Конспект ООД по познавательному развитию на тему «Холодно ли птицам зимой»
Конспект ООД «Познавательное развитие»
Тема: «Холодно ли птичке зимой?».
Программное содержание:
Закрепить знания детей о птицах. Их строение, питание, место обитания. Показать их приспособленность к полету по воздуху. Приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними.
Развивать речь, логическое мышление. Учить детей делать элементарные выводы.
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в детский сад пришло письмо
«Дорогие ребята! На очень холодно и голодно. Помогите нам, пожалуйста!»
Ваши друзья птицы.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать?
Дети: Надо помочь птицам.
Воспитатель: Ребята, а вы хорошо знаете о том, как живут птицы, что едят, почему летают?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы проверим хорошо вы знаете зимующих и перелётных птиц.
Игра «Прилетели птицы.»
Воспитатель: Я сейчас буду называть только птиц, а вы будете махать руками, изображая их. Но если я ошибусь и вы услышите что — то другое, то махать перестаете.
Прилетели птицы: голуби, куницы...
Дети: Голуби — это птицы.
Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы, страусы...
Дети: Все птицы.
Воспитатель: Прилетели птицы: чибисы, стрижи, снегири, вороны, белые коровы...
Дети: Чибисы, стрижи, снегири, вороны — это птицы.
Воспитатель: Прилетели птицы: журавли, ястребы, сороки, комары, пингвины, ласточки и чайки.
Дети: Комары — это насекомые.
Воспитатель: Молодцы! Названия птиц вы знаете. А знаете, что есть у птицы?
Дети: У птицы есть: крылья, хвост, клюв, лапы, перья, туловище, голова.
Воспитатель: Мы с вами проверим, все ли знают, что есть у птицы?
Игра «Строение птицы.»
Дети делятся на две команды и заполняют карточки. Им раздаются картинки, на которых изображены части тела птицы. Нужно заполнить кармашки, указав части тела птицы. Это клюв, хвост, перья, крылья, лапы, глаза.
После того, как дети заполнят карточки, вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы! Обе команды правильно заполнили карточки. А чем птицы отличаются от животных?
Дети: Птицы имеют клюв и крылья.
Воспитатель: Где живут птицы? Что они строят? Для чего?
Дети: Птицы живут в лесу, в городе. Они строят гнезда на деревьях. Там они выводят своих птенцов. На деревьях безопасно.
Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите на схему «Этажи леса».
Игра «Заполни этажи леса.»
Воспитатель: На схеме «Этажи леса» нужно положить картинки животных, птиц, насекомых там, где они обитают. На дереве, на кустах, на земле, под землей.
Воспитатель обсуждает вместе с детьми, правильно ли положили картинки.
Физминутка:
Воспитатель: Ребята, следующий вопрос. Знаете ли вы, чем питаются птицы? Посмотрите, у меня на столе баночки. В баночках лежит различный корм.
Детям выдаются баночки. Нужно выбрать то, чем питаются птицы.
Дети: Птицы питаются семенами, крупой, хлебными крошками, семечками.
Воспитатель: Составьте цепочку питания, в которой участвуют птицы.
Дети делятся на две команды.
Цепочка питания: Насекомые и семена растений — мелкие птицы — птицы хищники или хищные животные.
Воспитатель: Молодцы! Правильно составили цепочку питания.
Ребята, птицы очень хорошо приспособлены к полету. Скажите, что им в этом помогает? Как вы думаете?
Дети: Птицы летают, потому что у них есть крылья и хвост.
Воспитатель: У птиц легкое тело. Они мало едят. Птицы имеют перья пуховые и маховые с пустым стержнем. Большую поверхность крыльев и хвоста, которыми птица опирается о воздух, отталкивается от него.
Опыт. Детям предлагают два листа бумаги: гладкий и скомканный. Нужно бросить эти два листа с высоты. Гладкий листок парит, скомканный падает сразу. (гладкий лист имитирует расправленные крылья птиц).
Воспитатель: Ребята, а какие бывают птицы? На какие группы делятся?
Дети: Птицы бывают перелетные и зимующие.
Воспитатель: У вас картинки с изображением птиц. Поднимите картинки, где изображены перелетные птицы. У кого на картинках зимующие птицы? Нужно назвать птиц. А другие дети проверяют.
Воспитатель: Ребята, мне сейчас пришло сообщение на компьютер: «Помогите! Нам холодно! Очень кушать хочется! Воробьи.»
Ребята, как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Повесить кормушки для птиц.
Воспитатель: Правильно. Ребята, у меня здесь есть картинки. Что на них изображено?
Дети: На картинках изображено, что нельзя разорять гнезда, шуметь в лесу, ловить птиц.
Воспитатель: Молодцы! Вы меня сегодня очень порадовали!
Воспитатель: Ребята, давайте, вспомним: про кого мы сегодня с вами разговаривали? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: Мы рассказывали о птицах. Узнали, что птицы летают, потому что у них легкое тело, они мало едят. У птиц есть перья пуховые и маховые. Большая поверхность крыльев и хвоста. Нам понравился опыт с листком бумаги. Понравилось, как мы изображали птиц, игры «Этажи леса», «Строение птицы».
Воспитатель: А вот и обещанный сюрприз. Это энциклопедия про птиц. Мы с вами прочтем ее и узнаем много нового.
Скрипникова Валентина Михайловна