Конспект НОД в средней группе «День рождения сказки. О творчестве художника-иллюстратора В.Г. Сутеева»
Пояснительная записка к презентации
Цель:
создание условий для формирования представления о творчестве художника-иллюстратора В.Г. Сутеева
Задачи:
развивать эстетическое восприятие книжных иллюстраций В.Г.Сутеева,
поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций художника,
формировать знания о средствах выразительности, которые использует ВГ.Сутеев,
развивать умение точно и полно отвечать на вопросы воспитателя,
активизировать пассивный словарь детей,
развивать зрительное внимание, наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения,
способствовать развитию интереса к художественной литературе при рассматривании иллюстраций В.Г.Сутеева
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, чуткость, отзывчивость, навыки сотрудничества и взаимодействия
Предварительная работа:
чтение произведений писателя В.Г Сутеева,
беседа по прочитанным произведениям,
словарная работа: иллюстрация, художник,
рассматривание иллюстраций к сказкам,
рисование сюжетов, героев сказок,
просмотр мультфильмов «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок»
Материалы и оборудование:
книги для выставки В. Сутеева,
портрет В. Сутеева
презентация PowerPoint с заданиями
аудиозаписи «мяуканье котенка»
сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?»
солнышко, тучка, лучики и капельки для рефлексии
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
2. Основная часть.
Ребята вы любите день рождения?
Почему ты любишь день рождения? (обращаюсь к ребенку)
День рождения есть не только у детей и взрослых, но и у книг.
Ребята, давайте посмотрим книжки на нашей выставке.
Как вы думаете, кто автор этих книг?
Верно, все эти книги написал Владимир Сутеев. (Портрет)
Владимир Сутеев сочинял всегда весёлые, радостные, а главное добрые сказки!
Мы сейчас узнаем, какие сказки есть на нашей выставке.
Столик, столик послужи,
Ты нам книги покажи
Все, что ты покажешь,
Мы тебе расскажем.
Показываю иллюстрации в книгах.
Книга открывается,
А сказка называется... (несколько раз)
Дети говорят название сказки
Садимся на свои места
Ребята, а как вы узнали все сказки, ведь читать мы еще не умеем? (по картинкам)
А кто рисует эти картинки? (художники)
Картинки в книгах называются иллюстрациями. Художников, которые создают их, называют иллюстраторами.
Как вы думаете, для чего художники рисуют иллюстрации в книгах?
Мультимедиа
Художники –иллюстраторы-настоящие волшебники!
Жил да был на свете такой волшебник - Владимир Сутеев. Он сочинял разные истории, иллюстрировал детские книги и создавал для ребят мультфильмы. Он был и писателем, и иллюстратором (1слайд)
И были у него две волшебные палочки –карандаш и кисточка. Возьмет он одну в руку карандаш (2 слайд) – картинка получается, возьмёт кисточку - рисунок красочный выходит
Владимир Сутеев очень любил рисовать животных. Они похожи на настоящих животных, забавных, пушистых, их хочется потрогать. Владимир Григорьевич часто наблюдал за ними и в своих сказках старался показать их характер.
Звучит аудиозапись «мяуканье котенка»
Ой, а кто это сказал мяу?
Вот молодцы! Вы знаете, кто мяукает, а вот Щенок не знал. Послушайте, что с ним поэтому произошло.
Книга «Кто сказал мяу?»
Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: «Мяу».
А Щенок – это кто? (Собачка, только ещё маленькая, детёныш.)
Петух
Вскочил щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол никого нет!
Влез на подоконник, и кого он там увидел?
«Вот кто не давал мне спать!» - подумал Щенок.
О чём спросил Щенок Петуха? («Это ты сказал «мяу»?)
Посмотрите, как художник нарисовал, что Щенок спрашивает, а Петух отвечает: у Щенка открыт рот, а Петух ухо повернул к Щенку и слушает.
А как закричал Петух? («Ку-ка-ре-ку-у-у!»).
Дети, а какой Петух? (нарядный, красные гребешок и бородка, а хвост разноцветный).
Вдруг у самого крыльца кто-то сказал: «Мяу». Что стал делать Щенок, когда у крыльца услышал «Мяу»?
Мышонок.
Посмотрите, как он всеми четырьмя лапами роет землю, даже комочки земли летят.
А кто это выскочил из ямки?
Какой он? (маленький, головка большая, ушки кругленькие, хвостик длинный, большой глаз и длинные усы).
Что спросил Щенок?
Что ответил Мышонок? (пи-пи-пи, а кто так сказал?). Кто-то сказал «мяу»…
Что случилось дальше?
Испугался Мышонок, что близко кот, и так быстро юркнул под крыльцо, что Щенок удивился, вон, как рот открыл.
