Технологическая карта организованной образовательной деятельности в старшей компенсирующей направленности (5 - 6 лет) группе
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в старшей компенсирующей направленности (5 - 6 лет) группе МБДОУ д/с №30
Образовательная область (по ФГОС ДО): познавательное развитие
Тема: «Состав числа 5 из единиц»
Форма организации: фронтальная
Цель: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с составом числа 5 из единиц, закрепить представления о треугольниках и четырехугольниках.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, наблюдательность, интерес к математическим заданиям, работать в группе.
Речевые: развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Предварительная работа: дидактическая игра «Танграм», беседа «Зимующие и перелётные птицы»
Словарная работа: обогащать словарь детей названием зимующих птиц, геометрических фигур, пятилепестковый цветок; учить строить свои высказывания, употребляя сложные предложения.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал. Наборы картинок с изображением птиц (9 штук, из них 5 картинки с изображением зимующих птиц), цветок с 5 лепестками разного цвета, набор геометрических фигур.
Раздаточный материал. Картинки с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников, наборы треугольников и четырехугольников, наборы геометрических фигур.
Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат | |
Психологический настрой, | Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка | Разминка. Парта – это не кровать, И на ней нельзя(лежать), Мы должны не забывать Спинку ровненько (держать) Ответить хочешь – не шуми, А только руку (подними). Сначала подумай, потом (отвечай) Ну что, готовы? Тогда начнем! | Приветствие, участие в словесной игре. | Словесная игра | Психологическая готовность |
Вводно-организационный, | Организация направленного внимания | -А сейчас отгадайте загадку Стоят в поле сестрички — Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка) -Мы сегодня, ребята, научимся составлять число 5 из единиц, и в этом поможет волшебная ромашка. Посмотрите на стол, с нашей ромашкой случилась беда, у неё разлетелись лепестки, давайте поможем ромашке. | Отвечают на вопросы. | Беседа. Игровые упражнения. | Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания |
Мотивационно-побудительный, | Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах | Педагог задает вопросы: -Сколько всего лепестков? У нас получилось (4) -По сколько лепестков каждого цвета мы взяли? -Посмотрите, а у меня есть ещё лепесток, и мы добавим к нашему цветку ещё один лепесток. -Сколько сейчас у нас лепестков? (5) Правильно. -Как мы составили число 5? - Если из этих лепестков составить цветок, то он будет? (пятилепестковый цветок). -А сейчас садитесь за столы. | Осознают и принимают поставленную задачу. Отвечают на вопросы. Занимают свои места. | Создание проблемной ситуации. | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация, | Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Ребята посмотрите на доску. -Что вы видите на доске? -Картинки с изображением птиц. -А какое сейчас время года? (зима) -Катя подойди к доске и выбери нам картинки с зимующими птицами. | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы | Игровое упражнение «Составим число». | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д. | Педагог задает вопросы: - Сколько всего картинок ты отобрал? (4) Молодец. -Посмотрите, а у меня есть ещё одна картинка, давайте добавим картинку к другим -Сколько сейчас картинок с птицами? (5) -Какое число мы составили? - Как мы составили число 5? Педагог хвалит детей. Работа с раздаточным материалом -Ребята, перед вами математические наборы с геометрическими фигурами. Составьте число 5 из фигур так, чтобы каждая фигура использовалась один раз. -Расскажите, как вы составили число 5. - Сколько всего фигур вы взяли? - Каких и сколько фигур вы взяли? - Какое число вы составили? | Наблюдают, рассматривают, участвуют в обсуждениях. Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя). Дети выполняют задание за столами. Отвечают и задают вопросы. | Решение проблемных ситуаций. Наглядный показ образца, способа действия. Беседа, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. | Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. |
Динамическая пауза | Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости | Физкультминутка «Летает, не летает». Воспитатель называет предметы. Если предмет может летать, дети делают взмахи руками. Если предмет не может, дети не поднимают руки. Предметы: самолет, стол, вертолет, табурет, тарелка, летающая тарелка, воробей, червяк, комар, повар, муха, автомобиль, синица, воспитатель | Участвуют в игре. | Игровые приемы | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта |
Практическая работа | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений | Дидактическая игра «Танграм». Воспитатель загадывает детям загадку: Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла… Прилетит – плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это… (птица). Вместе с воспитателем дети рассматривают картинку с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников. Определяют фигуры, на которые он разделен. Затем делят набор геометрических фигур на две группы: треугольники и четырехугольники. | Выполняют практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются) По заданию воспитателя дети выкладывают из треугольников и четырехугольников изображение птицы. | Моделирование. Упражнения конструктивного, творческого характера. Выполнение практических творческих работ. Индивидуальные формы организации деятельности. | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности. Овладение умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми |
Рефлексивно-корригирующий (для образовательной деятельности, в которой преобладает практическая работа), | Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами | Гимнастика для глаз Для снятия напряжения глаз педагог проводит гимнастику для глаз. «Стрельба глазами» (отводить глаза до упора влево - вправо) 8 раз. «Мотылек»- веки как «крылья бабочки» (быстро и легко моргать глазами). Проверка полученных результатов, исправление возможных ошибок. Игровое упражнение «Что где находится». Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от двери? Что находится справа от меня?» и т. д. | Самопроверка (возможно с помощью взрослого) по образцу, исправление возможных ошибок. Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная работа | Сформированность элементарных навыков самоконтроля. |
Заключительный этап. Рефлексия, | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | -Что вам запомнилось из занятия? -Какое задание вызвало трудности? – Мне очень понравилось работать с вами, вы меня порадовали своими ответами и своей работой. - А сейчас оцените свою работу на занятии, подойдите и возьмите смайлик. | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния и т.д. | Беседа, обсуждение. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки |