрукта или ягоды, где по вашему мнению, больше пектина.
-Кислыми оказались клюква и лимон, значит в них больше всего пектина.
-Ребята, что мы сегодня с вами делали?
-Желе.
-Какой главный секрет желе мы раскрыли? Какой продукт делает желе желеобразным?
-Желатин.
С помощью чего мы сделали желе не только вкусным, но и полезным и красивым?
-Сока ягод.
Как мы его получили?
-Давили ягоды.
-Вспомните, как правильно делать желе?
- Желатин нужно залить водой, размешать, чтобы он растворился, и оставить набухать. После этого смесь нужно добавить в сок или компот, из которого будет готовиться желе. Хорошенько размешать и на несильном огне довести до кипения и снять с плиты.
Потом разлить в формочки, остудить, после чего убрать в холодильник. Нужно подождать 2 часа и желе готово!
-Как вы считаете, вас все получилось, были ли трудности?
Звенит таймер. Воспитатель раздает желе. Покажите гостям, что у вас получилось. Поделитесь с остальными ребятами?
Запомните, что все самое лучшее, вкусное и полезное готовится своими руками! Поэтому готовить желе лучше дома вместе с родителями. Это творческий и увлекательный процесс, настоящий праздник! Ешьте желе и будьте здоровы!