Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология» для 7 класса (УМК Н.И. Сонина)
Всероссийский конкурс для учителей биологии, экологии, географии и краеведения на лучшее календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология» для 7 класса
Пояснительная записка
КТП линии УМК Сонин (7 класс) для основной школы составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
Фундаментального ядра содержания общего образования,
Примерной программы по биологии, 7 класс.
Учебник Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. – М.: Дрофа, 2015.
В КТП учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс. .– М.: Дрофа, 2014.
Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, В. Б. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс» / А. В. Марина, В. И. Сивоглазов.– М.: Дрофа, 2014.
Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. .– М.: Дрофа, 2014.
Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс.»/ Н. И. Сонин.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Электронное приложение к учебнику.
Основной целью биологии является обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.
Курс для учащихся 7 классов реализует следующие задачи:
- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
В основу данного курса положен системно - деятельностный подход.
Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.
Место биологии в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение курса биологии выделено 245 часов, в том числе в 7 классе - 34 (1 час в неделю).
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Учащийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
классифицировать биологические объекты (растения, бактерии, грибы) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности;
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, пере водить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
использовать приемы оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
№ урока в течение года/№ урока в разделе |
Тема урока |
Тип урока |
Цель урока |
Основные виды учебной деятельности |
Домашнее задание |
|
Раздел I. От клетки до биосферы (3 часа) |
||||||
1/1 |
Введение. Мир живых организмов |
Вводный |
способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов. |
— определять предмет изучения биологии; — объяснять значение биологии и живых организмов в жизни человека; — соблюдать правила поведения в кабинете биологии. |
С. 5 |
|
2/2 |
Причины многообразия живых организмов. Наследственность, изменчивость |
продвинутая лекция. |
начать знакомство учащихся с основными положениями учения Ч. Дарвина о происхождении видов. |
— называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; — характеризовать роль наследственности, изменчивости в происхождении видов; — объяснять результаты эволюции; — работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации. |
С. 9-10 до слов «Понимание происхождения...» |
|
3/3 |
Причины многообразия живых организмов. Борьба за существование и естественный отбор |
продвинутая лекция. |
продолжить знакомство учащихся с основными положениями учения Ч. Дарвина о происхождении видов. |
— называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; — характеризовать роль борьбы за существование в происхождении видов; — объяснять результаты эволюции; — работать в группе при анализе и обсуждении текста продвинутой лекции, работать с различными источниками информации. |
С. 10-12 |
|
Раздел II. Царство бактерии (4 часа). |
||||||
4/1 |
Общая характеристика бактерий |
Частично-поисковый |
продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— выделять основные признаки бактерий; — давать общую характеристику прокариот; — определять значение внутриклеточных структур, сопоставлять его со структурными особенностями организации бактерий; — выполнять зарисовку различных форм бактериальных клеток. |
С. 22 |
|
5/2 |
Особенности строения и жизнедеятельности бактерий. Лабораторная работа № 1 «Строение бактериальной клетки» |
частично-поисковый. |
продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактерий, формы бактериальных клеток; — перечислять типы питания, дыхания бактерий разных групп; — сравнивать типы питания, дыхания бактерий разных групп; — описывать значение бактерий в биосфере. |
С. 23-26 |
|
6/3 |
Подцарство Архебактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека |
комбинированный |
продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— раскрывать значение архебактерий в природе, жизни человека; — использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и их значении в природе и жизни человека. |
С. 27 |
|
7/4 |
Подцарство Оксифотобактерии: особенности строения, значение в природе и жизни человека |
Комбинированный |
продолжить развитие знаний учащихся о классификации живых организмов на примере представителей царства Бактерии. |
— раскрывать значение оксифотобактерий в природе, жизни человека; — использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии бактерий и их значении в природе и жизни человека. |
С. 28-29, вопросы в конце |
|
Раздел III. Царство Грибы (5 часов) |
||||||
8/1 |
Царство Грибы. Происхождение и эволюция грибов |
проблемный. |
продолжить формирование по знавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— характеризовать современные представления о происхождении грибов; — выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов. |
С. 31-32 (до слов«Отличительный признак грибов...»). |
|
9/2 |
Основные черты организации многоклеточных грибов |
урок-исследование. |
продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— выделять основные признаки строения и жизнедеятельности грибов; — распознавать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы; — давать определения понятия «грибы-паразиты». |
С. 32-36 (до слов «В царство грибов...»). |
|
10/3 |
Лабораторная работа № 2 «Строение плесневого гриба мукора и дрожжей» |
урок-исследование. |
продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообра зия живых организмов, населяющих планету. |
— готовить микропрепараты и изучать под микроскопом строение мукора и дрожжей; — проводить сопоставление увиденного под микроскопом с приведенными в учебнике изображениями. |
С. 36-37 |
|
11/4 |
Общая характеристика лишайников |
урок-исследование. |
продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению органического мира. |
— характеризовать форму взаимодействия организмов — симбиоз; — проводить общую характеристику лишайников. |
С. 43-45 |
|
12/5 |
Особенности жизнедеятельности лишайников |
комбинированный |
продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению органического мира. |
— анализировать строение кустистых, накипных, листоватых лишайников; — распознавать лишайники на таблицах и в природе; — оценивать экологическую роль лишайников; — составлять план-конспект сообщения по теме «Лишайники». |
С. 45-46 |
|
Раздел IV. Царство Растения (17 часов). |
||||||
13/1 |
Общая характеристика водорослей как древнейшей группы растений. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение водорослей» |
лабораторный. |
продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— иметь представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей; — давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. |
С. 52-54 до слов «Размножение водорослей». |
|
14/2 |
Особенности размножения и развития водорослей |
комбинированный. |
продолжить формирование познавательного интереса учащихся к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— давать общую характеристику водорослей, их отдельных представителей; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. |
С. 54-57 |
|
15/3 |
Многообразие водорослей. |
комбинированный |
продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— получить представление о возникновении одноклеточных и многоклеточных водорослей; — давать общую характеристику отдельных представителей водорослей; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. |
С.58 - 63 |
|
16/4 |
Отдел Моховидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение мхов» |
лабораторный. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения. |
— давать общую характеристику мхов; — распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей моховидных; — характеризовать распространение и экологическое значение мхов; — зарисовывать в тетрадях схему жизненного цикла моховидных; — объяснять значение мхов в природе и жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. |
С. 64-68 |
|
17/5 |
Споровые сосудистые растения. Отдел Плауновидные: особенности строения и размножения |
урок-исследование. |
продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— выделять существенные признаки высших споровых растений; — распознавать представителей высших споровых растений на таблицах и гербарных экземплярах. |
С. 69-73 |
|
18/6 |
Отдел Хвощевидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение спороносящего хвоща» |
комбинированный. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения. |
— давать общую характеристику хвощей; — распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей хвощевидных; — характеризовать распространение и экологическое значение хвощей; — зарисовывать в тетрадях схемы жизненного цикла хвощевидных; — объяснять значение хвощей в природе и жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; — составлять план-конспект темы «Хвощевидные». |
С.73-77 |
|
19/7 |
Отдел Папоротниковидные: особенности строения и размножения. Лабораторная работа № 6 «Внешнее и внутреннее строение папоротников» |
лабораторный. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения. |
— давать общую характеристику папоротников; — распознавать на гербарных экземплярах и таблицах различных представителей папоротников; — характеризовать распространение и экологическое значение папоротников; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; — составлять план-конспект темы «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников». |
С. 78-81 |
|
20/8 |
Происхождение и особенности строения голосеменных растений |
продвинутая лекция. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей царства Растения. |
— давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; — получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; — описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; — характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; — обосновывать значение голосеменных в жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; — составлять краткий конспект урока; — работать в группах. |
С. 81-85. |
|
21/9 |
Многообразие голосеменных растений. |
комбинированный |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей отдела Голосеменные растения |
— давать общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; — описывать представителей голосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — характеризовать распространение и экологическое значение голосеменных; — обосновывать значение голосеменных в жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой; |
С. 86-87 |
|
22/10 |
Происхождение и особенности строения покрытосеменных растений |
комбинированный. |
продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению многообразия живых организмов, населяющих планету. |
