12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ларионова О.Ю.65
0

Конспект занятия по программе «Эмоционально-социальное развитие старших дошкольников» с элементами краткосрочной проектной деятельности»

Конспект занятия по программе «Эмоционально-социальное развитие старших дошкольников» с элементами краткосрочной проектной деятельности

Занятия №7-8 «Зависть»

Подготовительная группа

(возраст детей 6-7 лет)

Цели:

1. Знакомство с эмоциональным состоянием «Зависть», понимание его негативного значения для межличностного взаимодействия.

2. Обучение приемам саморегуляции настроения.

3. Развитие эмпатии, коммуникативных навыков.

5. Формирование способности к выражению собственного эмоционального состояния в рисунке.

6. Обучение приемам проектной деятельности: поиск путей решения проблемы, организация творческой деятельности, презентация творческого продукта.

7. Психоэмоциональная разгрузка.

Предварительная работа:

Занятие проходит в рамках программы по развитию эмоционально-социальной сферы. На предыдущих занятиях дети:

- познакомились с основными эмоциями: радость, гнев, страх,

спокойствие.

- научились различать эмоциональные переживания по мимическим выражениям частей лица.

- познакомились с особенностями выражения позитивных и негативных переживаний.

Методы и приемы:

- Словесные (беседа, разъяснение, проблемно - поисковые вопросы, художественное слово).

- Наглядно-практические (сюрпризный момент, разрезные картинки, методы арт-терапии).

- Репродуктивные и поисковые (поиск способов борьбы со злостью и гневом через игровые упражнения и задания).

- Методы самостоятельной работы (защита работы).

- Проектный метод.

Ход занятия:

Этапы проекта

Содержание

этапа

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Оборудова-ние

1 занятие

1. Начальный этап

Приветствие.

Определение, актуализация проблемы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня поговорим о новом для вас чувстве, которое испытывают и взрослые люди, и дети – это зависть. Что, по-вашему зависть? (Ответы детей). Радость, гнев, злость, зависть – это состояния человека, которое мы называем эмоциями. Начнем наше занятие с прослушивания сказки «Покупатель зависти» (прослушивание сказки). Скажите, пожалуйста:

1. Зависть - это хорошее чувство, или плохое? (Зачитывает пословицы)

2. Почему люди хотят, чтобы что-то у них было лучше всех?

3. А сами они становятся лучше от этого?

4. А у вас бывает, что вы хотите, чтобы ваше было лучше, чем у остальных?

5. Как по-вашему, откуда берутся семена зависти?

Давайте с вами отдохнем. Покажем своей позой, как прорастают ростки растения, а как завядают, исчезают (психогимнастика, этюд «Росток»).

Приветствуют друг друга и психолога, слушают сказку, отвечают на вопросы педагога-психолога. Выполняют психогимнастику.

Сказка «Покупатель зависти» Ю.Крюкова

компьютер, листы с пословицами о зависти:

«Злой плачет от зависти, а добрый – от радости».

«Завистью ничего не сделаешь».

«В зависти нет ни проку, ни радости».

Плакат с изображением сорняка – «зависти» с закрытыми колючками.

2. Планирова

ние

Анализ проблемы. Постановка задач. Определение предполагаемого результата

Человек в своей жизни проживает все эмоциональные состояния без исключения. Кроме положительных эмоций – любви, радости, просто хорошего настроения, – мы испытываем и отрицательные – злость, гнев, зависть. Испытывать долго эти эмоции вредно для здоровья – можно даже заболеть. Кроме того, завистники вызывают у других людей неприязненное к себе отношение, их не любят и стараются с ними не дружить. Зависть – не просто неприятное чувство. Завидующий человек рано или поздно обязательно за это расплачивается.

Как быть, если не хочешь завидовать, а завидуется? Вы согласны научиться избавляться от зависти?

Отвечают на вопросы психолога. В конце этапа дети приходят к пониманию важности избавления от зависти.

 

3. Принятие решения, выполнение проекта (обучающий и творческий этап), оформление проекта

2 занятие

Обучающий этап.

Творческий этап.

Выбор источника информации. Сбор и уточнение информации.

Сегодня мы научимся снимать с себя это отрицательное эмоциональное состояние. Есть два простых и даже веселых способа избавления от зависти.

1.Это упражнение. Оно называется “Трюк Тарзана”. Сначала посмотрите и послушайте, как это сделаю я, а затем мы проделаем это вместе. (Показывает упражнение). Встаньте. Спина прямая. Глубоко вдыхаем и запасаемся новой, доброй энергией, а при выдохе громко кричим, колотя себя кулачками по груди: “А-а-а!!” (как Тарзан в фильме). 2. Способ избавления от зависти – превращение её в образы и прорисовывание. Сегодня я предлагаю вам нарисовать образ своей зависти. Попробуйте сейчас представить ситуацию, когда вы испытывали чувство зависти, и попробуйте увидеть, почувствовать, ощутить, где именно в теле это находится. (Спрашивает каждого ребенка). Какого оно цвета? А какой формы? А теперь закройте глаза и попробуйте представить образы своей зависти, или зависти, которую испытывал кто-то. Нарисуйте (в ходе рисования психолог беседует с каждым ребенком - обсуждает, беседует по ситуации).

