12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Людмила Олеговна402
Россия, Москва, Москва
1

Конспект занятия по развитию экологических представлений «Такие разные насекомые», подготовительная группа

Конспект занятия по развитию экологических представлений для детей подготовительной группы«Такие разные насекомые» по программе «Развитие» Л.А. Венгера

Цели: Расширять представления о насекомых, знакомить с особенностями их жизни, закреплять умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек и жуков, закреплять названия климатических зон Земли, закреплять умение обобщать представления о временах года, формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые- опылители растений, то растения не дадут семян), освоить действия наглядного моделирования, развивать логическое мышление, способность выдвигать гипотезы, доказывать их или опровергать, воспитывать любовь к природе, работать в команде.

Материалы и оборудование: Карточки с изображением условий климата из программы «Развитие» Л.А. Венгера (Вода – изображение капельки: мало - маленькая, средне - средняя, много - большая), свет (изображение лампочки: мало - маленькая, средне - средняя, много - большая, температура (изображение градусника: низкая - маленький, средняя- средняя, высокая - большая, почва (изображение холма: бедная - маленький, средне - средний, богатая - большой); несколько больших фитнес мячей, дудочки- гуделки по количеству детей, палочка и 3Д открытка, микроскоп, присоски, фотографии пустыни, тропиков, саванна,  тайги и лесов; фотографии насекомых: жука скарабея, бабочек, хоботка бабочки под микроскопом, мухи, лапы мухи под микроскопом; микроскопа или фото бумаги под микроскопом)

Предварительная работа.  Прохождение материала о климатических зонах по программе Венгера. Беседа на тему «Кто такие насекомые, характерные признаки» (рассматривание иллюстраций).

                                                 Ход занятия: 

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно. Весна.Какие признаки весны вы знаете?

Дети отвечают:….., появляются насекомые.

Воспитатель: Давайте станем сейчас исследователями и узнаем побольше о насекомых, а также о том, какие насекомые живут в разных местах Земли.

 Отгадайте пожалуйста, куда мы сначала отправимся. А Вы выбирайте у себя карточки и выкладывайте их перед собой.

Это места на земле, где мало воды, много света, высокая температура (очень жарко) и бедная  почва.

Дети рассаживаются по командам и выкладывают на столе перед собой карточки (возможен любой способ деления на группы)

Дети выдвигают предположения: Это пустыня.

Воспитатель:  Правильно. (Показ иллюстрации пустыни). Условия жизни в пустыне трудные:несколько месяцев подряд жаркое солнце ежедневно раскаляет воздух и песок, а с неба не падает ни капли дождя. Температура 50 градусов. Только пару месяцев в году есть непродолжительный сезон дождей, тогда все в пустыне оживает.

Как вы думаете, какие насекомые могут там жить в таком климате.

Дети выдвигают предположения: Комары.

Воспитатель: Да, они есть в пустынях. Днем они прячутся в норах, а с наступлением сумерек выходят в поисках теплокровных животных (грызунов).

Дети выдвигают предположения: Муравьи.

Воспитатель: Как вы думаете, как они спасаются от жары?

Дети выдвигают предположения: Они строят муравейники под землей и сверху виден только вход.

Воспитатель: А как вы думаете, есть в пустыне жуки?

Дети выдвигают предположения.

Воспитатель: Правильно. Самое знаменитое насекомое пустыни- это жук скоробей. (фото) Как вы думаете,что защищает жука от жары? У жуков защитный панцирь.

А если бы вы были жуками, что бы вы делали днем, чтобы не сгореть на солнце?

Дети отвечают: Я бы зарылся в песок.

Воспитатель: Да, насекомые перешли на ночной образ жизни.

Скарабей- один из самых знаменитых символов Древнего Египта.

Главный жук у людей- это жук скарабей.

 Они известны тем, что способны катать шары из навоза, сами питаются таким кормом и кормят свое потомство. Скарабей делает очень ровный шарик, прячет его в норку и откладывает в него яйца.

А катит он его  задними лапами. (Смотрят видео, как жук катает шарик)

 Хотите попробовать? Давайте покатим шар, как жуки скарабеи.

Физминутка: Дети выполняют упражнение с большим мячом – забрасывают ноги на шар, опираются на руки и стараются передвигаться. катим шар как жуки скарабеи.

 Воспитатель: Следующая климатическая зона- это там, где тоже жарко, но много воды, богатая почва, что это?

Дети отвечают: Тропики.

Воспитатель: А света много, нормально или мало?

Дети выдвигают предположения: Мало.

Воспитатель: Правильно, почему?

Дети отвечают: Т к здесь так много растений, они полностью закрывают свет и в лесу постоянные сумерки.

Дети выдвигают предположения: Много,т к на верхних этажах леса очень сильная освещенность.

Воспитатель: Как вы думаете, много насекомых в тропиках?

Дети отвечают: очень много, больше чем в других климатических зонах, т к много влаги, пищи, насекомые интенсивно размножаются.

Воспитатель: Какие насекомые есть в тропиках?

Дети отвечают:  Комары, москиты, мухи.

Воспитатель: да, в тропическом лесу из-за них невозможнонаходится.

Дети отвечают: Муравьи.

Воспитатель: Да, там где мощные леса, там много жуков, муравьев.

А знаете ли вы, что в тропических лесах самые большие бабочки? (размах крыльев 30 см, воспитатель показывает руками примерно 30 см)

У многих бабочек тропиков крылья переливаются, блестят.

Если посмотреть в микроскоп, то можно увидеть, что крылья у бабочек состоят изщетинок и при повороте крыла окраска может меняться.

А если бы вы стали бабочками, скажите, как бы вы ели нектар?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, хоботок у бабочек раскручивается.

Зачем бабочкам такой длинный хоботок? (у Бражника он 28 см)

Дети выдвигают предположения.

Воспитатель: Правильно, венчик у орхидеи очень длинный. (фото орхидеи) У бабочек длинный хоботок для того, чтобы достать нектар из цветка.

Моделирование-физминутка.

Воспитатель: Давайте вы тоже станете бабочками и попробуете достать нектар из цветка.

Упражнение: достань нектар из цветка. (Всем раздают трубочки по количеству детей - дудочки, которые скручиваются, дети дуют в них и наблюдают, как они раскручиваются и скручиваются; одновременно они могут «порхать, как бабочки».

Воспитатель: Следующая  климатическая зона – саванна. Выкладывайте, пожалуйста, сами карточки.(Дети выкладывают: света много,высокая температура, достаточно воды, хорошая почва)

Саванны- это местности, где много трав, а что за насекомое стрекочет в траве?

Дети отвечают: кузнечики.

Воспитатель: Молодцы, действительно,в травах обитают кузнечики, саранча.

Опыт:Чем стрекочет кузнечик? (Дети моделируют стрекот кузнечика: они трут краем картонки или палочкой по объемной открытке (3 Д) и слышат стрекот.

Воспитатель: Следующая климатическая зона – это там, где воды достаточно (осенью и весной дождей много, летом – нет), Света - среднее количество: летом светло, дни длинные, ночи короткие, температура- низкая (или средняя), почвы богатые.

Дети отвечают: Это леса – тайга и леса.

Воспитатель: Молодцы.

Дети перечисляют, какие насекомые им встречаются летом в лесу.

Воспитатель включает запись, как жужжит муха.

Воспитатель: Ребята, вы узнали по звуку насекомое? А давайте подумаем, почему мухи ходят по потолку и не падают?Придумайте, как бы вы смогли ходить по потолку?

1 возможный ответ: Цеплялся бы за выступы на потолке.

Воспитатель: Да, муха маленькая, и для нее крошечные бугорки на штукатурке - это крупные выступы. Даже очень гладкие на вид предметы при ближайшем рассмотрении оказываются шероховатыми. Например, возьмем гладкий лист бумаги.

Опыт (при наличии микроскопа)Рассматривание листа бумаги в микроскоп.

Воспитатель: Мы видим, что лист бумаги при увеличении похож на холмистую равнину, покрытую какими-то волосками и ямками, т е гладкая бумага под микроскопом выглядит шершавой и бугристой.

 Именно так карабкаются по сложным поверхностям многие животные. Например, обезьяны крепко цепляются крепкими и подвижными пальцами за ветви, а лапа кошки оснащена острыми когтями, помогающими ему удерживаться на дереве. (фото лапы кошки)

2 ответ: Для хождения по потолку можно сделать присоски на руки и ноги. 

Воспитатель раздает детям игрушечные стрелы с присосками (также это могут быть "пули" от пистолета или кухонные крючки) и попроситребенка приклеить их к стене. Скорее всего, это не удастся.

Тогда детям предлагается поэкспериментировать с различными поверхностями. К чему присоски липнут лучше всего? Нетрудно догадаться, что чем более гладкий материал, тем лучше прилипает присоска. Самый лучший вариант - к стеклу. А если смочить присоску водой, то прилипание станет еще крепче –дети проделывают эксперименты.

3 ответ: Удержаться на потолке можно при помощи клея.

Воспитатель: Только тут возникает проблема - ведь нам надо не просто удержаться, но и ходить. Значит, надо и приклеиваться, и отклеиваться. Как тут быть?

Так какой же из этих способов используют мухи для хождения по потолку ? Как ни странно, все сразу.  Посмотрите на электронную фотографию кончика мушиной лапки. (дети рассматривают кончика ноги мухи под микроскопом)

Для того, чтобы пользоваться первым способом (т.е. удерживаться за неровности поверхности), у мухи есть коготки, которыми она цепляется за выступы.

Для  того, чтобы пользоваться вторым способом (присоской), у основания каждого коготка мухи есть подушечка, покрытая волосками. С одного края подушечки волоски самые обычные, а с другого - снабжены "шариками". По мнению ученых, эти "шарики" являются микроскопическими присосками.

Для  того, чтобы пользоваться третьим способом (приклеиваться к поверхности) у мухи лапки выделяют клейкое жирное вещество, с помощью которого приклеиваются на гладкие поверхности. Ученые поняли это по следам, которые оставляют мухи. Был даже проведен эксперимент: мухам постелили специальную фильтровальную бумагу, которая поглощала все жиры. На такой бумаге мухи не могли уже использовать свой "клей" и стали падать вниз.

Вот такие интересные насекомые живут на нашей планете.

Насекомые появились на Земле очень давно.

Ребята, а представьте, что насекомые исчезнут. Что произойдет?

Дети отвечают. Нас не будут кусать комары.

Воспитатель: Почти все растения в мире являются цветковыми. Для воспроизводства этих растений нужно перенести пыльцу. Изредка этот трюк проделывают вода, ветер, птицы или летучие мыши. Но подавляющее большинство работ по опылению выполняются насекомыми, в том числе пчелами, жуками, мухами и бабочками. Без опылителей большинство растений на планете исчезнет. Вслед за исчезновением насекомых исчезнут и опыляемые ими растения, а вслед за ними вымрут и животные, поедающие растения.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь поделитесь, что вам больше всего запомнилось, что понравилось, что было не понятно.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.