Конспект открытого занятия для подростков на тему «Давление: как ему противостоять?»
План-конспект открытого занятия
по теме: «Давление: как ему противостоять?»
ФИО (полностью) | Постникова Людмила Владимировна | |
Место работы | ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель - Черкассы Самарской области | |
Должность | Педагог-психолог | |
Категория обучающихся | Учащиеся 6 класса | |
Тема занятия | Давление: как ему противостоять? | |
Дата проведения | |
Цель занятия: сформировать представление учащихся о силе группового давления на личность.
Задачи:
1. Сформировать умение противостоять чужому давлению, выражая отказ оптимальными способами.
2. Развить способность делать самостоятельно свой выбор и умения поступать в соответствии с собственным решением.
3. Освоить навыки уверенного поведения.
Необходимые материалы и оборудование: ноутбук, мультимедиа-проектор, экран, компьютерная презентация, карточки с различными способами отказа, фольга, ватные диски, ножницы, скотч, «корзина результатов», разноцветные карточки для проведения рефлексии, карточки с пожеланиями от психолога.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Учащиеся вместе с психологом садятся на стулья, образуя круг.
2. Знакомство.
Психолог: «Здравствуйте, уважаемые шестиклассники! Меня зовут Людмила Владимировна, я педагог-психолог. Я рада тому, что мы сегодня с вами встретились и имеем такую возможность пообщаться.»
3. Приветствие.
Упражнение «Приветствие на сегодняшний день» (Слайд 1. Приветствие).
Цель – установление контакта, введение в групповой процесс, создание соответствующего настроения у участников группы.
Психолог: «Хотелось бы начать сегодняшнюю встречу со знакомства и высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Сначала вы называете свое имя, а затем справа от себя сидящему вы говорите то, что хотели бы пожелать этому человеку и т. д., пока не завершится круг».
«Молодцы!»
4. Основная часть.
Игровая технология.
Упражнение «Активатор».
Цель – формирование умения противостоять групповому давлению, сохраняя свою позицию.
Психолог: «Сейчас мы будем с вами уговаривать одного участника разжать кулак, используя только слова. Прикасаться к участнику нельзя».
(Выбирается один участник).
Психолог: «Как вы думаете, что сейчас испытал наш участник? Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?»
Обсуждение по данному упражнению.
- Что чувствовал при таком общении?
- Трудно ли было сопротивляться групповому давлению?
Беседа (Слайд 2. Групповое давление).
Психолог: «У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе. Друзья, живущие в одном дворе, товарищи по интересам и т. д. И почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе.
Общие увлечения, одинаковые интересы объединяют группы, однако совпадения не могут быть полными – каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас».
«Психологи называют такое явление «групповым давлением».
- Ребята, очень часто возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения при групповом давлении – отказ!
- К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?
Игровая технология.
Упражнение «Откажись по-разному» (Слайд 3. Способы отказа).
Цель – совершенствование навыков работы в паре, развитие коммуникативных навыков и навыков уверенного поведения, формирование творческого подхода к выполнению задания.
Психолог: «Сейчас мы с вами разобьемся на микрогруппы по 2 человека. Каждая микрогруппа получит карточку, на которой будет написан один из способов отказа и его характеристика. На озвученную мной фразу (одна для всех) вам необходимо придумать ответ в зависимости от того способа отказа, который у вас написан. На обсуждение вам дается 5 минут».
Отказ – соглашение: человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается дать согласие. Например: ребята, – спасибо, но мне так неудобно вас затруднять.
Отказ – обещание. Человек в принципе согласен с предложением, но в данный момент он не может его принять. Даётся понять, что при других обстоятельствах предложение было бы принято. «Пойдём завтра в кино» - «С удовольствием, но завтра у меня занятия по математике.
Отказ – альтернатива. Отказ направлен на альтернативное предложение. Трудность такого отказа в том, чтобы придумать ценное альтернативное предложение: Пойдём завтра в спортзал» - «Давай лучше погуляем по посёлку».
Отказ – отрицание. Человек даёт понять, что не согласится ни при каких обстоятельствах на предложение. «Нет, я не поеду на лодке, потому что боюсь воды. Нет, я ни за что не поеду в лес».
Отказ – конфликт. Крайний вариант отказа – отрицание. Агрессивен по форме. Может содержать оскорбления или угрозы. «Давай сходим на дискотеку» - «Ещё чего! Сам топай!» Этот вид отказа эффективен в случае выраженного внешнего давления».
Здоровьесберегающие технологии – арт-терапия.
Упражнение «Изготовление фигуры человека из фольги» (Слайд 4. Арт-терапия).
Цель – развитие творческого воображения, диагностика личностных особенностей детей и поведения каждого ребенка в процессе группового давления.
Каждому участнику группы раздается по два небольших куска фольги и два ватных диска. Также для этого упражнения потребуются ножницы и скотч. Четкую инструкцию по изготовлению фигурок дает психолог, демонстрируя на собственном примере. У каждого ребенка должно получиться по две фигурки, из которых он делает небольшую композицию или скульптуру. Далее каждый участник группы устанавливает свою композицию на общий стол с помощью скотча.
Обсуждение по данному упражнению.
- Нравится ли вам то, что вы сделали?
- Хотелось бы вам что-либо изменить в своей композиции? Почему?
(Предоставить возможность изменить скульптуру).
Рефлексия занятия (Слайд 5. Рефлексия).
- Что узнали нового?
- Что понравилось?
- Чему научились?
Психолог: «Высказать своё мнение о занятии вам поможет «Корзина результатов». На столе разложены карточки разного цвета с надписями: жёлтая – занятие понравилось; оранжевая – кое-чему научился; зелёная – хотелось бы продолжить подобные занятия; синяя – меня огорчило, что мне еще нужно научиться отказывать; белая – занятие прошло впустую» (Слайд 6. Корзина результатов).
В завершении занятия психолог раздает всем участникам группы карточки, на которых написаны пожелания и комплименты.
Психолог: «Дорогие ребята! Спасибо вам за интересную и плодотворную работу. И помните, что давление на нас оказывают почти каждый день, главное, как мы отнесемся к той или иной ситуации и выйдем из нее достойно».
(Аплодисменты).
Кияйкина Наталья Федоровна