12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Осипова Светлана Михайловна172 Россия, Удмуртская респ., c. Сюмси Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно - тематическое планирование по биологии, 7 класс
Всероссийский конкурс для учителей биологии, экологии, географии и краеведения на лучшее календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология» для 7 класса
Пояснительная записка
КТП линии УМК Сонин (7 класс) для основной школы составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
Фундаментального ядра содержания общего образования,
Примерной программы по биологии, 7 класс.
Учебник Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.
В КТП учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. .– М.: Дрофа, 2014.
Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс» / А. В. Марина, В. И. Сивоглазов.– М.: Дрофа, 2014.
Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. .– М.: Дрофа, 2014.
Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс.»/ Н. И. Сонин.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Электронное приложение к учебнику.
Основной целью биологии является обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 7 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.
Место биологии в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение курса биологии выделено 245 часов, в том числе в 7 классе - 34 (1 час в неделю).
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Учащийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
классифицировать биологические объекты (растения, бактерии, грибы) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности;
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, пере водить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
№ урока в течение года/№ урока в разделе | Тема урока | Тип урока | Цель урока | Основные виды учебной деятельности | Домашнее задание | |
Раздел I. От клетки до биосферы (3 часа) | ||||||
1/1 | Введение. Мир живых организмов | Вводный | способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов. | — определять предмет изучения биологии; — объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека; — соблюдать правила поведения в кабинете биологии. | С. 5 | |
2/2 | Причины многообразия живых организмов. Наследственность, изменчивость | продвинутая лекция. | начать знакомство учащихся с основными положениями учения Ч. Дарвина о происхождении видов. | — называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; — характеризовать роль наследственности, изменчивости в происхождении видов; — объяснять результаты эволюции; — работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации. | С. 9-10 до слов «Понимание происхождения...» | |
3/3 | Причины многообразия живых организмов. Борьба за существование и естественный отбор | продвинутая лекция. | продолжить знакомство учащихся с основными положениями учения Ч. Дарвина о происхождении видов. | — называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; — характеризовать роль борьбы за существование в происхождении видов; — объяснять результаты эволюции; — работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации. | С. 10-12 | |
Раздел II. Царство бактерии (4 часа). | ||||||
4/1 | Общая характеристика бактерий | Частично-поисковый | продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — выделять основные признаки бактерий; — давать общую характеристику прокариот; — определять значение внутриклеточных структур, сопоставлять его со структурными особенностями организации бактерий; — выполнять зарисовку различных форм бактериальных клеток. | С. 22 | |
5/2 | Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Лабораторная работа № 1 «Строение бактериальной клетки» | частично-поисковый. | продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, формы бактериальных клеток; — перечислять типы питания, дыхания бактерий разных групп; — сравнивать типы питания, дыхания бактерий разных групп; — описывать значение бактерий в биосфере. | С. 23-26 | |
6/3 | Подцарство Архебактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека | комбинированный | продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — раскрывать значение архебактерий в природе, жизни человека; — использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и их значении в природе и жизни человека. | С. 27 | |
7/4 | Подцарство Оксифотобактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека | Комбинированный | продолжить развитие знаний учащихся о классификации живых организмов на примере представителей царства Бактерии. | — раскрывать значение оксифотобактерий в природе, жизни человека; — использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и их значении в природе и жизни человека. | С. 28-29, вопросы в конце | |
Раздел III. Царство Грибы (5 часов) | ||||||
8/1 | Царство Грибы. Происхождение и эволюция грибов | проблемный. | продолжить формирование по знавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — характеризовать современные представления о происхождении грибов; — выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов. | С. 31-32 (до слов«Отличительный признак грибов...»). | |
9/2 | Основные черты организации многоклеточных грибов | урок-исследование. | продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов; — распознавать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы; — давать определения понятия «грибы-паразиты». | С. 32-36 (до слов «В царство грибов...»). | |
10/3 | Лабораторная работа № 2 «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей» | урок-исследование. | продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообра зия живых организмов, населяющих планету. | — готовить микропрепараты и изучать под микроскопом строение мукора и дрожжей; — проводить сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями. | С. 36-37 | |
11/4 | Общая характеристика лишайников | урок-исследование. | продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению органического мира. | — характеризовать форму взаимодействия организмов — симбиоз; — проводить общую характеристику лишайников. | С. 43-45 | |
12/5 | Особенности жизнедеятельности лишайников | комбинированный | продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению органического мира. | — анализировать строение кустистых, накипных, листоватых лишайников; — распознавать лишайники на таблицах и в природе; — оценивать экологическую роль лишайников; — составлять план-конспект сообщения по теме «Лишайники». | С. 45-46 | |
Раздел IV. Царство Растения (17 часов). | ||||||
13/1 | Общая характеристика водорослей как древнейшей группы растений. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение водорослей» | лабораторный. | продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — иметь представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей; — давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | С. 52-54 до слов «Размножение водорослей». | |
14/2 | Особенности размножения и развития водорослей | комбинированный. | продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | С. 54-57 | |
15/3 | Многообразие водорослей. | комбинированный | продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — получить представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей; — давать общую характеристику отдельных представителей водорослей; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | С.58 - 63 | |
16/4 | Отдел Моховидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение мхов» | лабораторный. | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения. | — давать общую характеристику мхов; — распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей моховидных; — характеризовать распространение и экологическое значение мхов; — зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла моховидных; — объяснять значение мхов в природе и жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | С. 64-68 | |
