12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Козлова Наталья Николаевна172
Россия, Ленинградская обл., посёлок Новый Свет
Материал размещён в группе «Призвание - учитель»

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1456410434.ppt (Изобразительно...нный труд».ppt)

 

Урок изобразительного искусства

4 класс

Тема урока: «Все народы воспевают материнство»

Цели и задачи:

  • Дать представление о едином образе материв искусстве разных народов;
  • Совершенствовать навыки и умения в изображении человека;
  • Развивать навык рисования по представлению;
  • Воспитывать уважение к женщине, к матери;
  • Укреплять межпредметные связи (ИЗО, музыка, литература).

Оборудование:

Для учителя – методические таблицы, репродукции.

Для учащихся – гуашь, пастель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», икона «Богоматерь Владимирская».

Литературный ряд: пословицы о материнстве; стихотворения Р.Гамзатова «Мама», А.Майкова «Колыбельная песня», С. Островского «Песня о женщине», отрывок из статьи В.Жуковского «Сикстинская мадонна» Рафаэля».

Музыкальный ряд:

 

Ход урока

Организационный момент

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Постановка темы и целей урока.

Беседа по теме урока

Звучит запись песни «Наши мамы»

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Р.Гамзатова «Мама»:

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это с роду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем – исток всего,

Ему конца нет.

Встаньте! Я произношу его: Мама.

Учитель: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, самого дорогого, единственного. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.

Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, передаёт нам свои песни, оберегает нас.

Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».

«Родина-мать» – говорят люди и этим определяют самое священное, что есть на земле.

Учитель предлагает назвать пословицы о матери и объяснить их значение.

Родина –– всем матерям мать.

Родная земля –матушка, чужая сторона – мачеха.

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Птица рада весне, а младенец матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матери добро.

Материнская ласка конца не знает.

Чувства отца выше гор, чувства матери глубже океана (Японская пословица).

Звучит запись «Колыбельной»

Учитель: Руки мамы качали вас в колыбели, когда вы были маленькими. Это она вас согревала своим дыханием и убаюкивала своей песней.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. Майкова «Колыбельная песня»:

Спи, дитя моё, усни!

Сладкий сон к себе мани,

В няньки я тебе взяла

Ветер, солнце и орла.

Улетел орёл домой,

Солнце скрылось за водой,

Ветер после трёх ночей

Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?!

Али звёзды ты считал?

Али волны все гонял?»

«Не гонял я волн морских,

Звёзд не трогал золотых,

Я дитя оберегал,

Колыбельную качал!»

Учитель демонстрирует репродукции_________________________

Учитель: В разные времена, в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные эпохе и её мировоззрению образы и средства художественного выражения. Что объединяет все эти произведения?

Ученик: Светлый образ матери.

Учитель: Для многих народов образ матери был идеализирован в иконе «Богоматерь Владимирская» и в Мадонне.

Сравним образ богоматери и образ Мадонны кисти Леонардо да Винчи:

Ученики: Авторы иконы и Леонардо да Винчи увидели в образе матери Христа общие, свойственные всем матерям качества: нежность, ласковость, умиление и восхищение младенцем. В то же время женщины, изображённые на иконе и на картине,не похожи друг на друга: Богоматерь как бы чем-то озабочена, даже скорбит, а Мадонна Леонардо да Винчи – юная. Непосредственная. Игривая, сама как ребёнок.

Учитель предлагает учащимся всмотреться в Мадонну Рафаэля и поделиться своими впечатлениями об этой картине.

Выслушав ответы детей, учитель зачитывает отрывок из статьи В. Жуковского «Сикстинская мадонна» Рафаэля»

«…В Богоматери, идущей по небесам, неприметно никакого движения; но чем более смотришь на неё, тем более кажется, что она приближается. На её лице ничего не выражено, то есть на нём нет выражения понятного, имеющего определённое имя, но в нём находишь, в каком-то таинственном соединении, всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного; а для неё уже нет счастья – всё свершилось; но в них есть какая-то глубокая , чудесная темнота; в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное…»

Тема материнства вечная, художники разных стран видят в ней всё новые оттенки, связанные со страданиями, борьбой своего народа, а так же с неисчерпаемой красотой душевных переживаний, которые открывает в женщине рождение ребёнка.

Учитель демонстрирует произведения______________

Чтение стихотворения Н.А.Некрасова о матери солдата:

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя,

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя.

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет,

Но где-то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел,

И всякой пошлости и прозы,

Одни я в мире подсмотрел

Святые искренние слёзы –

То слёзы бедных матерей.

 

Физкультминутка

Учащиеся выполняют движения за учителем:

Мы своими нежными руками

Вышиваем рушничок для мамы,

Чтоб на праздник подарить смогли мы

Нашу радость мамочке любимой,

В синей нитке – птицы прилетают,

В красной нитке – маки расцветают.

М. Сингаевский

 

Самостоятельная работа учащихся

Задание: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению).

Учитель даёт рекомендации по изображению частей лица у взрослого и ребёнка по таблице «Пропорциональное расположение частей лица у взрослого и ребёнка. Построение отдельных частей лица»

Пропорции лица: голова имеет овальную форму, расширяющуюся кверху и суживающуюся книзу к подбородку. Ширина лица определяется скуловыми костями, овал – формой нижней челюсти.

Соотношение ширины головы к высоте примерно два к трём. Для изображения лица голова делится поперечными линиями на три части: от вершины до надбровных дуг, от надбровных дуг до кончика носа и от кончика носа до конца подбородка. Длина глаз равна одной четверти ширины лица; расстояние между глазами – одна четверть , от глаза до овала лица – половина четверти.

Ширина крыльев носа равна примерно расстоянию между глазами, её можно определить, проведя вертикальные линии от внутренних уголков глаза до линии, определяющей окончание носа.

Для определения места нахождения губ расстояние от носа до подбородка делится на три части: одна от носа до разреза губ, две от разреза губ до конца подбородка. Рот несколько шире крыльев носа. Уши расположены в среднем отрезке – от надбровных дуг до кончика носа.

У ребёнка форма головы более круглая, все части лица расположены на нижней половине головы. Обычно у человека все эти соотношения соблюдаются с небольшими отклонениями, создающими своеобразие облика. Слишком сильные отклонения от нормы кажутся нам уродливыми, необычными.

Учитель: Закройте на мгновение глаза и вспомните мамин взгляд, черты лица. Напишите маму в её любимом платье, за любимым делом и вместе с вами. Подумайте, на каком фоне вы изобразите маму. Может быть, она вышла в цветущий сад. Может быть, вы нарисуете её с букетом цветов. Всё, что окружает маму должно помочь вам глубже раскрыть её образ.

 

Итог урока

Выставка работ учащихся.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение С. Островского «Песня о женщине»:

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

Всё на свете метится следами,

Сколько б ты ни вышагал путей,

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

Анализ и оценка работ учащихся.

Уборка рабочих мест.

 

Домашнее задание

Подобрать иллюстрации с изображением мудрости и старости.

Опубликовано в группе «Призвание - учитель»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.