Конспект познавательного занятия для детей среднего дошкольного возраста «Моя семья»
Цель: Формировать у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравственных нормах.
Задачи:
Образовательные: дать детям элементарные представления о семье, о её роли в жизни человека; учить называть членов семьи; учить отвечать на вопросы, строить простые предложения;
Развивающие: развивать внимание и память (узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье); совершенствовать общую моторику ; развивать логическое мышление ( умение отгадывать загадки); упражнять детей в умении составлять творческие рассказы (о своей семье, называя близких родственников);
Воспитательные: воспитывать интерес к истории своей семьи; любовь и привязанность к своей семье, дому, желание оказать посильную помощь взрослым.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.
Материал: ИКТ, Мишутка-ребенок, дидактическая игра «Собери цепочку», семейные фотографии, мячик для игры «Скажи ласково».
Словарная работа: семья, крепкая, дружная, родная, близкая, родственники.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких, дидактические игры: «Скажи ласково», «Собери цепочку», оформление фотовыставки «Моя семья».
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2014.
- Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
- Занятие по развитию речи для детей 5-7 лет / Под ред. О.С.Ушакова. М.: ТЦ Сфера, 2010.
Ход проведения НОД.
Дети заходят в группу за воспитателем.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение и приглашаю вас сесть на стульчики. (Дети садятся на стулья перед ноутбуком)
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки. Отгадав их, вы узнаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
( Загадывание загадок о членах семьи. На каждую загадку появляется картинка-отгадка на экране ноутбука. Называем родственные слова на русском и чувашском языке)
В мире нет её роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо- Лучше всех на свет…(мама- анне)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый… (папа- атте)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка- асанне)
Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый…(дед- асатте)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой… (братишка-шаллам)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая… (сестра- аппа)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете кто эти люди?
Дети: Семья.
Воспитатель: А что такое семья?
Дети: Семья – самые родные люди, мама, папа, брат, сестра,
дедушка, бабушка.
Они живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
( На экране появляется картина «Семья»)
Воспитатель: Какие бывают семьи?
Дети: Дружные, ласковые, счастливые, большие, трудолюбивые, любящие, заботливые, большие и маленькие.
(На экране картины с изображением счастливой, трудолюбивой, большой и маленькой семьи)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами сейчас разомнем наши глазки, потому что они устали смотреть на экран .
(Сидя на своих местах)
Мы сейчас посмотрим вправо,
А потом посмотрим влево,
И по кругу мы пройдемся
И на место мы вернемся.
Личико свое умоем,
Глазки ручками закроем.
Открываем потихоньку,
Поморгаем мы легонько.
Сюрпризный момент. ( Стук в дверь. Открываю дверь, там Мишутка)
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришел?
Дети: Мишка.
Воспитатель: Здравствуй, Мишка!
Дети здороваются.
Мишка: Здравствуйте. Меня зовут Мишутка. Я живу в дружной семье. У меня есть папа, его зовут Михаил Иванович, он большой и сильный. А маму зовут Настасья Петровна, она добрая и красивая, варит очень вкусную кашу . Живем мы в лесу, в домике все вместе. Вместе гуляем по лесу, собираем ягоды, грибы, потом мы обедаем и ложимся спать. Угадайте, из какой я сказки?
Дети: Три медведя.
Воспитатель: Спасибо, Мишутка за подробный рассказ о своей семье. Мы как раз сегодня с ребятами беседуем о семье. Мишка, посиди с нами, и ты узнаешь много интересного.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у Мишки семья большая или маленькая?
Дети: Маленькая.
Воспитатель: Мишутка сказал, что у них семья дружная, значит, как члены семьи относятся друг другу?
Дети: Любят друг друга, уважают, помогают.
Дидактическая игра с мячом «Скажи ласково».
Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга и говорят ласковые слова. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково». Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково (стоя около своих стульчиков)
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка, сестричка
Брат – братишка, братик
Внук – внучок, внучек
Внучка - внученька
Воспитатель: Молодцы, ребята!!! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных. Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек. И никогда нельзя их …….
Дети: (огорчать)
Дидактическая игра «Собери цепочку» . Воспитатель: Молодцы, дети! Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Собери цепочку». Для этого надо пройти к столу, где лежат конверты с картинками. Вам, ребята, надо будет выложить эти картинки от самого маленького человечка к самому старому.
1.- Младенец - девочка - дошкольница - школьница - студентка - мама - бабушка;
2.- Младенец - мальчик - дошкольник - школьник - студент - папа - дедушка.
(После завершения, остальные ребята подходят к столу и проверяют правильность составленной цепочки. Высказывают свое мнение)
Воспитатель: Пока они работают, ребята, давайте вспомним нашу пальчиковую гимнастику про дружную семью:
«Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья.
( После завершения, остальные ребята подходят к столу и проверяют правильность составленной цепочки. Высказывают свое мнение. Выбираются еще двое детей. Пока они работают можно вспомнить эту пальчиковую гимнастику на чувашском языке):
«Ку пурни - асатте,
Ку пурни - асанне,
Ку пурни – атте,
Ку пурни – анне,
Ку пурни – эпе.
Ку манан семье.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посетить выставку фотографий, которые вы принесли из дома. Как будет называться фотографии, где изображена семья?
Дети: Семейная. Воспитатель: Как назовем нашу выставку? Дети: Выставка семейных фотографий. Воспитатель: Давайте послушаем несколько рассказов о ваших семьях. Кто хочет рассказать? (Рассказы 2-3 детей про свою семью по фотографиям )
Воспитатель: Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что у вас есть любящие семьи.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша беседа. О чём мы сегодня говорили? (О семье). Кого мы называем близкими родственниками? (Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр). Давайте сейчас каждый из вас возьмет цветок, скажет какая у него семья и поставит его в вазу .
(Дети берут по одному цветочку, дают название своей семье и кладут цветок в вазу)
Воспитатель: Посмотрите, какими красивыми словами мы назвали свою семью и собрали букет красивых слов. Давайте с этим букетом мы все вместе сфотографируемся.