Конспект нод «Сказка о яблочке»
Программное содержание
Формировать духовно - нравственный потенциал личности ребенка;
Развивать самопознание, воспитывать у ребенка уважение к себе и родным близким;
Образовательные задачи:
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»;
Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи
Формировать позитивное отношение к своему «Я», осознавать свои характерные особенности;
Развивающие задачи:
Развивать способность понимать другого человека, сострадать, сопереживать, сочувствовать;
Развивать коммуникативные навыки детей;
Совершенствовать умение согласовывать прилагательные слова с существительными;
Воспитательные задачи:
Воспитывать чувство собственного достоинства, уверенности в своих возможностях;
Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
Воспитывать уважение и любовь к старшим членам семьи; желание выказывать свои чувства близким людям;
Прививать детям чувство привязанности к семье и дому, учить проявлять заботу о родных людях;
Предварительная работа:
Беседа с детьми о семье, членах семьи, чтение художественной литературы, просмотр мультфильма «Разноцветная семейка», сюжетно – ролевая игра «Семья», рассматривание семейных альбомов, беседа по фотографиям, рассказы детей о членах своей семьи, разучивание индивидуальных стихов, чтение пословиц и поговорок о семье и родственниках, рассматривание плакатов членов о семьи, рисование портретов членов семьи;
Материал и оборудование:
Использование ИКТ, карточки с изображением большого дома с окошками, мяч, аудиозапись песни
Использованная литература:
Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой (2014 г.).
Махалова И.В., Николаева Е.И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа» Учебно-методическое пособие. - Чебоксары, 2003.
Т. Пироженко, «Семейное древо: моя семья и я» Ростов н/Д: Феникс,2015.
Методы и приемы:
Пальчиковое упражнение
Проблемная ситуация
Игра на логическое мышление - дидактическая игра;
Подвижная игра
Средства:
Собственная деятельность детей
Художественное слово
Музыкальное сопровождение
Воспитатель: «Ребята, поприветствуем друг друга».
Пальчиковая игра «Доброе утро!»
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: «Ребята, вы любите играть в сказку?»
Дети (предполагаемые ответы) «Да любим!»
Воспитатель «А играть мы будем в необычную сказку, в которой вас ждут неожиданности и чудеса».
Сказка называется - «Сказка про яблочко»
Воспитатель: «Сильным ветром ураганом яблоко с дерева сорвало,
Очутилось яблоко в поле.
Поле, поле широко и не видно никого.
Ни деревца, ни кустика.
Только видит лишь одно – тропиночку,
Тропиночку узкую извилиночку.
Подумало яблочко - надо встретить на своем пути своих родных, чтоб не быть одному. Покатилось оно по тропиночке по узкой извилиночке. Катится, катится и видит дом стоит большой необыкновенный, многоэтажный. На экране появляется слайд № «Дом» посмотрело яблочко на дом никого не увидело загрустило, и покатилось дальше по тропиночке по узкой извилиночке.
И вдруг встречает яблочко на пути людей: молодых и старых, и больших, и малых, высоких и низких кто же это отвечайте быстро? Воспитатель проводит дидактическую игру с мячом «Сравните - кто старше? А кто из них младше?» Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос.
Папа - дедушка: Дедушка старше, а папа........младше
Мама - бабушка: Бабушка старше, а мама........ младше
Дедушка – внук: Дедушка старше, а внук.......... младше
Бабушка – внучка: Бабушка старше, а внучка.... младше
Брат – сестренка: Брат старше, а сестренка....... младше.
Понравилось яблочку играть в игру и покатилось оно дальше. Катится, катится по тропиночке по узкой извилиночке и вдруг видит «Нелепицу», художник в ней все перепутал. На экране слайд №2 «Нелепица»
Воспитатель: «Ребята, поможем яблочку найти, что перепутал художник в этой картинке».
Дети называют правильные действия персонажей.
Предполагаемые ответы детей: «папа помогает дедушке», «девочка гладит кошку», «бабушка печет пироги».
Воспитатель: «Ребятки, а как можно назвать членов семьи ласково?»
(Называют слова, образуя из них уменьшительно — ласкательные слова). Проводится игра «Назови ласково»
«Бабушка - бабуля - бабулечка - бабуся. Дедушка - дедуля – дедулечка – дедуся.
