Конспект открытого урока по русскому языку по теме «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»

3
0
Материал опубликован 28 January 2021








Конспект открытого урока

по русскому языку

«Понятие о словах, обозначающих

действие предмета»

2 класс







подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «Котельниковской средней

общеобразовательной школы №1

им. Героя Советского Союза Л.Д.Чурилова»

Жогова Тамара Васильевна










Тема: понятие о словах, обозначающих действие предмета.

Цель: ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, картинки на зимнюю тему, карточки для индивидуальной работы, учебник русского языка для 2 класса Т.Г. Рамзаева.


Ход урока.


1. Организационный момент.


2. Минутка поэзии.


- Дети, посмотрите на эту картинку.

- Зима.

По ветвям гуляет

дедушка – мороз,

иней рассыпает

по ветвям берез.


3. Словарно-орфографическая работа.


- Посмотрите на рассыпанные буквы.

М

О З

О

Р


- Какое слово можно составить из них? (мороз)

- Какое это слово?(словарное)

- Давайте запишем его с новой строчки с маленькой буквы.

- Сколько слогов в этом слове? (два)

- Сколько букв? (пять)

- Сколько звуков? (пять)

- Сколько гласных? (две)

- Сколько согласных? (три)


4. Повторение пройденного материала.


- Прочитайте пословицы о морозе.

Береги нос в сильный мороз.

Мороз не велик, а стоять не велит.


- Запишите первую пословицу, но при этом вы должны вставить некоторые буквы.

Береги нос в сил_ный моро_.


- Какую букву вы вставили в слове сильный? (ь)

- Какую роль он выполняет в этом слове? (обозначает мягкость предшествующей согласной)

- Какую букву вы написали на конце слова мороз? (з)

- Докажите (морозы, морозит).

- На какой вопрос отвечает слово мороз? (Что?)

- Что обозначают слова, отвечающие на вопросы Кто? или Что? (предметы, имена существительные)


5. Работа над новым материалом.


- Прочитайте слова, которые вы видите на экране:


блестит

летит

снежинка

сверкает


- Какое слово лишнее? (снежинка)

- Почему? (обозначает предмет, все остальные слова обозначают действие предмета)

- На какой вопрос отвечает слово снежинка? (Что?)

- Что делает снежинка? (блестит, летит, сверкает)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (Что делает?)

- Давайте запишем предложение о том, что делает снежинка. (Снежинка блестит, летит, сверкает.)

- Поставьте запятые между словами, обозначающими действие предмета.

- Посмотрите на экран и проверьте, так ли вы написали предложение.

- Посмотрите, сколько изящных снежинок на доске. Они приготовили вам сюрприз. Для этого надо повернуть снежинки обратной стороной.

(на каждую снежинку наклеена буква – ГЛАГОЛ)

- Что обозначает глагол?

Вывод на экране:

Слова, которые отвечают на вопрос Что делает? называются глаголами.


- А, только ли на такой вопрос отвечают глаголы?


На экране вопросы:

Что делать?

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

Что сделал?

Что сделает?


6. Физминутка.


- Дети, мы с вами хорошо потрудились. Пришла пора отдохнуть. Представьте, что вы в зимнем лесу. Кругом тишина. Плавно кружатся снежинки. (Дети под музыку делают плавные движения)

- Какие действия вы выполняли? (Мы кружились, приседали, наклонялись.)

- Что обозначают эти слова? (действия предметов, глаголы)

- Теперь снова за работу.

- Как сказать одним словом?

Хозяин лесной

просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

спит в избушке снеговой.

(Медведь)


Сильный ветер со снегом? (Метель)


На дворе горой,

а в избе водой.

(Снег)


- Будем записывать эти слова в левый столбик с маленькой буквы.

- Что написали на конце слов медведь и метель? (ь)

- Что он обозначает? (мягкость предшествующих согласных)

- Какую букву написали на конце слова снег? (г)

- Докажите. (снега)

- Давайте подберем к словам записанным в левый столбик слова, обозначающие действие предмета.


Медведь спит

Метель метет

Снег кружится


- Какая орфограмма встретилась в слове кружится? (сочетание ЖИ)

- Что обозначают слова первого столбика? (предметы, имена существительные)

- Что обозначают слова второго столбика? (действия предметов, глагол)


7. Работа с учебником.


Стр. 130-131, упражнение 251.


- Отгадайте загадку.


То по лесу кружит,

то в поле свистит,

но мы не видали,

каков он на вид.


В открытые окна

нежданно влетит,

то что-то прошепчет,

то вдруг загудит.

(Ветер)


-Найдите слова, которые называют действия предметов. (кружит, свистит, не видали, влетит, прошепчет, загудит)

- На какие вопросы они отвечают?

- Спишите первое четверостишие. Подчеркните слова, обозначающие действия предметов двумя чертами.


На экране вывод:


Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы Что делать?, Что делает?, Что делал?, Что будет делать?, Что сделал?, Что сделает? – это глаголы.

- Приведите примеры глаголов на любую тему.


Работа с карточками.

У каждого учащегося карточка.

- Соедините линией предметы с действиями, которые они выполняют.


заяц


снежок


еж


деревья


мороз

спят


прыгает


трещит


сверкает


уснул



снегирь


птицы


снег


сугробы


волк

улетели


намело


скрипел


рыщет


клюет


Трем ученикам я дала карточки с заданиями повышенной трудности.


Найдите и укажите глаголы.


В декабре снег покрыл землю, наступила настоящая зима.

Белка от мороза спряталась в зимнее гнездо.


Найдите и укажите глаголы.


Вьюги намели большие сугробы снега.

Ель накинула снежную шаль.

Деревья и кусты укрылись хлопьями снега.



3. Найдите и укажите глаголы.


Мышка выскочит на снег, оставит бусинки следов и опять спрячется под снег к себе.

Мороз сковал реку льдом.


Работа по учебнику.


Стр.131, упражнение 252 (устно).


- Найдите слова, которые обозначают действия предметов.


8. Развитие речи.

- Составьте предложения о зиме по картинкам. (устно)


9. Подведение итога урока.


10. Оценки


11. Домашнее задание.


Стр. 131, вывод.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.