— иметь представление о современных научных взглядах на возникновение покрытосеменных растений; — давать общую характеристику покрытосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление; — получать представления о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений; — описывать представителей покрытосеменных, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — характеризовать жизненные формы растений. |
С. 88-92. От веть те на воп росы 1—6 в кон це статьи. |
|
23/11 |
Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Крестоцветные. |
лабораторный. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей отдела Покрытосеменные растения. |
— описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Крестоцветные на гербарном материале и таблицах; — объяснять значение крестоцветных в природе и жизни человека; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. |
С. 94-96 |
|
24/12 |
Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Розоцветные. |
лабораторный. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения. |
— описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — выявлять черты сходства и различия в строении представителей семейства Розоцветные на гербарном материале и таблицах; — объяснять значение розоцветных в природе и жизни человека; — готовиться к устному выступлению с презентацией; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. |
С.96-98 Напишите RAFT по этой теме. |
|
25/13 |
Класс Двудольные: характерные особенности растений семейства Пасленовые. |
лабораторный. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения. |
— описывать представителей разных семейств класса Двудольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; — выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Пасленовые на гербарном материале и таблицах; — объяснять значение пасленовых в природе и жизни человека; — готовиться к устному выступлению с презентацией; — обсуждать демонстрации, предусмотренные программой. |
С. 98 -101 |
|
26/14 |
Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Злаковые. |
проблемно-лабораторный. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей отдела Покрытосеменные растения. |
— описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы; — выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Злаковые на гербарном материале и таблицах; — объяснять значение злаков в природе и жизни человека; — готовиться к устному выступлению с презентацией; — составлять таблицу «Сравнительная характеристика классов Однодольные и Двудольные растения». |
С. 105-107 |
|
27/15 |
Класс Однодольные: характерные признаки растений семейства Лилейные. |
лабораторный. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения. |
— описывать представителей разных семейств класса Однодольные отдела Покрытосеменные растения, используя живые объекты, таблицы и гербарные экземпляры; — выявлять черты сходства и различия в строении различных представителей семейства Лилейные на гербарном материале и таблицах; — готовиться к устному выступлению с презентацией; — объяснять значение лилейных в природе и жизни человека. |
С. 108-110 |
|
28/16 |
Многообразие, распространение покрытосеменных растений, их значение в природе и жизни человека |
самостоятельное добывание знаний. |
продолжить знакомство учащихся с многообразием покрытосеменных растений. |
— объяснять значение покрытосеменных растений в природе и жизни человека. |
С. 110-113. |
|
29/17 |
Обобщающий урок по теме «Царство растения» |
обобщающий. |
обобщение и систематизация изученного материала. |
|||
Раздел V. Растения и окружающая среда (5 часов). |
||||||
30/1 |
Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов |
комбинирован ный. |
продолжить формирование у учащихся познавательного интереса к изучению царства Растения. |
— давать определение понятия «фитоценоз»; — характеризовать различные фитоценозы. |
С. 113-118 |
|
31/2 |
Значение растений в жизни планеты |
самостоятельное добывание знаний. |
расширение познавательного интереса к изучению растительных организмов. |
— объяснять экологическую роль растений, их значение как первичных продуцентов органической биомассы; — работа в малых группах. |
С. 118-121 |
|
32/3 |
Итоговая контрольная работа |
Контрольная работа |
Обобщить и систематизировать знания по курсу «Биология. Живой организм» |
- Выполнять КР |
||
33/4 |
Охрана растений |
комбинированный |
продолжить формирование познавательного интереса к изучению растений. |
— составлять план урока; — готовить устное сообщение. |
С. 121-125 |
|
34/5 |
Законодательство в области охраны растений. Разработка схем охраны растений на пришкольной территории |
комбинированный |
показать значение охраны растительного и животного мира для сохранения целостности природных сообществ. |
— готовить устное сообщение. |
Учитель имеет право на корректировку домашнего задания в течение учебного года в зависимости от степени усвоения программного материала обучающимися.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Натуральные объекты
наборы микропрепаратов: по разделу «Ботаника»;
живые комнатные растения;
гербарий «Основные отделы растений»;
гербарий «Морфология растений»; гербарий «Классификация покрытосеменных»;
гербарий лишайников местных видов;
коллекция «Шишки голосеменных»;
коллекция «Плоды и семена»;
плодовые тела гриба- трутовика;
отпечатки ископаемых растений;
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
http://www.fcior.edu.ru/
www.bio.1september.ru – газета «Биология».
www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.
biology-online.ru
youtube.com