Конспект организованной образовательной деятельности компенсирующей направленности для детей 6-7 лет «Дифференциация звуков [Ж] - [З]»

1
0
Материал опубликован 7 December 2022

Конспект организованной образовательной деятельности компенсирующей направленности для детей 6-7 лет

«Дифференциация звуков [Ж] - [З]».


Цель: Создание проблемной ситуации, обеспечивающей развитие у детей умения дифференцировать звуки [ж], [з] на материале слогов, слов, предложений.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

-уточнить артикуляцию и звучание звуков[ж], [з];

-учить дифференцировать звуки[ж] и [з] по акустическим и артикуляционным признакам;

-закрепить умение детей правильно произносить звуки [ж] и [з];

-закрепить умение делить слова на слоги.

Коррекционно-развивающие:

-развитие мелкой и артикуляционной моторики;

-развитие фонематического слуха и слухового внимания;

-развитие и закрепление действий слогового анализа и синтеза;

-развитие зрительного восприятия и мыслительных процессов;

-развитие межполушарных связей через использование нейрокоррекционных игр и упражнений.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитаниеумения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;

-формирование контроля над собственной речью;

-воспитание отзывчивости и коммуникативных навыков.

Оборудование: ноутбук,проектор, экран, индивидуальные зеркала, массажные слоговые дорожки, слоговые схемы, картинки – символы для анализа артикуляции звуков, картинки в названии которых слышаться звуки [ж] и [з], шкатулка, карточки с изображением жирафов, зайцев, геоборды, балансировочные доски, смайлики.



Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Приходите ко мне и становитесь в круг.

Приветствие:

На ладошку положим,

И дружить друг другу предложим.

Будем мы веселиться, играть,

Чтобы умными, дружными стать.

Логопед: Ребята, кажется, нам кто-то звонит.

Лисичка(из мультфильма МиМиМишки): Привет ребята, в нашем лесу объявлен конкурс чтецов, я подготовила стихотворение, послушайте:


Жайка жабавный

У Зени зывёт

Зеня не жнает

С жайкой жабот

Жайке не нузен

Ни обед, и не узен!

Логопед: Ребята,вы что-нибудь поняли?

Дети: Нет.

Логопед: Непонятное стихотворение, правда? А почему?

Дети: лисичка перепутала звуки.

Логопед: А какие звуки перепутала лисичка?

Дети: [ж] и [з]

Лисичка: Ой, а что же мне теперь делать?

Дети: Давайте ей поможем.

Логопед: Хорошо, ребята присаживайтесь за столы.

Дети присаживаются за столы, на которых стоят зеркала.

Логопед:Ребята, если лисичка перепутала звуки, значит, они чем то похожи.

Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж, З].  Обратите внимание на ваши ротики.

Вспомнить артикуляцию звуков (Дети вспоминают артикуляцию звуков)
 Дать  акустическую характеристика звуков.
Звук Ж – он какой?
– Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Звук З – он какой?
Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Чем эти звуки похожи?
– А чем они отличаются? Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.
– Когда мы произносим звук Ж – ротик похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук З – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки
– Когда произносим звук Ж – воздушная струя теплая, а когда произносим звук З – холодная


Учитель-логопед размещает на доске соответствующие карточки.

Логопед: Ребята, посмотрите, вот почему Лисичка перепутала звуки, они очень похожи. Научим её различать звуки?

Дети: Да!

Логопед: А поможет нам в этом очень интересная игра, которая называется «Поймай звук». Надо стать на доску, поставить ступни ног ровно, внимательно слушать, какой звук я называю, если услышите звук (З), то надо хлопнуть в ладоши внизу, если услышите звук (Ж), то хлопните ввёрху. Готовы?

Игра проводится на балансировочных досках. Учитель-логопед называет сначала отдельные звуки, затем слоги, а затем слова.

Лисичка: Ой, как здорово, кажется я уже начинаю понимать, чем отличаются звуки.

Логопед: Ребята, я принесла с собой волшебный коробок, только чтобы его открыть, мы должны произнести волшебные слова:

Чок, чок, чок открывайся коробок!

Дети с логопедом произносят волшебные слова, достают из коробка карточки с изображением зайцев и жуков. Таким образом, они делятся на две команды.

Логопед: Ребята, что это за картинки, что на них нарисовано?

Дети: Зайцы, жуки.

Логопед: Делимся на две команды: команда «Зайчиков» и команда «Жуков».

Команда Зайчиков будет собирать картинки со звуком (З), а команда «Жуков» собирает картинки со звуком (Ж).

Дети выбирают нужные картинки и крепят их на мобельберт.

Логопед: Теперь поменяйтесь команды местами и проверьте, правильность выполнения задания.

Логопед: А теперь разделим слова на слоги и подберём к ним соответствующие схемы.

Логопед вместе с детьми делят слова на слоги: Зи-ма, Жа-ба, Зу-бы, Жи-раф, Зонт, Жук и тд.

Логопед: Молодцы ребята, справились. А сейчас наши пальчики отправятся на прогулку.

Логопед раздаёт каждому ребёнку слоговую дорожку с массажными аппликаторами. Дети «шагают» пальчиками по дорожке и повторяют слоги вместе с логопедом: ЗА-ЖА, ЗО-ЖО, ЗЫ-Жи, ЗУ-ЖУ.

Логопед: Ребята, как вы думаете, помогли мы лисичке?

Дети: Да!

Логопед: Попробуем рассказать стихотворение правильно.

Дети и логопед:

Зайка забавный

У Жени живёт

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, и не ужин!

Логопед: Теперь Лисичка, попробуй правильно рассказать стихотворение.

Лисичка рассказывает.

Логопед: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Помогали лисичке учиться различать звуки З и Ж.

Логопед: Какие задания у вас вызвали затруднение? Что для вас было легко.

Логопед: Вы молодцы, хорошо работали на занятии, помогли лисичке разобраться со звуками З и Ж.

А лисичка в благодарность оставила вам вот эти наклейки.

Сюрпризный момент: дети получают наклейки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.