Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе «Все народы воспевают материнство»
Конспект урока по изобразительному искусству
Программа - Урок изобразительного искусства в 3 классе
(«Школа России» под ред. Б.М. Неменского)
Тема урока - «Все народы воспевают материнство»
Вид деятельности: Рисование по памяти
Цель урока: Изобразить мать и дитя, их единство и ласку.
Задачи:
Познакомить учащихся с картинами художников воспевающих материнскую красоту
Развивать, мышление, память, воображение
Воспитывать любовь к матери, аккуратность
Совершенствовать навыки изображения человека
Оборудование:
А) Для учителя: изображения: икона «Владимирская Богоматерь», Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Пикасо «Мать и дитя», Сидоркин «Колыбельная», Неменский «Тишина», детские работы, стихотворение Расул Гамзатов «Мама», пословицы о матери, мудрые мысли Горького, Яковлева, Шукшина, Беранже, презентация, песни про маму.
Б) Для учащихся: гуашь (пастель), кисти, альбом.
Наглядные пособия:
Зрительный ряд: икона «Владимирская богоматерь», Рафаэль «Сикстинская мадонна», Пикасо «Мать и дитя», Сидоркин «Колыбельная», Неменский «Тишина», детские работы
Литературный ряд: Расул Гамзатов «Мама», пословицы о матери, мудрые мысли Горького, Яковлева, Шукшина, Беранже
На доске размещаем картины, детские работы.
План урока:
Организационный момент (1-2 мин)
Объяснение нового материала (до 13 мин)
Физкультминутка (1 мин)
Критерия оценки (1 мин)
Самостоятельная работа учащихся (18 мин и более)
Подведение итогов (4-5 мин)
Уборка рабочего места (1-2 мин)
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие учащихся. Я буду называть, что у вас должно быть, а вы проверяйте. Если у кого-то чего-то нет, поднимите руку. У вас должно быть на столе: гуашь или краски, кисти, альбом.
2.Объяснение нового материала
-Читаю стихотворение Р. Гамзатова «Мама» (СЛАЙД)
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – звон и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем - исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его: МАМА.
Мама! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого дорогого, близкого человека. Материнская любовь греет нас всю жизнь и оберегает.
Русский народ создал много пословиц о матери.
-Какие пословицы знаете вы? Назовите. (Ответы детей)
-Прочитайте пословицы о матери, объясните их значение. (СЛАЙД)
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Без отца – полсирота, а без матери и вся сирота.
Пчелки без матки – пропащие детки.
При солнышке светло, при матери добро.
-Заглянем в копилку мудрых мыслей великих людей. (СЛАЙД)
Без матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький)
Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Яковлев)
Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни. (В. Шукшин)
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес. (П.Беранже)
- В разные времена и в разных странах художники воспевали материнство, используя свойственные времени средства художественного выражения.
Для многих народов образ матери был идеализирован (от слова идеал) в Мадонне и иконе «Богоматерь Владимирская».
Давайте сравним образ Владимирской Богоматери и образ Сикстинской Мадонны: (СЛАЙД)
-Что общего и чем отличаются эти образы? (Ответы детей)
Авторы, увидели в образе Богоматери общие, свойственные всем матерям качества: нежность, умиление и восхищение младенцем. И в то же время женщины не похожи друг на друга: Богоматерь о чём-то, даже скорбит, а Мадонна – юная, игривая, сама как ребенок.
Согласно преданию, икона «Богоматерь Владимирская» написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому.
«Сикстинская Мадонна» Рафаэль. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его трагическую судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса.
Учитель. Тема материнства вечная, художники разных стран видят в ней все новые оттенки, связанные со страданиями, борьбой своего народа, а также с неисчерпаемой красотой душевных переживаний, которые открывает в женщине рождение ребенка.
-Какая картина вам особенно понравилась? Чем? (Ответы детей)
3.Физкультминутка
А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.
Критерия оценки
Определим критерии оценивания:
-Композиция (расположение по центру)
-Пропорция (соблюдение пропорций)
-Сходство с действительностью
Самостоятельная работа
Ребята, но доске представлены рисунки детей, которые уже выполнили уже это задание. Рассмотрите их.
Теперь нарисуйте свою маму вместе с собой. Главное не внешнее сходство. Главное – попытаться передать её и свои чувства.
6.Подведение итогов урока
Ребята, чем мы с вами занимались на уроке? (Рисовали себя с мамой, и пытались передать её и свои чувства.)
У нас на доске оформлена небольшая картинная галерея. Я прошу вас высказать своё мнение о рисунке, который больше всего вам понравилась.
7.Уборка рабочего места.
Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке!
Урок окончен.