Конспект организованной образовательной деятельности компенсирующей направленности для детей 6-7 лет «Дифференциация звуков [Ж] - [З]»
Конспект организованной образовательной деятельности компенсирующей направленности для детей 6-7 лет
«Дифференциация звуков [Ж] - [З]».
Цель: Создание проблемной ситуации, обеспечивающей развитие у детей умения дифференцировать звуки [ж], [з] на материале слогов, слов, предложений.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
-уточнить артикуляцию и звучание звуков[ж], [з];
-учить дифференцировать звуки[ж] и [з] по акустическим и артикуляционным признакам;
-закрепить умение детей правильно произносить звуки [ж] и [з];
-закрепить умение делить слова на слоги.
Коррекционно-развивающие:
-развитие мелкой и артикуляционной моторики;
-развитие фонематического слуха и слухового внимания;
-развитие и закрепление действий слогового анализа и синтеза;
-развитие зрительного восприятия и мыслительных процессов;
-развитие межполушарных связей через использование нейрокоррекционных игр и упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитаниеумения слушать и четко выполнять инструкции учителя-логопеда;
-формирование контроля над собственной речью;
-воспитание отзывчивости и коммуникативных навыков.
Оборудование: ноутбук,проектор, экран, индивидуальные зеркала, массажные слоговые дорожки, слоговые схемы, картинки – символы для анализа артикуляции звуков, картинки в названии которых слышаться звуки [ж] и [з], шкатулка, карточки с изображением жирафов, зайцев, геоборды, балансировочные доски, смайлики.
Ход занятия.
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Приходите ко мне и становитесь в круг.
Приветствие:
На ладошку положим,
И дружить друг другу предложим.
Будем мы веселиться, играть,
Чтобы умными, дружными стать.
Логопед: Ребята, кажется, нам кто-то звонит.
Лисичка(из мультфильма МиМиМишки): Привет ребята, в нашем лесу объявлен конкурс чтецов, я подготовила стихотворение, послушайте:
Жайка жабавный
У Зени зывёт
Зеня не жнает
С жайкой жабот
Жайке не нузен
Ни обед, и не узен!
Логопед: Ребята,вы что-нибудь поняли?
Дети: Нет.
Логопед: Непонятное стихотворение, правда? А почему?
Дети: лисичка перепутала звуки.
Логопед: А какие звуки перепутала лисичка?
Дети: [ж] и [з]
Лисичка: Ой, а что же мне теперь делать?
Дети: Давайте ей поможем.
Логопед: Хорошо, ребята присаживайтесь за столы.
Дети присаживаются за столы, на которых стоят зеркала.
Логопед:Ребята, если лисичка перепутала звуки, значит, они чем то похожи.
Возьмите в руки зеркала. Произнесите по очереди звуки [Ж, З]. Обратите внимание на ваши ротики.
Вспомнить артикуляцию звуков (Дети вспоминают артикуляцию звуков)
Дать акустическую характеристика звуков.
Звук Ж – он какой?
– Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Звук З – он какой?
Согласный, твердый, обозначаем синим цветом, звонкий
– Чем эти звуки похожи?
– А чем они отличаются? Произнесите еще раз эти звуки, глядя в зеркало.
– Когда мы произносим звук Ж – ротик похож на большую трубочку, язычок наверху чашечкой, а когда произносим звук З – губы улыбаются, язычок упирается в нижние зубки
– Когда произносим звук Ж – воздушная струя теплая, а когда произносим звук З – холодная
Учитель-логопед размещает на доске соответствующие карточки.
Логопед: Ребята, посмотрите, вот почему Лисичка перепутала звуки, они очень похожи. Научим её различать звуки?
Дети: Да!
Логопед: А поможет нам в этом очень интересная игра, которая называется «Поймай звук». Надо стать на доску, поставить ступни ног ровно, внимательно слушать, какой звук я называю, если услышите звук (З), то надо хлопнуть в ладоши внизу, если услышите звук (Ж), то хлопните ввёрху. Готовы?
Игра проводится на балансировочных досках. Учитель-логопед называет сначала отдельные звуки, затем слоги, а затем слова.
Лисичка: Ой, как здорово, кажется я уже начинаю понимать, чем отличаются звуки.
Логопед: Ребята, я принесла с собой волшебный коробок, только чтобы его открыть, мы должны произнести волшебные слова:
Чок, чок, чок открывайся коробок!
Дети с логопедом произносят волшебные слова, достают из коробка карточки с изображением зайцев и жуков. Таким образом, они делятся на две команды.
Логопед: Ребята, что это за картинки, что на них нарисовано?
Дети: Зайцы, жуки.
Логопед: Делимся на две команды: команда «Зайчиков» и команда «Жуков».
Команда Зайчиков будет собирать картинки со звуком (З), а команда «Жуков» собирает картинки со звуком (Ж).
Дети выбирают нужные картинки и крепят их на мобельберт.
Логопед: Теперь поменяйтесь команды местами и проверьте, правильность выполнения задания.
Логопед: А теперь разделим слова на слоги и подберём к ним соответствующие схемы.
Логопед вместе с детьми делят слова на слоги: Зи-ма, Жа-ба, Зу-бы, Жи-раф, Зонт, Жук и тд.
Логопед: Молодцы ребята, справились. А сейчас наши пальчики отправятся на прогулку.
Логопед раздаёт каждому ребёнку слоговую дорожку с массажными аппликаторами. Дети «шагают» пальчиками по дорожке и повторяют слоги вместе с логопедом: ЗА-ЖА, ЗО-ЖО, ЗЫ-Жи, ЗУ-ЖУ.
Логопед: Ребята, как вы думаете, помогли мы лисичке?
Дети: Да!
Логопед: Попробуем рассказать стихотворение правильно.
Дети и логопед:
Зайка забавный
У Жени живёт
Женя не знает
С зайкой забот
Зайке не нужен
Ни обед, и не ужин!
Логопед: Теперь Лисичка, попробуй правильно рассказать стихотворение.
Лисичка рассказывает.
Логопед: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: Помогали лисичке учиться различать звуки З и Ж.
Логопед: Какие задания у вас вызвали затруднение? Что для вас было легко.
Логопед: Вы молодцы, хорошо работали на занятии, помогли лисичке разобраться со звуками З и Ж.
А лисичка в благодарность оставила вам вот эти наклейки.
Сюрпризный момент: дети получают наклейки.