Конспект нод по познавательному развитию «Поможем мамонтенку»
Автор: Корякина Туйара Васильевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад «Березка»» с.Ытык-Кюель МР «Таттинский улус» Республика Саха (Якутия)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию
«Поможем мамонтенку»
Возрастная группа: средняя, дети 4-5 лет
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Учебно-методический комплект:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» под ред. Т.Н. Дороновой, В.В. Гербовой, Т.И. Гризик и др. М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010г.;
«Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
Методика Е. С. Железновой: музыкальные логоритмические упражнения.
Цель:
Формировать ценностно-смысловые и коммуникативные компетенции на основе познавательно-исследовательской деятельности воспитанников, гуманное отношение ко всему живому, способствовать желанию совершать добрые поступки.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать представление детей о многообразии животных, обитающих в разных климатических условиях (жаркого климата юга и холодного севера);
- мотивирование детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других.
Развивающие:
- развивать творческое воображение, самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и формировать мелкую моторику рук;
- развивать словесно-логическое мышление, связную речь, слуховую и зрительную память, внимание.
Воспитательные:
-воспитывать у детей доброжелательное, уважительное отношение к маме, гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботиться о них;
-воспитывать нравственно-волевые качества – целеустремленность, инициативность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату;
- воспитывать желание помочь попавшему в беду, взаимовыручку и самостоятельность в трудной ситуации.
Методы и приемы:
Арт-терапевтические технологии:
-музыкотерапия (эмоциональное восприятие музыки)
-криотерапия (со льдом)
-песочная терапия (с песком)
-кинезиотерапия (психогимнастика, логоритмика)
Информационные технологии (аудио, видео средства)
Оборудование и материал :
Игрушка мамонтенок, костюм Мамы. Слонихи;
Лед, кинетический песок, камни;
Мелки, салфетки, большой гелевый шар, коврик, сердечко;
Ширма «Север» и «Африка», карточки «Животные Севера и Африки»;
Мультимедийное оборудование, аудио- и видеозаписи из м/ф «Мама для мамонтенка»;
Шапочки: жирафа, слона, зебры, тигренка (котенок).
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент (1 мин)
(звучит музыка, дети входят в зал)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.
Психогимнастика (1 мин)
Педагог: Ребята, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу добра, а поможет нам это сделать доброе сердечко. (Дети встают вместе с педагогом в круг)
- Своим теплом оно излучает добро. Таким образом вы друг другу передали тепло, добро и любовь. (Дети передают друг другу сердечко)
Педагог: Теперь мы все добрые, дружные и всегда готовы помочь маленьким.
II. Основная часть. (10 мин)
- Кто это у нас в гостях? (игрушка мамонтенок спрятан за ширмой)
Дети: Мамонтенок.
Педагог: Он к нам попал из Севера. Какой он маленький, лохматенький и т.д.
- Посмотрите на экран.
- Сейчас мы переместимся с вами на север, где среди снегов и льдов проснулся мамонтенок. Ему стало очень страшно. Он закричал: «Где моя мама? Мамочка! Мама!» (слайд фрагмент из м/ф «Мама для мамонтенка»)
- Кого потерял мамонтенок? (маму)
- Педагог: Поможем ему найти маму? (Да)
- Ребята, а как вы думаете, каково было мамонтенку без мамы? (без мамы плохо, страшно, скучно, холодно… и т.д.)
Педагог: Ребята, а где родился мамонтенок? (на Севере)
- Что вы знаете о Севере? (там холодно, много снега, льда)
- Север – это место, где много снега, льда, всегда холод и мороз. Льды там никогда не тают.
Исследовательская деятельность. Свойства льда (криотерапия) ( 2 мин)
Педагог: Ребята, посмотрите, что это? Здесь лежат льдинки.
- Потрогайте, возьмите в руки льдинку, какая она на ощупь?
Дети: Льдинка-холодная, скользкая, гладкая, твердая.
- Положите скорее льдинки
- Мы с вами находимся в теплом помещении и от теплоты ваших ладошек льдинки тают.
Педагог: Вот и на Севере так же холодно.
Дидактическая игра «Назови животное»
Цель: Формировать и закреплять представления детей о животных Севера.
Педагог: Какие животные живут на Севере? (ширма «Север», карточки «Животные севера»- тюлень, морж, белый медведь, пингвин.
-Назовите животных. Кто это?
- Молодцы, знаете северных животных.
- Они тоже помогают нашему мамонтенку найти маму.
- Посмотрите на экран. (Фрагмент из м/ф «Мама для мамонтенка»)
- Дети, как вы думаете о ком рассказал дедушка морж? Кто мог бы стать мамой нашему мамонтенку?
Педагог: Посмотрите внимательно, на кого похож наш мамонтенок?
Дети: На слона, слоненка.
Педагог: Чем они похожи?
Дети: Длинный нос (хобот), большие уши, толстые ножки, маленький хвостик…
Педагог: Где живут слоны? (В Африке)
- Тогда мы отправимся далеко в Африку, чтобы найти маму мамонтенка.
