Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе «Города в пустыне»
Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе
Ф.И.О. Полугрудова Светлана Александровна
Учебный предмет: изобразительное искусство 4 класс. УМК (программы учебного курса): Л.А.Неменская «Изобразительное искусство «Каждый народ – художник» 4 класс» учебник, изд. «Просвещение», Москва, 2010г.
Тема четверти: «Каждый народ художник». Урок 21 Тема урока: «Города в пустыне ».
Цель и задачи |
Формирование основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; Воспитание уважения к истории мировой культуры, выраженной в архитектуре и предметах быта. Образовательные: формирование художественного вкуса учащихся; знакомство с особенностями архитектуры городов Средней Азии, создание образа среднеазиатского города в технике аппликации. укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, история), развитие наблюдательности. формирование навыков работы в паре. Развивающие: закрепление умение выполнять аппликацию на цветном картоне. Воспитывающие: воспитание аккуратности, чувства товарищества и взаимопомощи, бережного и уважительного отношения к архитектурному наследию других народов. |
|||||||||||
Тип урока |
Комбинированный. |
|||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к мировым памятникам архитектуры. Желание осваивать новую изучаемую область знаний новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практической творческой работы. Метапредметные: воспитание уважения к народному искусству и культуре своей Родины, выраженной в предметно – материальной среде. Умение эстетически подходить к изображению предмета крестьянского быта. Развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти. Предметные: изображение выразительной формы предметов и украшение её. Умение трансформировать реальные формы в декоративные. Умение выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
|||||||||||
Технологии |
Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, компьютерные. |
|||||||||||
Зрительный ряд: |
презентация, учебник Л. А. Неменская «Каждый народ художник» 4 класс. |
|||||||||||
Музыкальный ряд: |
Римский-Корсаков "Песня индийского гостя" из оперы "Садко", Азан в мечети Дагестана. |
|||||||||||
Литературный ряд: |
сказки народов Средней Азии. |
|||||||||||
Материал: |
Гуашь, кисть, альбом, цветная бумага, ножницы, клей, картон. |
|||||||||||
Задание: |
В технике аппликация создать образ среднеазиатского города. |
|||||||||||
Оборудование |
Мультимедийный проектор, компьютер. |
|||||||||||
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация «Образ художественной культуры Средней Азии», учебник, компьютер, фото. |
|||||||||||
Основные понятия |
Караван, базар, изразцы, мозаика, архитектура, портал, медресе, мечеть, минарет, мавзолей. |
|||||||||||
Дидактическая структура занятия |
Миницель (задачи) Этапов занятия |
Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий) |
Форма деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
Организационный этап (2 минуты) |
Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. |
Вступительное слово учителя |
Фронтальная |
Доброжелательный настрой учителей, приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. |
Приветствуют учителя, готовят рабочее место. |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация своего рабочего места Регул. УУД: организация дея- ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы |
Мотивация (2 минуты) |
Определить тему и задачу урока |
Прослушивание отрывка из сказки - "Тысяча и одна ночь" – «Синдбад – мореход» эвристическая беседа. |
Фронтальная |
Задаёт наводящие вопросы - Какой раздел мы начали изучать? От чего это зависит? |
Учащиеся отвечают на вопросы. - Каждый народ художник. Ледяной дом – иглу, дома на Севере – чум, яранга, поселение горцев – аул и жилище – сакля, дом в степи – юрта. -Это зависит от особенностей климата, места жительства, от традиций предков. Определение темы урока. |
Метапредм. УУД: Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений. |
Приобретение знаний ( 8 минут) |
Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала |
Исследовательский, эвристический. Просмотр презентации. Беседа.
|
Фронтальная |
Помогает, анализировать рассматриваемые изображения. Задаёт вопросы.
