Конспект обобщающего урока «Споровые сосудистые растения» (Биология, 7 класс, УМК Н.И. Сонина)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя школа»
КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
«Споровые сосудистые растения»
Подготовила учитель биологии
Кутырева М.А.
Архангельское
Цель: обобщение и систематизация изученного материала.
Задачи: обобщить и систематизировать знания, учащихся об особенностях строения и размножения высших споровых растений; активизировать творческую деятельность учащихся; повысить интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: обобщающий.
Средства обучения: учебник; рабочая тетрадь; гербарные экземпляры высших сосудистых растений; рисунки, фотографии, таблицы с изображением схем строения высших сосудистых растений; таблицы с изображением жизненных циклов развития споровых сосудистых растений; компьютер; мультимедийная установка.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
— общую характеристику споровых сосудистых растений;
— основные отделы споровых сосудистых растений.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику высших споровых растений;
— характеризовать распространение высших споровых растений в различных климатических зонах Земли.
Метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
— сравнивать представителей споровых сосудистых растений со споровыми и на основе этого сравнения делать выводы;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей высших споровых растений;
— работать с учебником, тетрадью, дидактическими материалами.
Личностные результаты:
— развитие и формирование интереса к изучению природы;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей;
— развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
Характеристика основных видов деятельности учащихся:
— выделять существенные признаки споровых сосудистых растений;
— сравнивать представителей разных отделов высших споровых растений и на этой основе делать выводы;
— распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах.
Ход урока
I. Сообщение темы, задач урока и мотивация учебной деятельности
Учитель
Итак, мы с вами закончили изучение темы "Споровые сосудистые растения"
- Какие растения относятся к этой группе?
- Почему эти растения относят к споровым растениям?
- Но почему мы добавляем слово сосудистые растения?
Учитель
- Какова тема нашего урока?
- Как вы думаете, каковы задачи нашего урока?
Игра «Третий лишний»
На партах имеются гербарии споровых растений. Установите один лишний объект, дайте общее название двум оставшимся растениям.
Чтобы разобраться во многообразии растений, ученые создали специальную науку – систематику. Для установления сходства и родства в систематике введены таксоны.
Работа с оценочными листами
Задание № 1
Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.
Перечень таксонов:
1) царство Растения
2) класс Папоротниковидные
3) класс Моховидные
4) отдел Папоротникообразные
5) отдел Голосеменные
6) подцарство Низшие растения
Запишите номера выбранных таксонов. Ответ: 142
Учитель
Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании наличия органов – генеративных и вегетативных.
Работа с таблицей - фронтальная и парная работа.
Найдите плаун среди гербариев растений. Опишите особенности его строения. Данные занесите в таблицу.
Сравнительная характеристика споровых сосудистых растений
ПРИЗНАКИ |
СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ |
||
ПЛАУНЫ |
ХВОЩИ |
ПАПОРОТНИКИ |
|
Строение |
Стебель, листья, придаточные корни |
Членистый стебель, чешуевидные листья, корневище с придаточными корнями. |
Стебель в виде корневища с придаточными корнями, листья с верхушечным ростом |
Размножение |
Половое. Бесполое: |
Половое. Бесполое: |
|
Место обитания |
Влажные |
Влажные |
Влажные |
Учитель
Для закрепления знаний о строении хвощей используем задание из ОГЭ. Оценку не забывайте занести в оценочный лист.
Задание № 2
ХВОЩИ
Хвощи — это ___________ (А) растения, размножающиеся при участии ___________ (Б). В наших лесах встречается два вида побегов хвоща: ___________ (В), на котором развиваются споры, и ___________ (Г), похожий на маленькую зелёную ёлочку. Появление хвощей на полях — признак избыточного содержания кислот в почве.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) весенний
2) семейные
3) корневище
4) насекомое
5) летний
6) осенний
7) вода
8) споровые
А |
Б |
В |
Г |
8 |
7 |
1 |
5 |
Учитель
Есть ли сходство в строении представителей трех разных отделов?
Если есть, в чем оно заключается?
Какой вывод из этого можно сделать?
В чем состоят различия в строении плаунов, хвощей, папоротников?
- Какой вывод можно из этого сделать?
Вывод
В процессе развития растительного мира происходит усложнение в строении этих растений в ряду: плауны - хвощи – папоротники.
2. Черты сходства и различия в размножении и развитии хвощей, плаунов и папоротников.
Учитель
Жизненные циклы всех споровых в основном сходны - включают чередование различно устроенных поколений с доминирующим свободноживущим спорофитом.
Учитель предлагает одному ученику №1 составить на доске жизненный цикл папоротников, а ученику № составить рассказ.
Оценку не забывайте занести в оценочный лист.
После этого учитель организует обсуждение жизненных циклов по вопросам:
- Где обитают хвощи, плауны и папоротники?
- Существует ли связь между условиями обитания споровых сосудистых растений и их размножением?
- В чем она со стоит?
- В чем заключается сходство в размножении и развитии хвощей, плаунов и папоротников?
- Есть ли различия в размножении и развитии хвощей, плаунов и папоротников?
- Если есть, то в чем они состоят?
Вывод
Эволюция - необратимый процесс исторического (протекающего во времени) изменения (развития) живого мира, но ограничивающим фактором для них является отсутствие воды, поэтому они встречаются во влажных местах и в настоящее время не занимают господствующее положение.
II. Проверка знаний учащихся.
Учитель организует проверочную работу, предлагая ученикам задание.
Оценку не забывайте занести в оценочный лист.
Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений,
в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Плауновидные чаще всего встречаются в хвойных и смешанных лесах.
2. У плаунов с момента образования спорангия до высыпания зрелых спор проходит всего несколько дней (несколько месяцев или даже лет).
3. У хвощей хорошо развит подземный побег – корневище.
4. Ископаемые древовидные формы плаунов, хвощей и папоротников формировали леса в меловое период (каменноугольный период).
5. Из споры папоротника, когда она прорастает, формируется проросток (заросток).
6. Папоротники могут размножаться вегетативно.
Ответ 2,4,5
III. Подведение итогов урока.
Учитель
Мы с вами подробно проанализировали особенности строения и жизнедеятельности плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных, на основе всех выводов ответим на вопросы:
- На основании каких признаков все рассмотренные отделы относятся к споровым растениям?
- На основании каких особенностей строения представители всех изученных отделов отнесены к сосудистым растениям?
После обсуждения этих вопросов учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности хвощей, плаунов и папоротников к споровым сосудистым растениям.
Вывод:
Споровыми сосудистыми растениями называют плауны, хвощи, папоротники в первую очередь потому, что все они размножаются спорами. Во-вторых, они эффективную проводящую систему, которая решила проблему транспорта воды и органических веществ в сухопутных условиях.
IV. Домашнее задание. Повторить темы. Подготовиться к контрольной работе.
Дедушка ГуРу
Медведева Татьяна Александровна