- А на чем мы можем быстро добраться до Африки? (варианты ответа детей)
Педагог: Посмотрите, здесь стоит какая-то коробка. Давайте посмотрим, что там и откроем ее. (Дети и воспитатель находят возле стола большую коробку. Все подходят и открывают ее. Из коробки вылетает большой гелевый шар)
-Дети, что это? (удивление). Как вы думаете этот шар может помочь нам попасть в Африку? (Да)
- Мы можем на нем полететь. Представим, что мы летим на воздушном шаре.
- Давайте все быстро ухватились за ленточку и полетим на нем искать маму для нашего мамонтенка. (Дети берутся за ленточку)
- А чтобы нам было веселее путешествовать мы споем песенку (звучит песенка из м/ф «Мама для мамонтенка»)
Педагог: Ребята, мы перелетели океан и приближаемся к острову. Это и есть Африка.
Исследовательская деятельность. Свойства песка. (песочная терапия) (2 мин)
Педагог: В Африке холодно или жарко? (Жарко)
-Правильно.
- Посмотрите, что это? (песок)
- В Африке много песка.
- Потрогайте его. Он какой? (рассыпчатый, сухой, теплый и т.д.)
Педагог: Ребята, положите ладошки полностью в песок, закройте глаза и успокаиваемся, отдыхаем после долгого перелета. Вам хорошо, легко, тепло. Дышим спокойно, ровно. Отдохнули?
Игра «Дорисуй необычные рисунки»
Цель: Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
Педагог: А теперь пойдемте полежим на теплом песочке.
- Что это на берегу? Это лежат камушки, посмотрите на них что-то нарисовано.
- Давайте дорисуем эти рисунки.
- Возьмите по одному камушку и мел, и нарисуйте по линиям.
- Скажите, у кого какие рисунки получились? (солнце, птица)
- Молодцы, ребята.
Дидактическая игра «Назови животное»
Цель: Формировать и закреплять представления детей о животных Африки.
Педагог: Только вот в Африке все животные нас испугались и спрятались. А какие животные живут в Африке? (Ширма «Африка», карточки животных жираф, лев, крокодил, бегемот, зебра, обезьянка, тигр, слон)
- Вот какие животные живут в Африке.
- Среди них есть слониха? (Да)
III. Беседа «Встреча Мамонтенка с мамой Слонихой» (2 мин)
Педагог: Дети, послушайте что это? (Включается аудиозапись, со звуком рева слона, дети встают)
- Кто ревет? (заход мамы слонихи под музыку из м/ф «Мама для мамонтенка)
Педагог: Дети, посмотрите кто это идет? Она похожа на маму мамонтенка? (Варианты ответов детей)
В группу входит мама слониха (взрослый переодетый в костюме слона и читает стих)
Как же ты так долго искал меня?
-Без тебя мне не жить, сынок мой,
Мой родной, моя кровь, мой ангел.
Я тебя никогда не брошу,
Потому что я – твоя мама.
(мама обнимается с мамонтенком, звучит песенка про мамонтенка)
Мама слониха: Спасибо Вам ребята за помощь, мой сынок меня нашел.
(объясняет детям, почему она мама для мамонтенка)
Песенка- игра по методике Е. Железновой «У жирафа» (1 мин)
(во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела)
Педагог: Теперь, давайте поиграем вместе с нашими друзьями из Африки (слайд видеозапись)
- Представим, что мы животные Африки. Надеваем шапочки.
-Повторяйте за мной движения, пальчиками показываем.
1.У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза)
Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (2 раза)
Припев: («собираем складки» - щипает себя)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
3. У котяток шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде (2 раза)
Припев: поглаживаем все тело, изображая шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)
Припев: (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
IV. Совместная деятельность детей
Задание «Сердечки» (1 мин)
(на столе разложены сердечки из бумаги)
Педагог: Как вы думаете ,что нужно сделать ,чтоб про наше доброе дело узнало много людей и детей? (ответы детей)
- Правильно надо рассказать про это.
- Здесь лежат сердечки. Возьмите по сердечку и положите в корзиночку, на шар. Мы их подарим нашему мамонтенку и его маме.
Мама слониха: Спасибо дети, мы отпустим их в небо. Он улетит далеко-далеко и про ваше добрые дела узнает много людей и детей. И они тоже захотят делать добрые дела.
- А нам с мамонтенком пора идти и сфотографируемся на память.
Педагог: Спасибо мама Слониха, про наше добрые дела узнает много людей и детей. Ребята мы с вами сделали доброе дело.
Мама Слониха: До свидания! (уход мамы Слонихи с мамонтенком под музыку из м/ф «Мама для мамонтенка), (слайд фрагмент из м/ф «Мама для мамонтенка»)
V. Региональный компонент (1 мин)
Педагог: А теперь мы возвратились в родной Якутск.
- Я хочу вам показать, что у нас в Якутске есть музей мамонта. Посмотрите пожалуйста дети какие большие были раньше мамонты (показ слайд). Теперь ученые изучают отчего исчезли мамонты.
VI. Рефлексия (подведение итогов)
Педагог: Я вижу вам понравилось наше путешествие? Что сегодня вам понравилось в этом путешествии? (ответы детей)
Педагог: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, ведь мы с вами сделали доброе дело. Какое? (Дети отвечают)
Педагог: Правильно, помогли найти маму мамонтенку.
- Теперь нам пора прощаться с нашими гостями, которые тоже с нами переживали за мамонтенка. - - До новых встреч!