Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе «Города в пустыне»

3
0
Материал опубликован 4 February 2017 в группе

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 4 классе

Ф.И.О. Полугрудова Светлана Александровна

Учебный предмет: изобразительное искусство 4 класс. УМК (программы учебного курса): Л.А.Неменская «Изобразительное искусство «Каждый народ – художник» 4 класс» учебник, изд. «Просвещение», Москва, 2010г.

Тема четверти: «Каждый народ художник». Урок 21 Тема урока: «Города в пустыне ».

 

Цель

и задачи

Формирование основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; Воспитание уважения к истории мировой культуры, выраженной в архитектуре и предметах быта.

Образовательные:

формирование художественного вкуса учащихся;

знакомство с особенностями архитектуры городов Средней Азии, создание образа среднеазиатского города в технике аппликации.

укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, история), развитие наблюдательности. формирование навыков работы в паре.

Развивающие: закрепление умение выполнять аппликацию на цветном картоне.

Воспитывающие: воспитание аккуратности, чувства товарищества и взаимопомощи, бережного и уважительного отношения к архитектурному наследию других народов.

 
 

Тип урока

Комбинированный.

 
 

Планируемые образовательные результаты

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к мировым памятникам архитектуры. Желание осваивать новую изучаемую область знаний новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практической творческой работы.

Метапредметные: воспитание уважения к народному искусству и культуре своей Родины, выраженной в предметно – материальной среде. Умение эстетически подходить к изображению предмета крестьянского быта. Развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти.

Предметные: изображение выразительной формы предметов и украшение её. Умение трансформировать реальные формы в декоративные. Умение выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

 
 

Технологии

Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, компьютерные.

 
 

Зрительный ряд:

презентация, учебник Л. А. Неменская «Каждый народ художник» 4 класс.

 
 

Музыкальный ряд:

Римский-Корсаков "Песня индийского гостя" из оперы "Садко", Азан в мечети Дагестана.

 
 

Литературный ряд:

сказки народов Средней Азии.

 
 

Материал:

Гуашь, кисть, альбом, цветная бумага, ножницы, клей, картон.

 
 

Задание:

В технике аппликация создать образ среднеазиатского города.

 
 

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер.

 
 

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация «Образ художественной культуры Средней Азии», учебник, компьютер, фото.

 
 

Основные понятия

Караван, базар, изразцы, мозаика, архитектура, портал, медресе, мечеть, минарет, мавзолей.

 
             
       
       
       
       
       
       
       
       

Дидактическая структура занятия

Миницель (задачи) Этапов занятия

Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий)

Форма деятельности

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

Организационный этап

(2 минуты)

Создание положительного эмоционального настроя обучающихся.

Вступительное слово учителя

Фронтальная

Доброжелательный настрой учителей, приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя, готовят рабочее место.

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация своего рабочего места

Регул. УУД: организация дея- ти на уроке, ученик учится определять цель своей работы

Мотивация

(2 минуты)

Определить тему и задачу урока

Прослушивание отрывка из  сказки - "Тысяча и одна ночь"

«Синдбад – мореход»

эвристическая беседа.

Фронтальная

Задаёт наводящие вопросы

- Какой раздел мы начали изучать?
- С какими необычными жилищами мы познакомились?
- Почему архитектура этих народов так отличается друг от друга?

От чего это зависит?


- Сегодня мы продолжим наше путешествие и познакомимся с художественной культурой Средней Ази.

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Каждый народ художник.

Ледяной дом – иглу, дома на Севере – чум, яранга,

поселение горцев – аул и жилище – сакля,

дом в степи – юрта.

-Это зависит от особенностей климата, места жительства, от традиций предков.

Определение темы урока.

Метапредм. УУД:

Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Приобретение знаний

( 8 минут)

Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала

Исследовательский, эвристический. Просмотр презентации. Беседа.

 

Фронтальная

Помогает, анализировать рассматриваемые изображения.

Задаёт вопросы.


 


 

-Посмотрите и скажите, в какой природной зоне находится Средняя Азия
(слайд 2)

-Молодцы. На чем можно путешествовать по пустыне?
(слайд 3).

Среди раскалённых песков с трудом двигается караван. Усталым, страдающим от жажды путникам чудится сверкающий голубизной сказочный город. Но это лишь видение – мираж. Вот он показался снова, но теперь всё преобразилось вокруг: впереди и вправду очертания города.

(слайд 4).

Множество куполов – небольших и огромных, голубых и мерцающих радужными красками – создают силуэт города. Однако массивные, толстые, глиняные стены говорят, что это хорошо защищённая крепость. Сюда сходятся пути многих караванов. Здесь у них отдых и встреча, а значит и торг, (слайд 5, 6) глядя на товары мы видим, что у всех предметов простые сдержанные формы, но их поверхность сплошь покрывает сложная вязь орнаментов. Такие же витиеватые узоры можно увидеть и в архитектуре.

