Конспект занятия по программе «Эмоционально-социальное развитие старших дошкольников» с элементами краткосрочной проектной деятельности»
Конспект занятия по программе «Эмоционально-социальное развитие старших дошкольников» с элементами краткосрочной проектной деятельности
Занятия №7-8 «Зависть»
Подготовительная группа
(возраст детей 6-7 лет)
Цели:
1. Знакомство с эмоциональным состоянием «Зависть», понимание его негативного значения для межличностного взаимодействия.
2. Обучение приемам саморегуляции настроения.
3. Развитие эмпатии, коммуникативных навыков.
5. Формирование способности к выражению собственного эмоционального состояния в рисунке.
6. Обучение приемам проектной деятельности: поиск путей решения проблемы, организация творческой деятельности, презентация творческого продукта.
7. Психоэмоциональная разгрузка.
Предварительная работа:
Занятие проходит в рамках программы по развитию эмоционально-социальной сферы. На предыдущих занятиях дети:
- познакомились с основными эмоциями: радость, гнев, страх,
спокойствие.
- научились различать эмоциональные переживания по мимическим выражениям частей лица.
- познакомились с особенностями выражения позитивных и негативных переживаний.
Методы и приемы:
- Словесные (беседа, разъяснение, проблемно - поисковые вопросы, художественное слово).
- Наглядно-практические (сюрпризный момент, разрезные картинки, методы арт-терапии).
- Репродуктивные и поисковые (поиск способов борьбы со злостью и гневом через игровые упражнения и задания).
- Методы самостоятельной работы (защита работы).
- Проектный метод.
Ход занятия:
Этапы проекта |
Содержание этапа |
Деятельность педагога-психолога |
Деятельность детей |
Оборудова-ние |
1 занятие 1. Начальный этап |
Приветствие. Определение, актуализация проблемы. |
Здравствуйте, ребята! Сегодня поговорим о новом для вас чувстве, которое испытывают и взрослые люди, и дети – это зависть. Что, по-вашему зависть? (Ответы детей). Радость, гнев, злость, зависть – это состояния человека, которое мы называем эмоциями. Начнем наше занятие с прослушивания сказки «Покупатель зависти» (прослушивание сказки). Скажите, пожалуйста: 1. Зависть - это хорошее чувство, или плохое? (Зачитывает пословицы) 2. Почему люди хотят, чтобы что-то у них было лучше всех? 3. А сами они становятся лучше от этого? 4. А у вас бывает, что вы хотите, чтобы ваше было лучше, чем у остальных? 5. Как по-вашему, откуда берутся семена зависти? Давайте с вами отдохнем. Покажем своей позой, как прорастают ростки растения, а как завядают, исчезают (психогимнастика, этюд «Росток»). |
Приветствуют друг друга и психолога, слушают сказку, отвечают на вопросы педагога-психолога. Выполняют психогимнастику. |
Сказка «Покупатель зависти» Ю.Крюкова компьютер, листы с пословицами о зависти: «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости». «Завистью ничего не сделаешь». «В зависти нет ни проку, ни радости». Плакат с изображением сорняка – «зависти» с закрытыми колючками. |
2. Планирова ние |
Анализ проблемы. Постановка задач. Определение предполагаемого результата |
Человек в своей жизни проживает все эмоциональные состояния без исключения. Кроме положительных эмоций – любви, радости, просто хорошего настроения, – мы испытываем и отрицательные – злость, гнев, зависть. Испытывать долго эти эмоции вредно для здоровья – можно даже заболеть. Кроме того, завистники вызывают у других людей неприязненное к себе отношение, их не любят и стараются с ними не дружить. Зависть – не просто неприятное чувство. Завидующий человек рано или поздно обязательно за это расплачивается. Как быть, если не хочешь завидовать, а завидуется? Вы согласны научиться избавляться от зависти? |
Отвечают на вопросы психолога. В конце этапа дети приходят к пониманию важности избавления от зависти. |
|
3. Принятие решения, выполнение проекта (обучающий и творческий этап), оформление проекта 2 занятие |
Обучающий этап. Творческий этап. Выбор источника информации. Сбор и уточнение информации. |
Сегодня мы научимся снимать с себя это отрицательное эмоциональное состояние. Есть два простых и даже веселых способа избавления от зависти. 1.Это упражнение. Оно называется “Трюк Тарзана”. Сначала посмотрите и послушайте, как это сделаю я, а затем мы проделаем это вместе. (Показывает упражнение). Встаньте. Спина прямая. Глубоко вдыхаем и запасаемся новой, доброй энергией, а при выдохе громко кричим, колотя себя кулачками по груди: “А-а-а!!” (как Тарзан в фильме). 2. Способ избавления от зависти – превращение её в образы и прорисовывание. Сегодня я предлагаю вам нарисовать образ своей зависти. Попробуйте сейчас представить ситуацию, когда вы испытывали чувство зависти, и попробуйте увидеть, почувствовать, ощутить, где именно в теле это находится. (Спрашивает каждого ребенка). Какого оно цвета? А какой формы? А теперь закройте глаза и попробуйте представить образы своей зависти, или зависти, которую испытывал кто-то. Нарисуйте (в ходе рисования психолог беседует с каждым ребенком - обсуждает, беседует по ситуации). В конце занятия рассматриваем рисунки и подводим итог: “Если я почувствовал зависть, то не должен ей подчиняться. Не надо сдерживать ее, как и не слишком открыто ее выражать. Я могу выразить свою зависть смешным упражнением “Трюк Тарзана” или прорисовать свою зависть на бумаге, избавившись, таким образом, от отрицательных эмоций. Мы научились избавляться от зависти. А как противостоять зависти? (Ответы детей). У зависти три составные части, три «головы-колючки» (обращает внимание на плакат, открывает «колючки») – Превосходство, Обида, Жадность. Это тоже чувства человека. Чтобы справится с завистью, нужно побороть их все три по отдельности. Мы отправимся с вами в небольшое путешествие и найдем «волшебные камушки», которые нам помогут. Я открою вам секрет – победить «головы-колючки» могут только противоположные чувства. Что может победить Превосходство? (Ответы детей). Правильно, признание того, что другие люди не хуже тебя (находят камушек с картинкой). А под камушком правило – «Развивай уважение к людям, радуйся успехам других. Помни, что в человеке больше достоинств чем недостатков!» Давайте, порадуемся за другого человека в игре «Комплименты». (Цветок-символ прикрепляется к 1 колючке «зависти»). Что может победить Обиду? (Ответы детей) Правильно, прощение (находят камушек с картинкой). А под камушком правило – «Умей прощать окружающих – и они будут прощать тебя!» Давайте найдем в себе обиду и отправим ее в «мешок обид». (Цветок -символ прикрепляется ко 2 колючке «зависти»). Что может победить Жадность? (Ответы детей) Правильно, щедрость (находят камушек с картинкой). А под камушком правило – «Быть щедрым – значит быть богатым. Делись с другими – и они поделятся с тобой!» Давайте поиграем в игру «Раздели поровну». (Цветок -символ прикрепляется к 3 колючке «зависти»). Вот мы и победили «колючки» зависти. Теперь это – прекрасный цветок. Он растет и радуется солнышку. Давайте представим, как (психогимнастический этюд «Цветок») А ведь знаете, ребята, - эти волшебные камушки живут и в вашей душе. Надо просто не лениться их находить. Чтобы «полить» наш цветок, давайте вспомним правила, представим и нарисуем, как бы вы избавились от зависти. |
Выполняют упражнение. Рисуют образ своей зависти. Включаются в обсуждение с психологом. Через упражнения и прорисовывание своих негативных эмоциональных состояний, дети учатся не загонять их глубоко в подсознание, а узнают, как освободиться и не копить в душе негатив, понимать и принимать себя такими, какие они есть. Вживаются в игровую сюжетную ситуацию. Отвечают на вопросы психолога, находят карточки-правила. Играют под руководством психолога в игры. Выполняют психогимнастику. Рисуют ситуации к избавлению от зависти на тонированных листочках-капельках. |
Альбомы, краски, кисти. Плакат с изображением сорняка – «зависти» с колючками с символами: «Превосходство», «Обида», «Жадность», коробочки-«Волшебные камушки», карточки-правила, атрибуты к играм: игрушки-киндеры, «волшебный мешочек», цветные изображения цветов, шаблоны-капельки, кисточки, краски. |
4. Защита творческих работ |
Презентация:объяснение выполненнойработы, подведение итогов. |
Побуждает детей рассказать о выполненной работе, почему они выполнили работу таким образом, что чувствовали при выполнении работы. Психолог: - А теперь, ребята, давайте «польем» наш цветок с помощью рисунков. Расскажите, что нужно сделать, чтобы справиться с завистью? Я желаю вам всегда находить в себе силы, чтобы справляться с завистью. И на память о том, что в вашей душе живут «волшебные» камушки добра, я дарю вам эти камушки. |
Представляют свои творческие работы, отвечают на вопросы психолога. |
Плакат с изображением цветка, рисунки детей, муляжи камушек. |
Литература:
Князева О.Л. «Я-Ты-Мы: Программа социально-эмоционального развития дошкольников»; Мозаика-Синтез; 2005 г.
Орме Г. «Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха»; – М.: “КСП+”, 2003.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я»; - М.: Генезис, 2001.
Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Ж-л "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.
Пригоровская Светлана Валериевна
Гапонова Оксана Владимировна