12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Светлана Михайловна172
Россия, Удмуртская респ., c. Сюмси

Всероссийский конкурс для учителей биологии, экологии, географии и краеведения на лучшее календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология» для 7 класса

Пояснительная записка

КТП линии УМК Сонин (7 клас­с) для основной школы составлена на основе:

Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования,

Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,

Фундаментального ядра содержания общего образования,

Примерной программы по биологии, 7 класс.

Учебник Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.

В КТП учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России, Программы развития и формирова­ния универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу для са­моразвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. .– М.: Дрофа, 2014.

Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс» / А. В. Марина, В. И. Сивоглазов.– М.: Дрофа, 2014.

Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. .– М.: Дрофа, 2014.

Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс.»/ Н. И. Сонин.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

Электронное приложение к учебнику.

Основной целью биологии является обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся  7 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

         В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать  в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.

Место биологии в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение курса биологии выделено 245 часов, в том числе в 7 классе - 34 (1 час в неделю).

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

Учащийся научится:

выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

классифицировать биологические объекты (растения, бактерии, грибы) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологи­ческих объектов;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности ор­ганизмов к среде обитания;

различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биоло­гические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (растения, бакте­рии, грибы), процессы жизнедеятельности;

делать выводы и умоза­ключения на основе сравнения;

устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описы­вать биологические объекты и процессы;

ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, спра­вочниках, интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, пере­ водить из одной формы в другую;

основам исследовательской и проектной деятельности по изуче­нию организмов различных царств живой природы, включая уме­ния формулировать задачи, представлять работу на защиту и защи­щать ее;

использовать приемы оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; ра­боты с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;

ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отно­шению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоцио­нально-ценностное отношение к объектам живой природы);

осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;

выбирать целевые и смысловые установки в своих дей­ствиях и поступках по отношению к живой природе;

создавать собственные письменные и устные сообщения о расте­ниях, бактериях и грибах на основе нескольких источ­ников информации, сопровождать выступление презентацией, учи­тывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельно­сти растений, животных, грибов и бактерий, планировать совмест­ную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

урока в течение года/№ урока в разделе

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

Раздел I. От клетки до биосферы (3 часа)

1/1

Введение. Мир живых организмов

Вводный

способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов.

определять предмет изучения биологии;

объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека;

соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

С. 5

2/2

Причины многообразия живых организмов. Наследственность, изменчивость

продвинутая лекция.

начать знакомство учащихся с основными положениями учения Ч. Дарвина о происхождении видов.

называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;

характеризовать роль наследственности, изменчивости в происхождении видов;

объяснять результаты эволюции;

работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации.

С. 9-10 до слов «Понимание происхождения...»

3/3

Причины многообразия живых организмов. Борьба за существование и естественный отбор

продвинутая лекция.

продолжить знакомство учащихся с основными положениями учения Ч.  Дарвина о происхождении видов.

называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;

характеризовать роль борьбы за существование в происхождении видов;

объяснять результаты эволюции;

работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации.

С. 10-12

Раздел II. Царство бактерии (4 часа).

4/1

Общая характеристика бактерий

Частично-поисковый

продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

выделять основные признаки бактерий;

давать общую характеристику прокариот;

определять значение внутриклеточных структур, сопоставлять его со структурными особенностями организации бактерий;

выполнять зарисовку различных форм бактериальных клеток.

С. 22

5/2

Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Лабораторная работа № 1 «Строение бактериальной клетки»

частично-поисковый.

продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, формы бактериальных клеток;

перечислять типы питания, дыхания бактерий разных групп;

сравнивать типы питания, дыхания бактерий разных групп;

описывать значение бактерий в биосфере.

С. 23-26

6/3

Подцарство Архебактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека

комбинированный

продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

раскрывать значение архебактерий в природе, жизни человека;

использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и их значении в природе и жизни человека.

С. 27

7/4

Подцарство Оксифотобактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека

Комбинированный

продолжить развитие знаний учащихся о классификации живых организмов на примере представителей царства Бактерии.

раскрывать значение оксифотобактерий в природе, жизни человека;

использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и их значении в природе и жизни человека.

С. 28-29, вопросы в конце

Раздел III. Царство Грибы (5 часов)

8/1

Царство Грибы. Происхождение и эволюция грибов

проблемный.

продолжить формирование по знавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

характеризовать современные представления о происхождении грибов;

выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

С. 31-32 (до слов«Отличительный признак грибов...»).

9/2

Основные черты организации многоклеточных грибов

урок-исследование.

продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов;

распознавать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы;

давать определения понятия «грибы-паразиты».

С. 32-36 (до слов «В царство грибов...»).

10/3

Лабораторная работа № 2 «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей»

урок-исследование.

продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообра зия живых организмов, населяющих планету.

готовить микропрепараты и изучать под микроскопом строение мукора и дрожжей;

проводить сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями.

С. 36-37

11/4

Общая характеристика лишайников

урок-исследование.

продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению органического мира.

характеризовать форму взаимодействия организмов — симбиоз;

проводить общую характеристику лишайников.

С. 43-45

12/5

Особенности жизнедеятельности лишайников

комбинированный

продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению органического мира.

анализировать строение кустистых, накипных, листоватых лишайников;

распознавать лишайники на таблицах и в природе;

оценивать экологическую роль лишайников; — составлять план-конспект сообщения по теме «Лишайники».

С. 45-46

Раздел IV. Царство Растения (17 часов).

13/1

Общая характеристика водорослей как древнейшей группы растений. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение водорослей»

лабораторный.

продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

иметь представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей; — давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.

С. 52-54 до слов «Размножение водорослей».

14/2

Особенности размножения и развития водорослей

комбинированный.

продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.

С. 54-57

15/3

Многообразие водорослей.

комбинированный

продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

получить представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей;

давать общую характеристику отдельных представителей водорослей;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.

С.58 - 63

16/4

Отдел Моховидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение мхов»

лабораторный.

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения.

давать общую характеристику мхов;

распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей моховидных;

характеризовать распространение и экологическое значение мхов;

зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла моховидных;

объяснять значение мхов в природе и жизни человека;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.

С. 64-68

17/5

Споровые сосудистые растения. Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения

урок-исследование.

продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

выделять существенные признаки высших споровых растений;

распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах.

С. 69-73

18/6

Отдел Хвощевидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение спороносящего хвоща»

комбинированный.

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения.

давать общую характеристику хвощей;

распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей хвощевидных;

характеризовать распространение и экологическое значение хвощей;

зарисовывать в тетрадях схемы жизненного цикла хвощевидных;

объяснять значение хвощей в природе и жизни человека;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

составлять план-конспект темы «Хвощевидные».

С.73-77

19/7

Отдел Папоротниковидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа № 6 «Внешнее и внутреннее строение папоротников»

лабораторный.

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения.

давать общую характеристику папоротников; — распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников;

характеризовать распространение и экологическое значение папоротников;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

составлять план-конспект темы «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников».

С. 78-81

20/8

Происхождение и особенности строения голосеменных растений

продвинутая лекция.

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения.

давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений;

описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы;

характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных;

обосновывать значение голосеменных в жизни человека;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

составлять краткий конспект урока;

работать в группах.

С. 81-85.

21/9

Многообразие голосеменных растений.

комбинированный

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей отдела Голосеменные растения

давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных;

обосновывать значение голосеменных в жизни человека;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой;

С. 86-87

22/10

Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений

комбинированный.

продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету.

иметь представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений;

давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление;

получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений;

описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

характеризовать жизненные формы растений.

С. 88-92. От веть те на воп росы 1—6 в кон це статьи.

23/11

Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Крестоцветные.

лабораторный.

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей отдела Покрытосеменные растения.

описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Крестоцветные на гербарном материале и таблицах;

объяснять значение крестоцветных в природе и жизни человека;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.

С. 94-96

24/12

Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Розоцветные.

лабораторный.

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения.

описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

выявлять черты сходства и различия в строении представителей семейства Розоцветные на гербарном материале и таблицах;

объяснять значение розоцветных в природе и жизни человека;

готовиться к устному выступлению с презентацией;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.

С.96-98 Напишите RAFT по этой теме.

25/13

Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Пасленовые.

лабораторный.

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения.

описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы;

выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Пасленовые на гербарном материале и таблицах;

объяснять значение пасленовых в природе и жизни человека;

готовиться к устному выступлению с презентацией;

обсуждать демонстрации, предусмотренные программой.

С. 98 -101

26/14

Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Злаковые.

проблемно-лабораторный.

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей отдела Покрытосеменные растения.

описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы;

выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Злаковые на гербарном материале и таблицах;

объяснять значение злаков в природе и жизни человека;

готовиться к устному выступлению с презентацией;

составлять таблицу «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные растения».

С. 105-107

27/15

Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Лилейные.

лабораторный.

продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения.

описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры;

выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Лилейные на гербарном материале и таблицах;

готовиться к устному выступлению с презентацией;

объяснять значение лилейных в природе и жизни человека.

С. 108-110

28/16

Многообразие, распространение покрытосеменных растений, их значение в природе и жизни человека

самостоятельное добывание знаний.

продолжить знакомство учащихся с многообразием покрытосеменных растений.

объяснять значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

С. 110-113.

29/17

Обобщающий урок по теме «Царство растения»

обобщающий.

обобщение и систематизация изученного материала.

   

Раздел V. Растения и окружающая среда (5 часов).

30/1

Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

комбинирован ный.

продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению царства Растения.

давать определение понятия «фитоценоз»; — характеризовать различные фитоценозы.

С. 113-118

31/2

Значение растений в жизни планеты

самостоятельное добывание знаний.

расширение познавательного интереса к изучению растительных организмов.

объяснять экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы;

работа в малых группах.

С. 118-121

32/3

Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

Обобщить и систематизировать знания по курсу «Биология. Живой организм»

- Выполнять КР

 

33/4

Охрана растений

комбинированный

продолжить формирование познавательного интереса к изучению растений.

составлять план урока;

готовить устное сообщение.

С. 121-125

34/5

Законодательство в области охраны растений. Разработка схем охраны растений на пришкольной территории

комбинированный

показать значение охраны растительного и животного мира для сохранения целостности природных сообществ.

готовить устное сообщение.

 

Учитель имеет право на корректировку домашнего задания в течение учебного года в зависимости от степени усвоения программного материала обучающимися.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Натуральные объекты

наборы микропрепаратов: по разделу «Ботаника»;

живые комнатные растения;

гербарий «Основные отделы растений»;

гербарий «Морфология растений»; гербарий «Классификация покрытосеменных»;

гербарий лишайников местных видов;

коллекция «Шишки голосеменных»;

коллекция «Плоды и семена»;

плодовые тела гриба- трутовика;

отпечатки ископаемых растений;

Интернет-ресурсы

http://school- collection.edu.ru /) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

http://www.fcior.edu.ru /

www.bio.1september.ru  – газета «Биология».

www.bio.nature.ru  – научные новости биологии.

www.edios.ru  – Эйдос – центр дистанционного образования.

www.km.ru/education  - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://video.edu-lib.net  – учебные фильмы.

biology- online.ru

youtube.com

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.