Конспект НОД «Волга-матушка река»

2
0
Материал опубликован 2 January 2018 в группе

Конспект НОД «Волга-матушка река»

Задачи:

  • Дать представления детей о Волге, как главной реке страны;
  • Продолжать знакомить детей с родным городом;
  • Ввести в словарь детей выражение  исток;
  • Воспитывать любовь к природе родного края.
  • Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.
  • Учить работать парами.

Занятие проводится  в мини-музее «Волга –матушка»

Оборудование:

  •  карта-схема реки Волги, фотографии: исток Волги, разрезные картинки с изображением речных рыб;
  • диск с записью песен» (Л.Зыкина «Течёт река», Л. Сенчиной «По камушкам» )
  • оборудование для опытов: емкость для воды, фильтрованная бумага, уголь, речной песок. растительное масло, краски.

Предварительная работа: беседа с детьми о нашем городе,  чтение « Сказ об истоке Волги», рассматривание иллюстраций о Волге, проведения занятия по ознакомлению с окружающим с использованием ИКТ «Мой город на Волге», изодеятельность «Речные рыбы», аппликация , лепка «Волшебная рыбка», экскурсия на Волгу.

Литература: «Сказ о реке Волге», стихи о Волге..

Ход занятия.

1. Звучит куплет и припев песни «Течёт река» в исполнении Л. Зыкиной.

 «Обзорная по реке Волге»  с помощью ИКТ.   

- Дети, вы наверно уже  догадались, что сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге.

-  Вот здесь на Валдайской возвышенности она начинается   с маленького родничка, который может перепрыгнуть зайчик и перешагнуть человек и затем  становится большой полноводной  рекой и протекает многие-многие километры, впадая в конце своего пути в Каспийское море. И где начинается Волга – это называется исток.

 Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо

Русская народная река.

А сейчас давайте попробуем вообразить рождение реки.

Перевоплащение в образ под песню Л.Сенчиной «По камушкам».                                            

- Мы все капельки родника. Скучно стало капелькам, и задумали они прогуляться по свету. Превратился родник в ручеёк. (Берёмся за руки) Соединился наш ручеёк с остальными и превратился в реку ( проходим змейкой)

2.Переходим к экспонатам музея « Вид города Углича и Волги»

 - Как вы думаете почему Волгу называют великой? (ответы детей)

- По берегам реки издавна селились люди, так возникали города, так возник и наш город. на реке Волге.

- Как называется наш город, в котором мы живем? ( ответы детей)

- Кто может назвать свой адрес? ( ответы детей)

- Вот видите дети, сколько в нашем городе улиц? (ответы детей)

 - Как можно назвать людей живущих в Угличе? ( ответы детей)

-Раз мы живем на Волге, как можно назвать? (волжане)

Дети, посмотрите, как красива Волга в разные времена года? (иллюстрации)

- Волга-это не только красивые берега. Это вода. А кому она нужна? (Ответы детей.)

- Верно, без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.

- А чем ещё богата река? (Ответы детей.)

- Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами.

- Какую вы знаете рыбу ,живущую в Волге? (ответы детей :вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь).

-  Давайте послушаем стихотворение «Река живёт» Г. Ладонщикова.

(Читают дети)

Посмотрите на реку

И кажется в ней

Нет ни малявок,                                                                                  

Ни окуней.

Только бежит

Голубая вода,

Петляя по лугу

Незнамо куда.

Но если поглубже

В неё заглянуть,

С маской и трубкой

Тихонько нырнуть,

Сразу увидишь,

Что это не так,

Здесь проживают

Лягушка и рак…

Река ведь не просто течёт,

Она интересной жизнью живёт.

 -А сейчас я предлагаю вам составить картинки речных рыб,  раздам конверты,работать будем по двое детей .

(Дети парами составляют разрезные картинки.)

-Молодцы, а теперь я загадаю вам загадки про этих рыб, у кого составлена эта отгадка, поднимите руку.( в конце ответа на экране изображения рыбы)  

Загадки.

1.На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)

 2. Вот стайка рыбок замерла,

У мелочи одна наука,

Сверкнув глазами приплыла

Скорее в тину! Это…… щука.

3. Краснопер, полосат, гроза любой реки,

В страхе разбегаются от него мальки,

Ох не любит котелок.

Этот шустрый ……окунек.

4.Он колючий, но не еж,

А речная рыба…. Ерш.

5. Скажем про него одно

Из песчинок любит дно,

 Иль не любит,

Он чудак, это рыба…судак.

6. Мы не умеем говорить,

об этом лучше не проси

в воде спокойно любим жить

мы волжские рыбы… лещи.

-Волга нам щедро дарит свои рыбные богатства, но относиться к ним надо бережно!

Ты хороша, река, весной

И осенью и в летний зной.

- Давайте лето вспоминать,

И нашу речку охранять!

- Ребята, как мы можем  охранять реку Волгу.

Правила поведения на реке.

  • Не бросать в воду мусор.
  • Не оставлять мусор на берегу.
  • Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом).
  • .Беречь воду.
  • Оберегать растения – не рвать  кувшинки и любые другие растения.
  • Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, черепах и других животных.

- Почему надо ее охранять? (ответы детей)

Иллюстрация «Правила поведения на реке» (как надо и как нельзя вести себя на берегу»)

3.Опыты с водой:

Посмотрите у меня банка с волжской водой.( спросить детей какая вода?)  Давайте представим, что водитель помыл  машину и в воду попало масло, что ребята накидали мусору в воду.

- Можно ли очистить грязную воду?

- Как это можно сделать?

 Изготовление фильтров:

- самый простой: вырезать круг из фильтровальной бумаги и вложить его в воронку;

- насыпать туда же уголь;

- ватный тампон

С каждым разом качество фильтра улучшается.

Видите ребята,как трудно очищать воду от грязи, масла, она не сразу становится чистой. Представьте как плохо живется речным обитателям в грязной воде.

 Волжская вода – наше богатство, которое надо беречь. Вода хоть и чистая течет дома в кранах, но пить можно только кипяченую воду.

Дети,  давайте вспомним,  как называется место, где Волга берет начало  город Углич расположен на Волге, в реке живет много рыбы, правила поведения на реке,  ка очистить грязную воду. Выставляю карточки схемы занятия, затем раздаю детям по рыбке и предлагаю подумать , что вам больше понравилось на занятии и туда поставить свою рыбку.

Дети. Мы с вами принесли подарок музею – коллективную аппликацию «Золотая рыбка» , мы подарим рыбку в музей и она будет экспонатом нашего музея.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.