12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Надежда Юрьевна56
Россия, Смоленская обл., с.Печерск Смоленского района

МБДОУ детский сад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области



Конспект ОД в старшей группе


«Такие разные ткани»


Воспитатель Иванова Н.Ю.


Презентация "Такие разные ткани"
PPTX / 13.13 Мб

Цель: ознакомление со свойствами тканей в старшей группе.

Задачи: дать детям представление о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из шерсти, ситца, болоньи, льна, шёлка);опытным путем определить свойства тканей (способность пропускать воду, прочность, смятие).

Материал: образцы тканей для каждого ребёнка: ситец, льняная и шерстяная ткани, болонья, шёлк, листы бумаги, бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги. Презентация. Реквизиты для опыта (тарелочки, ёмкости с водой, ложечки)

Предшествующая работа: чтение сказки «Иголочка», о тутовом шелкопряде, чтение сказки. А. Коновалова «Волшебная коробочка», рассматривание образцов тканей.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и встают в круг.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Сегодня утром почтальон принёс нам письмо от детей из другого детского сада. Они прислали нам в подарок свою любимую куклу Таню и красивую одежду для неё. Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды?

Предполагаемые ответы:

Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице.

Воспитатель: А зачем люди носят одежду?

Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на экран

(Слайд1)

Сначала познакомимся со льном (Слайды2-7)

Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его срезают, раскладывают на земле и немного ждут, пока подсохнет. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань. Скажите, что шьют из льняных тканей?

Слайд 8.

Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду.

Слайд 9. У льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом. На нём художники пишут свои картины.

Перед вами образцы тканей, найдите среди них льняную ткань. Опишите какая она? Попробуйте её смять, разорвать. Отзывы детей.

Молодцы.

Продолжаем просмотр. Следующее растение, которое помогает человеку – это хлопчатник. Слайды 10-14.

Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле хлопчато - уборочный комбайн или вручную собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.

Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.

Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются?

Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань.

Теперь немного отдохнём и сделаем гимнастику для глаз.

Слайд 15.

Слайд 16.

Наверно, я по ошибке вставила эту картинку. Как вы, ребята, думаете?

Нет, из шерсти овец также делают ткань.

Слайд 17 Овец на пастбище стригут и отравляют шерсть на прядильную фабрику, где получают шерстяную ткань или нитки, из которых шьют и вяжут теплые вещи.

Найдите, пожалуйста, в ваших образцах шерстяную ткань. Какая она на ощупь, что можете о ней сказать. Ответы детей.

Слайд 18-20

Следующая ткань- шёлк. Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку, гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику. Из шёлка получается очень красивые, яркие ткани, из которых шьют одежду, платки, даже делают украшения.

Теперь рассмотрим образец шёлка. Какой он? Блестящий, гладкий. Сейчас немного отдохнём и снова опыт проведём.

Физминутка.

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки, вправо – влево наклонились

И ещё раз повторили

А теперь рывки руками выполняем вместе с вами

Руки вверх и руки вниз

Ты давай-ка не ленись. На одной ноге стою

А другую подогну

А теперь попеременно буду поднимать колени

Отдохнули, посвежели. За столы тихонько сели.


Ребята, положите перед собой ситец, шерсть и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? Эти ткани промокли. Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.

Ребята, намочите образцы из шёлка. Что с ними произошло? Шёлк также намокает воду. Эти ткани хорошо впитывают влагу. Скажите, пожалуйста, всегда ли это удобно?

Нет. В дождь и снег намокает одежда из таких тканей.

Правильно. Поэтому человек придумал непромокаемую ткань. Нити этой ткани не встречаются в природе.

Слайд 21-23

Название ткани пришло из Италии. Впервые её стали изготавливать в городе Болонь.  Болоньевая ткань — это синтетический материал. Основа – нейлоновое полотно. Его обрабатывают специальными составами в четыре этапа, чтобы получившаяся ткань не пропускала влагу и приобрела другие необходимые свойства.

Какую одежду можно сшить из болоньи? Куртки, штаны, сумки, зонты. Правильно. Рассмотрите свой образец болоньевой ткани. Как он себя ведет при попадании на него воды?

Вода так и остается, не впитывается.

Молодцы.

Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладьте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Ткань прочная, а бумага нет. Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите? Бумага размокает и рвётся, а мокрую ткань можно высушить.

Ребята, обратите внимание. Наряды у куклы Тани бумажные, можно ли носить такую одежду?

Такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани.

Итак, давайте подведем итоги нашего занятия. Какие виды тканей вы узнали? Из чего их делают? Какими свойствами они обладают? Очень хорошо. Понравилось вам занятие? Существует еще много видов тканей и других материалов о свойствах которых мы с вами будем узнавать, проводя различные опыты эксперименты.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.