Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»
Конспект открытого урока
по русскому языку
«Понятие о словах, обозначающих
действие предмета»
2 класс
подготовила
учитель начальных классов
МБОУ «Котельниковской средней
общеобразовательной школы №1
им. Героя Советского Союза Л.Д.Чурилова»
Жогова Тамара Васильевна
Тема: понятие о словах, обозначающих действие предмета.
Цель: ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, картинки на зимнюю тему, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка для 2 класса Т.Г. Рамзаева.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Минутка поэзии.
- Дети, посмотрите на эту картинку.
- Зима.
По ветвям гуляет
дедушка – мороз,
иней рассыпает
по ветвям берез.
3. Словарно-орфографическая работа.
- Посмотрите на рассыпанные буквы.
М
О З
О
Р
- Какое слово можно составить из них? (мороз)
- Какое это слово?(словарное)
- Давайте запишем его с новой строчки с маленькой буквы.
- Сколько слогов в этом слове? (два)
- Сколько букв? (пять)
- Сколько звуков? (пять)
- Сколько гласных? (две)
- Сколько согласных? (три)
4. Повторение пройденного материала.
- Прочитайте пословицы о морозе.
Береги нос в сильный мороз.
Мороз не велик, а стоять не велит.
- Запишите первую пословицу, но при этом вы должны вставить некоторые буквы.
Береги нос в сил_ный моро_.
- Какую букву вы вставили в слове сильный? (ь)
- Какую роль он выполняет в этом слове? (обозначает мягкость предшествующей согласной)
- Какую букву вы написали на конце слова мороз? (з)
- Докажите (морозы, морозит).
- На какой вопрос отвечает слово мороз? (Что?)
- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Кто? или Что? (предметы, имена существительные)
5. Работа над новым материалом.
- Прочитайте слова, которые вы видите на экране:
блестит
летит
снежинка
сверкает
- Какое слово лишнее? (снежинка)
- Почему? (обозначает предмет, все остальные слова обозначают действие предмета)
- На какой вопрос отвечает слово снежинка? (Что?)
- Что делает снежинка? (блестит, летит, сверкает)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делает?)
- Давайте запишем предложение о том, что делает снежинка. (Снежинка блестит, летит, сверкает.)
- Поставьте запятые между словами, обозначающими действие предмета.
- Посмотрите на экран и проверьте, так ли вы написали предложение.
- Посмотрите, сколько изящных снежинок на доске. Они приготовили вам сюрприз. Для этого надо повернуть снежинки обратной стороной.
(на каждую снежинку наклеена буква – ГЛАГОЛ)
- Что обозначает глагол?
Вывод на экране:
Слова, которые отвечают на вопрос Что делает? называются глаголами.
- А, только ли на такой вопрос отвечают глаголы?
На экране вопросы:
Что делать?
Что делает?
Что делал?
Что будет делать?
Что сделал?
Что сделает?
6. Физминутка.
- Дети, мы с вами хорошо потрудились. Пришла пора отдохнуть. Представьте, что вы в зимнем лесу. Кругом тишина. Плавно кружатся снежинки. (Дети под музыку делают плавные движения)
- Какие действия вы выполняли? (Мы кружились, приседали, наклонялись.)
- Что обозначают эти слова? (действия предметов, глаголы)
- Теперь снова за работу.
- Как сказать одним словом?
Хозяин лесной
просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Сильный ветер со снегом? (Метель)
На дворе горой,
а в избе водой.
(Снег)
- Будем записывать эти слова в левый столбик с маленькой буквы.
- Что написали на конце слов медведь и метель? (ь)
- Что он обозначает? (мягкость предшествующих согласных)
- Какую букву написали на конце слова снег? (г)
- Докажите. (снега)
- Давайте подберем к словам записанным в левый столбик слова, обозначающие действие предмета.
Медведь спит
Метель метет
Снег кружится
- Какая орфограмма встретилась в слове кружится? (сочетание ЖИ)
- Что обозначают слова первого столбика? (предметы, имена существительные)
- Что обозначают слова второго столбика? (действия предметов, глагол)
7. Работа с учебником.
Стр. 130-131, упражнение 251.
- Отгадайте загадку.
То по лесу кружит,
то в поле свистит,
но мы не видали,
каков он на вид.
В открытые окна
нежданно влетит,
то что-то прошепчет,
то вдруг загудит.
(Ветер)
-Найдите слова, которые называют действия предметов. (кружит, свистит, не видали, влетит, прошепчет, загудит)
- На какие вопросы они отвечают?
- Спишите первое четверостишие. Подчеркните слова, обозначающие действия предметов двумя чертами.
На экране вывод:
Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы Что делать?, Что делает?, Что делал?, Что будет делать?, Что сделал?, Что сделает? – это глаголы.
- Приведите примеры глаголов на любую тему.
Работа с карточками.
У каждого учащегося карточка.
- Соедините линией предметы с действиями, которые они выполняют.
заяц снежок еж деревья мороз | спят прыгает трещит сверкает уснул |
снегирь птицы снег сугробы волк | улетели намело скрипел рыщет клюет |
Трем ученикам я дала карточки с заданиями повышенной трудности.
Найдите и укажите глаголы.
В декабре снег покрыл землю, наступила настоящая зима.
Белка от мороза спряталась в зимнее гнездо.
Найдите и укажите глаголы.
Вьюги намели большие сугробы снега.
Ель накинула снежную шаль.
Деревья и кусты укрылись хлопьями снега.
3. Найдите и укажите глаголы.
Мышка выскочит на снег, оставит бусинки следов и опять спрячется под снег к себе.
Мороз сковал реку льдом.
Работа по учебнику.
Стр.131, упражнение 252 (устно).
- Найдите слова, которые обозначают действия предметов.
8. Развитие речи.
- Составьте предложения о зиме по картинкам. (устно)
9. Подведение итога урока.
10. Оценки
11. Домашнее задание.
Стр. 131, вывод.