Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Лексика»
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме «Лексика» (здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка).
Тип урока: урок-повторение
Цели и задачи:
1. Повторить и систематизировать изученный материал по теме «Лексика».
2. Обогащать словарный запас языка.
3. Развивать интерес к русскому языку.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: доска; компьютер, экран, проектор, презентация, учебник
Ход урока
Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости в царство «Лексика».
Всех, кто хочет стать умным, находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, приглашают в гости слова.
Сегодня на уроке вы сможете:
проверить свои знания по теме «Лексика»,
проявить сообразительность и эрудицию,
получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.
В начале урока я вас поприветствовала. Что я вам сказала?
- ЗДРАВСТВУЙТЕ!
А кто знает, что значит это слово?
Говорить друг другу ЗДРАВСТВУЙ – это, значит, желать здоровья. Здоровье человека – это главная ценность в жизни. И об этом мы сегодня тоже поговорим.
Итак, мы отправляемся в путешествие в царство лексики...
Сначала мы проверим, как вы усвоили терминологию по разделу «Лексика». Терминологический диктант. Задание 1
1. Весь словарный запас языка.
2. Раздел науки о языке, изучающий лексику.
3. То, что слово обозначает.
4. Слова с одним лексическим значением.
5. Слова с несколькими лексическими значениями.
6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
7. Слова одной части речи, близкие по значению.
8. Слова с противоположным лексическим значением.
Взаимопроверка
(за каждый правильный ответ ставим +, неправильный -). Указываем общее кол-во правильных ответов.
1. Лексика.
2. Лексикология.
3. Лексическое значение слова.
4. Однозначные слова.
5. Многозначные слова.
6. Омонимы.
7. Синонимы.
8. Антонимы.
Однозначные и многозначные слова. Чем они отличаются?
Задание 2 в маршрутном листе
Слово “здоровье” является одним из самых частых, которое использует человек. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: “здравствуйте”, “будьте здоровы” и другие. И кстати, 7 апреля ежегодно отмечается Всемирный день здоровья. Так что же такое “здоровье”? Самый простой ответ гласит, что здоровье - это отсутствие болезней. Это слово однозначное или многозначное? Заглянем в толковый словарь.
Значение слова Здоровье по словарю Ушакова:
ЗДОРОВЬЕ - это
1.Нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма. (Несокрушимое здоровье. || Слабое здоровье. )
2. перен. Внутренняя целостность, неповрежденность, отсутствие внутренней порчи. Здоровье общественной жизни.
Ваше здоровье - 1) обращение к лицам более высокого социального положения со стороны крестьян (обл., дореволюц.); На здоровье (разг. фам.) - пожалуйста (как выражение доброго пожелания). Кушайте на здоровье!
Cоставить 2 предложения со словом здоровье.
Мы отметили, что слово здоровье употребляется в прямом и переносном значении. А как отличить прямое и переносное значение слова? (Выполняем задание 3 в маршрутном листе).
Задание 3. Из данных словосочетаний выпишите только те, которые употреблены в переносном значении. Объясните значение выражений.
Какие слова называются омонимами?
На какие подгруппы могут делиться омонимы?
Задание 4. Составьте предложения с данными словами. Определите вид омонимии.
1.Лес- лез_____________________________________________________________
2. Заставить-заставить__________________________________________________
3. Спешу-спишу_______________________________________________________
4. Слезать-слизать______________________________________________________
5. Коса-коса________________________________________________________ 6. Мука-мука_______________________________________________________
ФИЗМИНУТКА.
Вы, наверное, уже устали? Сейчас мы немножко отдохнём. Скажите мне, кто-нибудь из вас делает по утрам зарядку? Кто может ответить, для чего нужно делать зарядку?
Предлагаю вам найти ответ в мультфильме. («Смешарики». Азбука здоровья)
Зарядку можно делать не только по утрам. Вот сейчас мы немного разомнемся.
Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя.
Зарядка всем нужна, друзья!
Ну-ка, проведем разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку,
Покачали головой,
Руки в крест перед собой.
Покажите радость встречи,
Руки положив на плечи.
Покачались, как качели
Встали, сели, встали, сели.
Пальцы сжали и разжали.
Ну чего, вы не устали?
Продолжаем наш урок. Какие слова мы называем синонимами? А что такое антонимы?
Задание 5 в маршрутном листе. К данным прилагательным подберите слова-антонимы. Задание 6. Заполни таблицу примерами:
слова | синонимы | антонимы |
мрак | тьма | свет |
торопиться | спешить | медлить |
боязливый | пугливый | смелый |
смеяться | хохотать | плакать |
Итоги урока.
Рефлексия.
Мы сегодня хорошо потрудились и теперь давайте подведём итог урока. Как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке?
В маршрутном листе в последней части продолжите фразу:
1. Сегодня на уроке мне понравилось......
2. Я узнал, что.....
3. Мне ещё раз необходимо повторить......
Домашнее задание (на выбор):
- нарисовать на отдельном альбомном листе царство «Лексика»
- сочинить 4-8 строчек с антонимами на тему «Здоровье»
- найти и выписать 5 пословиц на тему «Здоровье»
Спасибо за работу! Вы молодцы! Будьте здоровы!
Список использованной литературы:
«Русский язык в 5 классе». Методические указания к учебнику. М., Просвещение, 1997.
Евлампиева Е.А. «Занимательные задания на уроке русского языка». Чебоксары, «Клио», 1997.
Львова С.И. Альбом раздаточного изобразительного материала «Русский язык в 5-7 классах». М., Центр Планетариум, 2006 .
Журнал «Русский язык в школе», № 1, 2004 г.
Книгина М.П. «Русский язык. 5 класс». Тесты, в 2 ч. Саратов, Лицей, 2006.
Русский язык. Учебник для класса общеобразовательных учреждений. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. М., Просвещение, 2006.
Никитина Е.И. «Уроки русского языка в 5 классе». Книга для учителя. М., Просвещение, 2001.
Приложение
Дополнительные задания
1. Найдите слова-омонимы. Объясните разницу в значении:
Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.
Если в норке нету норки, может, норка возле норки? Нет нигде! Пропал и след! Норка здесь, а норки нет!
Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю!»
2. Дополни пословицу:
Чистота – залог …… (здоровья)
Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)
- Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)
- В здоровом теле – здоровый … (дух)
Кто аккуратен, тот людям ………..(ПРИЯТЕН)
Чистота – лучшая ……..(красота)
3. Составьте словосочетания, подбирая к существительному слова с переносным значением:
взгляд -
сердце-
ветер-
солнце-
4. «Переведите с русского на русский»:
Врач назначил пациенту инъекции. (Доктор прописал больному уколы.)
Над блестящей поверхностью пруда возвышалось красивое здание.
(Над зеркальной гладью водоёма стоял прекрасный дом.)
Маршрутный лист ученика(цы) ___ класса ______________________________________.
Задание 1.Терминологический диктант.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Общее кол-во правильных ответов( ).
Задание 2. Указать лексическое значение данного слова:
1. Здоровье — ________________________________________________________________
2. Составить 2 предложения со словом здоровье:
____________________________________________________________________
Задание 3. Из данных словосочетаний выпишите только те, которые употреблены в переносном значении. Объясните значение выражений.
1.
2.
3.
Задание 4. Составьте предложения с данными словами. Определите вид омонимии.
1.Лес- лез_______________________________________________________________
2. Заставить-заставить___________________________________________________
3. Спешу-спишу_________________________________________________________
4. Слезать-слизать_______________________________________________________
5. Коса-коса________________________________________________________
6. Мука-мука___________________________________________________________
Задание 5. К данным прилагательным подберите слова-антонимы:
Свежий хлеб-
Свежий журнал -
Свежий ветер -
Лёгкий труд -
Лёгкий путь -
Лёгкий ветер -
Задание 6. Заполни таблицу примерами:
слова | синонимы | антонимы |
мрак | ||
торопиться | ||
боязливый | ||
смеяться |
Как ты оцениваешь свою работу на сегодняшнем уроке? Продолжи фразу:
1. Сегодня на уроке мне понравилось......
2. Я узнал, что.....
3. Мне ещё раз необходимо повторить......
Домашнее задание (на выбор):
- нарисовать на отдельном альбомном листе царство «Лексика»
- сочинить 4-8 строчек с антонимами на тему «Здоровье»
- найти и выписать 5 пословиц на тему «Здоровье»
Дополнительные задания:
1. Найдите слова-омонимы. Объясните разницу в значении:
Молоко покрыла пеночка, варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, подпевает ей овсянка.
Если в норке нету норки, может, норка возле норки? Нет нигде! Пропал и след! Норка здесь, а норки нет!
Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю!»
2. Дополни пословицу:
Чистота – залог ……
Здоровье в порядке – спасибо - ……
- Если хочешь быть здоров - ……..
- В здоровом теле – здоровый …
Кто аккуратен, тот людям ………
Чистота – лучшая ……..