В конце занятия рассматриваем рисунки и подводим итог: “Если я почувствовал зависть, то не должен ей подчиняться. Не надо сдерживать ее, как и не слишком открыто ее выражать. Я могу выразить свою зависть смешным упражнением “Трюк Тарзана” или прорисовать свою зависть на бумаге, избавившись, таким образом, от отрицательных эмоций.

Мы научились избавляться от зависти. А как противостоять зависти? (Ответы детей).

У зависти три составные части, три «головы-колючки» (обращает внимание на плакат, открывает «колючки») – Превосходство, Обида, Жадность. Это тоже чувства человека. Чтобы справится с завистью, нужно побороть их все три по отдельности. Мы отправимся с вами в небольшое путешествие и найдем «волшебные камушки», которые нам помогут. Я открою вам секрет – победить «головы-колючки» могут только противоположные чувства. Что может победить Превосходство? (Ответы детей). Правильно, признание того, что другие люди не хуже тебя (находят камушек с картинкой). А под камушком правило – «Развивай уважение к людям, радуйся успехам других. Помни, что в человеке больше достоинств чем недостатков!» Давайте, порадуемся за другого человека в игре «Комплименты». (Цветок-символ прикрепляется к 1 колючке «зависти»). Что может победить Обиду? (Ответы детей) Правильно, прощение (находят камушек с картинкой). А под камушком правило – «Умей прощать окружающих – и они будут прощать тебя!» Давайте найдем в себе обиду и отправим ее в «мешок обид». (Цветок -символ прикрепляется ко 2 колючке «зависти»). Что может победить Жадность? (Ответы детей) Правильно, щедрость (находят камушек с картинкой). А под камушком правило – «Быть щедрым – значит быть богатым. Делись с другими – и они поделятся с тобой!» Давайте поиграем в игру «Раздели поровну». (Цветок -символ прикрепляется к 3 колючке «зависти»).

Вот мы и победили «колючки» зависти. Теперь это – прекрасный цветок. Он растет и радуется солнышку. Давайте представим, как (психогимнастический этюд «Цветок»)

А ведь знаете, ребята, - эти волшебные камушки живут и в вашей душе. Надо просто не лениться их находить. Чтобы «полить» наш цветок, давайте вспомним правила, представим и нарисуем, как бы вы избавились от зависти.

Выполняют упражнение. Рисуют образ своей зависти. Включаются в обсуждение с психологом. Через упражнения и прорисовывание своих негативных эмоциональных состояний, дети учатся не загонять их глубоко в подсознание, а узнают, как освободиться и не копить в душе негатив, понимать и принимать себя такими, какие они есть.

Вживаются в игровую сюжетную ситуацию. Отвечают на вопросы психолога, находят карточки-правила. Играют под руководством психолога в игры. Выполняют психогимнастику.

Рисуют ситуации к избавлению от зависти на тонированных листочках-капельках.

Альбомы, краски, кисти.

Плакат с изображением сорняка – «зависти» с колючками с символами: «Превосходство», «Обида», «Жадность», коробочки-«Волшебные камушки»,

карточки-правила, атрибуты к играм: игрушки-киндеры, «волшебный мешочек», цветные изображения цветов, шаблоны-капельки, кисточки, краски.

4. Защита творческих работ

Презентация:объяснение выполненнойработы, подведение итогов.

Побуждает детей рассказать о выполненной работе, почему они выполнили работу таким образом, что чувствовали при выполнении работы. Психолог: - А теперь, ребята, давайте «польем» наш цветок с помощью рисунков. Расскажите, что нужно сделать, чтобы справиться с завистью?

Я желаю вам всегда находить в себе силы, чтобы справляться с завистью. И на память о том, что в вашей душе живут «волшебные» камушки добра, я дарю вам эти камушки.

Представляют свои творческие работы, отвечают на вопросы психолога.

Плакат с изображением цветка, рисунки детей, муляжи камушек.

Литература:

Князева О.Л. «Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников»; Мозаика-Синтез; 2005 г.

Орме Г. «Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха»; – М.: “КСП+”, 2003.

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»; - М.: Генезис, 2001.

Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Ж-л "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Пригоровская Светлана Валериевна, 31.01.18 в 19:56 0Ответить Пожаловаться
Всё отлично, только очень много целей и ни одной задачи.
Гапонова Оксана Владимировна, 31.01.18 в 20:42 0Ответить Пожаловаться
К цели можно отнести первый пункт (немного подкорректировав его), все остальное - задачи. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.