Конспект НОД «Волга-матушка река»
Задачи:
- Дать представления детей о Волге, как главной реке страны;
- Продолжать знакомить детей с родным городом;
- Ввести в словарь детей выражение исток;
- Воспитывать любовь к природе родного края.
- Сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.
- Учить работать парами.
Занятие проводится в мини-музее «Волга –матушка»
Оборудование:
- карта-схема реки Волги, фотографии: исток Волги, разрезные картинки с изображением речных рыб;
- диск с записью песен» (Л.Зыкина «Течёт река», Л. Сенчиной «По камушкам» )
- оборудование для опытов: емкость для воды, фильтрованная бумага, уголь, речной песок. растительное масло, краски.
Предварительная работа: беседа с детьми о нашем городе, чтение « Сказ об истоке Волги», рассматривание иллюстраций о Волге, проведения занятия по ознакомлению с окружающим с использованием ИКТ «Мой город на Волге», изодеятельность «Речные рыбы», аппликация , лепка «Волшебная рыбка», экскурсия на Волгу.
Литература: «Сказ о реке Волге», стихи о Волге..
Ход занятия.
1. Звучит куплет и припев песни «Течёт река» в исполнении Л. Зыкиной.
«Обзорная по реке Волге» с помощью ИКТ.
- Дети, вы наверно уже догадались, что сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге.
- Вот здесь на Валдайской возвышенности она начинается с маленького родничка, который может перепрыгнуть зайчик и перешагнуть человек и затем становится большой полноводной рекой и протекает многие-многие километры, впадая в конце своего пути в Каспийское море. И где начинается Волга – это называется исток.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо
Русская народная река.
А сейчас давайте попробуем вообразить рождение реки.
Перевоплащение в образ под песню Л.Сенчиной «По камушкам».
- Мы все капельки родника. Скучно стало капелькам, и задумали они прогуляться по свету. Превратился родник в ручеёк. (Берёмся за руки) Соединился наш ручеёк с остальными и превратился в реку ( проходим змейкой)
2.Переходим к экспонатам музея « Вид города Углича и Волги»
- Как вы думаете почему Волгу называют великой? (ответы детей)
- По берегам реки издавна селились люди, так возникали города, так возник и наш город. на реке Волге.
- Как называется наш город, в котором мы живем? ( ответы детей)
- Кто может назвать свой адрес? ( ответы детей)
- Вот видите дети, сколько в нашем городе улиц? (ответы детей)
- Как можно назвать людей живущих в Угличе? ( ответы детей)
-Раз мы живем на Волге, как можно назвать? (волжане)
Дети, посмотрите, как красива Волга в разные времена года? (иллюстрации)
- Волга-это не только красивые берега. Это вода. А кому она нужна? (Ответы детей.)
- Верно, без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.
- А чем ещё богата река? (Ответы детей.)
- Конечно, рыбой. Волга всегда кормила и кормит людей своими богатствами.
- Какую вы знаете рыбу ,живущую в Волге? (ответы детей :вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом, щука, осётр, стерлядь).
- Давайте послушаем стихотворение «Река живёт» Г. Ладонщикова.
(Читают дети)
Посмотрите на реку
И кажется в ней
Нет ни малявок,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу
Незнамо куда.
Но если поглубже
В неё заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так,
Здесь проживают
Лягушка и рак…
Река ведь не просто течёт,
Она интересной жизнью живёт.
-А сейчас я предлагаю вам составить картинки речных рыб, раздам конверты,работать будем по двое детей .
(Дети парами составляют разрезные картинки.)
-Молодцы, а теперь я загадаю вам загадки про этих рыб, у кого составлена эта отгадка, поднимите руку.( в конце ответа на экране изображения рыбы)
Загадки.
1.На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)
2. Вот стайка рыбок замерла,
У мелочи одна наука,
Сверкнув глазами приплыла
Скорее в тину! Это…… щука.
3. Краснопер, полосат, гроза любой реки,
В страхе разбегаются от него мальки,
Ох не любит котелок.
Этот шустрый ……окунек.
4.Он колючий, но не еж,
А речная рыба…. Ерш.
5. Скажем про него одно
Из песчинок любит дно,
Иль не любит,
Он чудак, это рыба…судак.
6. Мы не умеем говорить,
об этом лучше не проси
в воде спокойно любим жить
мы волжские рыбы… лещи.
-Волга нам щедро дарит свои рыбные богатства, но относиться к ним надо бережно!
Ты хороша, река, весной
И осенью и в летний зной.
- Давайте лето вспоминать,
И нашу речку охранять!
- Ребята, как мы можем охранять реку Волгу.
Правила поведения на реке.
- Не бросать в воду мусор.
- Не оставлять мусор на берегу.
- Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды (некоторые их части смазаны машинным маслом).
- .Беречь воду.
- Оберегать растения – не рвать кувшинки и любые другие растения.
- Оберегать животных – не ловить раков, моллюсков, стрекоз, черепах и других животных.
- Почему надо ее охранять? (ответы детей)
Иллюстрация «Правила поведения на реке» (как надо и как нельзя вести себя на берегу»)
3.Опыты с водой:
Посмотрите у меня банка с волжской водой.( спросить детей какая вода?) Давайте представим, что водитель помыл машину и в воду попало масло, что ребята накидали мусору в воду.
- Можно ли очистить грязную воду?
- Как это можно сделать?
Изготовление фильтров:
- самый простой: вырезать круг из фильтровальной бумаги и вложить его в воронку;
- насыпать туда же уголь;
- ватный тампон
С каждым разом качество фильтра улучшается.
Видите ребята,как трудно очищать воду от грязи, масла, она не сразу становится чистой. Представьте как плохо живется речным обитателям в грязной воде.
Волжская вода – наше богатство, которое надо беречь. Вода хоть и чистая течет дома в кранах, но пить можно только кипяченую воду.
Дети, давайте вспомним, как называется место, где Волга берет начало город Углич расположен на Волге, в реке живет много рыбы, правила поведения на реке, ка очистить грязную воду. Выставляю карточки схемы занятия, затем раздаю детям по рыбке и предлагаю подумать , что вам больше понравилось на занятии и туда поставить свою рыбку.
Дети. Мы с вами принесли подарок музею – коллективную аппликацию «Золотая рыбка» , мы подарим рыбку в музей и она будет экспонатом нашего музея.