Щенок задумался. Вдруг около собачьей конуры кто-то громко сказал «мяу»
Пёс
Где нарисовал художник Котёнка? (на конуре).
Когда Щенок подкрался к конуре, кто оттуда выскочил?
Огромный, лохматый Пёс. Как он зарычал? (р-р-р-р!).
Страшный Пёс? Да, страшный, лохматый, ишь какие у него зубы! Испугался Щенок?
А как вы догадались, что он испугался?
Вон как со всех ног удирает!
Со всех ног бросился Щенок в сад и спрятался там под кустом.
А где в это время был Котёнок? Где его художник нарисовал? (из-за конуры выглядывает, один глаз, да лапка видны).
Физкульминутка
1, 2, 3, 4, 5---превращаемся в котят.
У котенка мягкие лапки, а внутри царапки.
Пушистые комочки
Умыли лапкой щечки,
Умыли лапкой носик,
Умыли лапкой глазки,
Умыли лапкой ушки,
А ушки у котят, как домики стоят.
Посмотрите, как Щенок притаился и даже лапкой мордочку закрыл. Покажите, как он это сделал?
И тут прямо над его ухом кто-то сказал «мяу»
Пчела
Щенок выглянул из-за куста. Кого он увидел на ветке?
Хотел он её схватить зубами, а что сделала Пчела? (ужалила Щенка)
Завизжал Щенок и побежал, а Пчела за ним, вон как улепётывает Щенок. И куда он бросился?
А где был тот, кто сказал «мяу»? Посмотрите-ка, кто там прячется в кустах?
Когда Щенок вынырнул, кого он увидел?
Рыба
О чём он её спросил?
Что сделала рыба? (махнула хвостом и исчезла в глубине пруда).
Лягушка.
А кто это смеётся над Щенком?
Как она квакает?
Посмотрите на Щенка, какой он? (обиженный, хвостик опустил, весь мокрый, воду с себя стряхивает).
Покажите, как он это делает?
Дом
Куда пошёл Щенок?
Посмотрите на него. Как его нарисовал художник: идёт медленно, хвостик поджал, весь мокрый, обиженный, укушенный пчелой – крадётся по двору, а все над ним смеются.
Только улёгся Щенок – опять слышит «Мяу». Он вскочил и кого увидел? (котёнка).
Где сидел Котёнок? (на подоконнике).
Как он замяукал? Как залаял Щенок?
А потом он вспомнил, как рычал лохматый пёс и зарычал. Как? (Р-р-р!).
Как зарисовал встречу Щенка и Котёнка художник: Щенок внимательно смотрит на Котёнка, а Котенок что сделал? (изогнулся и зашипел). Как? (Ш-ш-ш!).
Зафыркал: «Фыр-фыр!» и выпрыгнул в окно.
Вернулся Щенок на свой коврик и улёгся спать. Он теперь знал, кто сказал «мяу».
Вот какая интересная история произошла со Щенком. Придумал и нарисовал её художник…
Кто запомнил его имя? Владимир Григорьевич Сутеев.
Понравилась вам сказка?
Ой, ребята, мы совсем забыли про день рождения сказки. А какой день рождения без каравая…
Хоровод «Каравай»
Исполняют дети с воспитателем:
Как на сказкин день рожденья
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ужины,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
С нами, сказка, поиграй.
Мультимедиа
Дидактические игры
Поиграем со сказкой?
Ой, а где сказка? Нам поможет только волшебство… Превратимся в волшебников?
Глазки закроем, до трех посчитаем, 1 2, 3…
Глазки откроем – волшебство начинаем….
«Подуем» на ладошки, и сказка появится.
«Кто лишний?» «Кого не хватает?» (слайд 3)
А вы любите играть в прятки? Ой, кто же спрятался за шариками?
«Кто спрятался» (слайд 4, 5, 6)
Пока мы с вами играли в прятки, в сказках произошла настоящая путаница! Попробуем исправить?
«Найди ошибку» (слайд 7, 8, 9)
Мы рассматривали с вами иллюстрации разных художников. Помогите найти иллюстрации Владимира Сутеева
«Найди иллюстрацию» (слайд 10, 11, 12)
3. Заключительная часть
Ну что, понравилось вам играть со сказкой?
А как называется сказка-именинница?
Кто сочинил эту сказку и нарисовал иллюстрации? (слайд 13)
Что больше всего вам понравилось?
Посмотрите, здесь веселое солнышко и грустная тучка.
Кому понравилось заниматься, было интересно и весело – возьмите лучик и прикрепите его солнышку.
А кому не понравилось, было скучно и неинтересно – возьмите капельку и прикрепите рядом с грустной тучкой.
Все вы очень дружные, многое знаете и умеете, и всегда помогаете друг другу.
Давайте попрощаемся с гостями и скажем им ....
По сказкам Сутеева
PPT / 24.29 Мб