-Посмотрите и скажите, в какой природной зоне находится Средняя Азия -Молодцы. На чем можно путешествовать по пустыне? Среди раскалённых песков с трудом двигается караван. Усталым, страдающим от жажды путникам чудится сверкающий голубизной сказочный город. Но это лишь видение – мираж. Вот он показался снова, но теперь всё преобразилось вокруг: впереди и вправду очертания города. (слайд 4). Множество куполов – небольших и огромных, голубых и мерцающих радужными красками – создают силуэт города. Однако массивные, толстые, глиняные стены говорят, что это хорошо защищённая крепость. Сюда сходятся пути многих караванов. Здесь у них отдых и встреча, а значит и торг, (слайд 5, 6) глядя на товары мы видим, что у всех предметов простые сдержанные формы, но их поверхность сплошь покрывает сложная вязь орнаментов. Такие же витиеватые узоры можно увидеть и в архитектуре. Стены построек хоть и толстые, но тяжесть их совсем не видна, так как они облицованы изразцами и покрыты мозаиками или ажурной резьбой. Всё это создаёт видимость лёгкости (слайд 8, 9). Сразу бросается в глаза торжественный портал – вход похожий на огромную букв П (слайд 10, 11, 12). Нельзя не заметить высокие башни – минареты (слайд 13, 14). А вот портально-купольная постройка Медресе – это религиозный университет, внутри прямоугольный двор, галереи, здесь же обычно библиотека и мечеть (слайд15, 16). Те же основные элементы и в мечети - мусульманский храм (слайд 17, 18), внутри прямоугольный двор. Послушайте, как звучит мусульманское богослужение (Азан в мечети Дагестана). Правители Востока, чтобы утвердить своё могущество и величие строили себе мавзолеи (надгробные сооружения – усыпальницы) (слайд 19, 20). Итак, мы познакомились с архитектурными постройками среднеазиатского города в пустыне, в котором отразились многовековые традиции народа. Почему нужно знакомиться с культурой разных народов? Больше можно узнать, прочитав сказки народов Востока и Азии. |
Смотрят презентацию и участвуют в беседе с анализом, высказыванием своего мнения, делятся впечатлениями от увиденного. - Зона пустынь. (работа с картой). -На караване верблюдов. Эти купола придают городу сходство со станом кочевников в степи. Всё построено из глины – это здесь главный строительный материал. Такой город не может переезжать, наоборот, он крепко обосновался и быстро растёт, потому что есть вода. С них служители храма призывают людей к молитве. Здесь люди собираются для совершения молитвы богу Аллаху. Слушают богослужение и потом делятся своими эмоциями об услышенном. Мы должны уважать и беречь их, так как это вечная память о великих мастерах, о великом народном таланте, а также духовном богатстве этого народа, мировом достоянии. |
Метапредм. УУД: Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов Коммун.УУД: работают совместно с учителем Личност. УУД: сформированность познавательных интересов, творческих способностей. |
Здоровье - сберегающие технологии |
физкультминутка |
Фронтальная |
контролирует и помогает выполнению упражнений |
Дети выполняют физические упражнения. |
Личн.УУД: самоорганизация: Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч…. |
|
Переход к практической работе (3 минуты) |
Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. |
Практическая работа |
Фронтальная |
Будем работать в паре в технике аппликации создавать образ среднеазиатского города. С чего нужно начинать работу? Учитель контролирует, направляет рассказ ученика. |
Ученик или ученица показывает, как будет выполнять работу по выполнению аппликации. |
Метапр. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Предм. УУД: показывает навыки работы выполнения рисунка своего сказочного героя.
|
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут) |
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. |
Практическая работа |
Работа индивидуально -групповая |
Учитель контролирует работу учеников 1. Цвет Основа изделия – картон. Обязательно показываем землю. 2. Элементы здания. Назовем основные элементы здания: портал, купола, минареты, стены-галереи. 4. Украшение. Способы украшения. Сгибаем бумагу, делаем прорези, снизу подклеиваем другой цвет. Во время работы в паре договаривайтесь, кто какую деталь кто готовит, помогайте друг другу, советуйтесь. |
Можно темными оттенками одного цвета показать задний план, светлыми передний план. Небо передний план – светлое, задний план – темное. Для того чтобы детали получились симметричными, их вырезаем из сложенной вдвое бумаги. Украшаем, наклеивая цветную бумагу сверху. Рисуем узоры цветными мелками. Затем, если нужно приклеивание дополнительных деталей. |
Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда. Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа. Предм. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах. Видим, сопоставляем и объясняем связь украшения и создаваемый образ. Фантазируем, представляем и создаём |
Подведение итогов занятия (2 мин) |
Подведение итогов занятия |
Информационный |
Фронтальная |
Анализируем работы |
Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам |
Метапредм. УУД: осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Регул. УУД: оценивают достигнутый результат. |
Рефлексия учебной деятельности (2 мин) |
Заключительная беседа по вопросам; |
РЕФЛЕКСИЯ: Сегодня на уроке: мы узнали … Открыли для себя, Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя… Рефлексия. - Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею». Спасибо за работу на уроке. |
Определяют эмоциональ ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку. |
Индивидуально-фронтальная. |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу. |
Оценка выполненного труда на уроке. |
10