17/5 | Споровые сосудистые растения. Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения | урок-исследование. | продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — выделять существенные признаки высших споровых растений; — распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах. | С. 69-73 | |
18/6 | Отдел Хвощевидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение спороносящего хвоща» | комбинированный. | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения. | — давать общую характеристику хвощей; — распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей хвощевидных; — характеризовать распространение и экологическое значение хвощей; — зарисовывать в тетрадях схемы жизненного цикла хвощевидных; — объяснять значение хвощей в природе и жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; — составлять план-конспект темы «Хвощевидные». | С.73-77 | |
19/7 | Отдел Папоротниковидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа № 6 «Внешнее и внутреннее строение папоротников» | лабораторный. | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения. | — давать общую характеристику папоротников; — распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников; — характеризовать распространение и экологическое значение папоротников; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; — составлять план-конспект темы «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников». | С. 78-81 | |
20/8 | Происхождение и особенности строения голосеменных растений | продвинутая лекция. | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения. | — давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; — получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; — описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; — характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; — обосновывать значение голосеменных в жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; — составлять краткий конспект урока; — работать в группах. | С. 81-85. | |
21/9 | Многообразие голосеменных растений. | комбинированный | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей отдела Голосеменные растения | — давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; — описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; — обосновывать значение голосеменных в жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; | С. 86-87 | |
22/10 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений | комбинированный. | продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. | — иметь представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений; — давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; — получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; — описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — характеризовать жизненные формы растений. | С. 88-92. От веть те на воп росы 1—6 в кон це статьи. | |
23/11 | Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Крестоцветные. | лабораторный. | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей отдела Покрытосеменные растения. | — описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Крестоцветные на гербарном материале и таблицах; — объяснять значение крестоцветных в природе и жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | С. 94-96 | |
24/12 | Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Розоцветные. | лабораторный. | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения. | — описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — выявлять черты сходства и различия в строении представителей семейства Розоцветные на гербарном материале и таблицах; — объяснять значение розоцветных в природе и жизни человека; — готовиться к устному выступлению с презентацией; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | С.96-98 Напишите RAFT по этой теме. | |
25/13 | Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Пасленовые. | лабораторный. | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения. | — описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; — выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Пасленовые на гербарном материале и таблицах; — объяснять значение пасленовых в природе и жизни человека; — готовиться к устному выступлению с презентацией; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. | С. 98 -101 | |
26/14 | Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Злаковые. | проблемно-лабораторный. | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей отдела Покрытосеменные растения. | — описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; — выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Злаковые на гербарном материале и таблицах; — объяснять значение злаков в природе и жизни человека; — готовиться к устному выступлению с презентацией; — составлять таблицу «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные растения». | С. 105-107 | |
27/15 | Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Лилейные. | лабораторный. | продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения. | — описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Лилейные на гербарном материале и таблицах; — готовиться к устному выступлению с презентацией; — объяснять значение лилейных в природе и жизни человека. | С. 108-110 | |
28/16 | Многообразие, распространение покрытосеменных растений, их значение в природе и жизни человека | самостоятельное добывание знаний. | продолжить знакомство учащихся с многообразием покрытосеменных растений. | — объяснять значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. | С. 110-113. | |
29/17 | Обобщающий урок по теме «Царство растения» | обобщающий. | обобщение и систематизация изученного материала. | |||
Раздел V. Растения и окружающая среда (5 часов). | ||||||
30/1 | Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов | комбинирован ный. | продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению царства Растения. | — давать определение понятия «фитоценоз»; — характеризовать различные фитоценозы. | С. 113-118 | |
31/2 | Значение растений в жизни планеты | самостоятельное добывание знаний. | расширение познавательного интереса к изучению растительных организмов. | — объяснять экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы; — работа в малых группах. | С. 118-121 | |
32/3 | Итоговая контрольная работа | Контрольная работа | Обобщить и систематизировать знания по курсу «Биология. Живой организм» | - Выполнять КР | ||
33/4 | Охрана растений | комбинированный | продолжить формирование познавательного интереса к изучению растений. | — составлять план урока; — готовить устное сообщение. | С. 121-125 | |
34/5 | Законодательство в области охраны растений. Разработка схем охраны растений на пришкольной территории | комбинированный | показать значение охраны растительного и животного мира для сохранения целостности природных сообществ. | — готовить устное сообщение. |
Учитель имеет право на корректировку домашнего задания в течение учебного года в зависимости от степени усвоения программного материала обучающимися.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Натуральные объекты
наборы микропрепаратов: по разделу «Ботаника»;
живые комнатные растения;
гербарий «Основные отделы растений»;
гербарий «Морфология растений»; гербарий «Классификация покрытосеменных»;
гербарий лишайников местных видов;
коллекция «Шишки голосеменных»;
коллекция «Плоды и семена»;
плодовые тела гриба- трутовика;
отпечатки ископаемых растений;
Интернет-ресурсы
http://school-
biology-