Папа - папуля - папуленька. Сын - сынок - сынулечк - сыночек. Мама - мамочка - матушка - маменька. Дочь - доченька - дочурка».
Обрадовалось яблочко ласковым словам и покатилось оно дальше, по тропиночке по узкой извилиночке, а на румяном его бочке появилась улыбка.
Воспитатель: "Ребятки, подарим друг другу улыбки». Дети друг другу улыбаются.
Катится яблочко дальше по тропиночке, по узкой извилиночке, устало - загрустило.
Воспитатель: «Ребятки, покажите на своем лице друг другу как яблочко загрустило». Дети показывают грусть на лице.
Воспитатель: «Как же яблоку помочь, как же грусть прогнать нам прочь?»
Ребенок: «Я знаю, как яблочку помочь!»
- Есть у нас игра такая, интересная, непростая.
Ребенок зачитывает чувашскую считалку.
Печет мама пирожки,
Вкусные и сладкие.
Кто возьмет –
Водить пойдет.
Проводится чувашская подвижная игра «Юман и Марьям»
Далее воспитатель проводит пальчиковую игру:
«В нашей семье всем найдется работа –
На выходных все в делах и заботах:
Дедушка красит стол на балконе
Бабушка квасит капусту в баллоне
Мама белье в тазу замочила
В таз порошок она положила
Папа из досок стол мастерит
Куда не посмотришь – работа кипит
И я не стану долго ждать
Стану кому – ни будь помогать.
Пальчиковое упражнение «Дом»
Ой, смотрите, теремок, (руки вверху «домиком»)
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок, (пальцы соединяются в виде «замка»)
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед)
Печеньем угостите,
Я по дому все умею – (загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает, (ладошку приложить к уху, прислушаться)
Что же это означает? (плечи поднимаются вверх)
Если дом стоит пустой, (руки вверху «домиком»)
Будет этот домик мой!»
Воспитатель: «Взбодрилось яблочко, покатилось оно дальше, катится по тропиночке, по узкой извилиночке.
Видит большую семью, но не все члены семьи расположены на своих местах.
На экране слайд №3 Игра «Кого из членов семьи не хватает»
Воспитатель: «Ребята, какой картинки не хватает в пустых окошках?»
Дети определяют недостающую картинку с родственниками семьи.
Воспитатель: «Много пословиц и поговорок придумал русский народ о маме, бабушке, папе, дедушке, назовите их»
Предполагаемые ответы детей:
«При солнышке тепло. При матушке добро».
«Нет такого дружка, как родная матушка».
«На что и клад, коли в семье лад»
«Изба детьми весела».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«Согласие да лад – в семье клад»
«Вся семья вместе и душа на месте»
- В семье лад, так и не нужен клад.
- Вся семья вместе – так и душа на месте.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Воспитатель: «Покатилось яблочко дальше и прикатилось к дому большому и поняло оно, что этот дом необыкновенный - семья большая в нем живет, решило поселиться в нем.
На экране слайд №4 Дом – с изображением членов семьи «Древо семьи»
«А что такое семья? Вы спросите меня?»
Я отвечу вам с удовольствием,
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Семья – это праздник, семейные даты
Семья – это труд, друг о друге забота
Семья – это много домашней работы
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Если посмотреть на дом, то справа папа, слева мама
В серединке вы как раз и сестренка, и братишка смотрят свысока на нас.
Выше дедушка с бабулей
Тетя, дядя рядом тут
Дружной нас семьей зовут!
Воспитатель: «Ребята, пройдите к своим местам, я предлагаю заполнить ваши домики с членами вашей семьи, заполните пустые окошечки вашими родственниками: бабушками, дедушками, папами, мамами, сестренками, братишками. При необходимости воспитатель помогает детям разложить рисунки – карточки.
Воспитатель: «Ребята, а какие бывают семьи?»
Предполагаемые ответы детей – семьи бывают маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые и жизнерадостные
Воспитатель: «Молодцы, ребятки! замечательные домики у нас получились, их называют «Древо моей семьи» а вместе мы дружное «государство»
Мы замечательно провели время, узнали многое о том, что такое семья, знаем, кого мы называем родственниками, а самое важное, когда вы подрастете, будете заботиться о своих родителях.
Грибанова Наиля Гадельжановна
Миронова Наталья Алексеевна
Невгодовская Людмила Анатольевна
Миронова Наталья Алексеевна