Стены построек хоть и толстые, но тяжесть их совсем не видна, так как они облицованы изразцами и покрыты мозаиками или ажурной резьбой. Всё это создаёт видимость лёгкости

(слайд 8, 9).

Сразу бросается в глаза торжественный портал – вход похожий на огромную букв П (слайд 10, 11, 12). Нельзя не заметить высокие башни – минареты

(слайд 13, 14).

А вот портально-купольная постройка Медресе – это религиозный университет, внутри прямоугольный двор, галереи, здесь же обычно библиотека и мечеть (слайд15, 16).

Те же основные элементы и в мечети - мусульманский храм (слайд 17, 18), внутри прямоугольный двор.

Послушайте, как звучит мусульманское богослужение (Азан в мечети Дагестана).

Правители Востока, чтобы утвердить своё могущество и величие строили себе мавзолеи (надгробные сооружения – усыпальницы) (слайд 19, 20).

Итак, мы познакомились с архитектурными постройками среднеазиатского города в пустыне, в котором отразились многовековые традиции народа.

Почему нужно знакомиться с культурой разных народов?

Больше можно узнать, прочитав сказки народов Востока и Азии.

Смотрят презентацию и участвуют в беседе с анализом, высказыванием своего мнения, делятся впечатлениями от увиденного.

- Зона пустынь.

(работа с картой).

-На караване верблюдов.

Эти купола придают городу сходство со станом кочевников в степи.

Всё построено из глины – это здесь главный строительный материал. Такой город не может переезжать, наоборот, он крепко обосновался и быстро растёт, потому что есть вода.

С них служители храма призывают людей к молитве.

Здесь люди собираются для совершения молитвы богу Аллаху.

Слушают богослужение и потом делятся своими эмоциями об услышенном.

Мы должны уважать и беречь их, так как это вечная память о великих мастерах, о великом народном таланте, а также духовном богатстве этого народа, мировом достоянии.

Метапредм. УУД:

Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов

Коммун.УУД: работают совместно с учителем

Личност. УУД:

сформированность познавательных интересов, творческих способностей.

Здоровье -

сберегающие технологии

физкультминутка

 

Фронтальная

контролирует и помогает выполнению упражнений

Дети выполняют физические упражнения.

Личн.УУД: самоорганизация:

Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч….

Переход к практической работе

(3 минуты)

Применение познавательных знаний для выполнения практического задания.

Практическая работа

Фронтальная

Будем работать в паре в технике аппликации создавать образ среднеазиатского города.

С чего нужно начинать работу?

Учитель контролирует, направляет рассказ ученика.

Ученик или ученица показывает, как будет выполнять работу по выполнению аппликации.

Метапр. УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания

Предм. УУД: показывает навыки работы выполнения рисунка своего сказочного героя.

 

Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)

Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания.

Практическая работа

Работа индивидуально -групповая

Учитель контролирует работу учеников

1. Цвет Основа изделия – картон. Обязательно показываем землю.

2. Элементы здания. Назовем основные элементы здания: портал, купола, минареты, стены-галереи.
3. Композиция. Продумываем и не нарушаем композицию.

4. Украшение. Способы украшения. Сгибаем бумагу, делаем прорези, снизу подклеиваем другой цвет.
5. Склеивание Приклеиваем купол, затем портал, стены, минареты.

Во время работы в паре договаривайтесь, кто какую деталь кто готовит, помогайте друг другу, советуйтесь.

Можно темными оттенками одного цвета показать задний план, светлыми передний план. Небо передний план – светлое, задний план – темное.
 

Для того чтобы детали получились симметричными, их вырезаем из сложенной вдвое бумаги.

Украшаем, наклеивая цветную бумагу сверху. Рисуем узоры цветными мелками.

Затем, если нужно приклеивание дополнительных деталей.
 

Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.

Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа.

Предм. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах. Видим, сопоставляем и объясняем связь украшения и создаваемый образ. Фантазируем, представляем и создаём

Подведение итогов занятия (2 мин)

Подведение итогов занятия

Информационный

Фронтальная

Анализируем работы

Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам

Метапредм. УУД:

осознанно и произвольно строят речевые высказывания Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.

Рефлексия учебной деятельности

(2 мин)

Заключительная беседа по вопросам;

РЕФЛЕКСИЯ:

Сегодня на уроке: мы узнали …

Открыли для себя,

Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя…

Рефлексия.    

 - Похлопайте в ладоши, кто считает, что справился с сегодняшним заданием, кто считает, что ему не хватило времени, пусть погладит себя по голове и скажет: «Не унывай дружок, в следующий раз непременно успею».

Спасибо за работу на уроке.

Определяют эмоциональ

ное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку.

Индивидуально-фронтальная.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу.

Оценка выполненного труда на уроке.

10

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации