Уточнение: занятие проводится после знакомства с четырьмя гласными звуками: [а] [у] [о] [и], с остальными гласными ([э] [ы]) знакомим далее по плану.
Классификация занятия
1.От ведущей задачи – подготовка к обучению грамоте
2.От применения наглядного материала – занятие словесного характера
3.От этапа обучения – закрепление знаний
Цель занятия: закрепление знаний детей о четырёх гласных звуках (а, о. у, и)
Задачи: 1. Учить давать качественную характеристику гласных звуков
2. Закрепить умение правильно произносить гласные звуки
3.Развивать речедвигательный аппарат
4.Формировать речевую рефлексию
(услышал – принял – подумал – ответил)
Оборудование: ёлка с гирляндами, мольберт, карточки, фишки - сигналы
гласных звуков на каждого ребёнка
Предварительная работа: знакомство со страной Звукляндией
Ход занятия:
I. Я вас приглашаю в страну Звукляндию. Хотите туда попасть?
В ней очутиться очень просто: влево, вправо повернись, в Звукляндии
окажись…
В Звукляндии готовятся к встрече Нового года, а вот и ёлка.
Но что-то не так.
Чего на ней не хватает? (игрушек). В Звукляндии игрушки
необычные - это символы звуков. Хотите узнать, какие звуки пропали? Смотрите на меня внимательно и называйте их
(беззвучная артикуляция первых звуков)
(а)рбуз
(у)тка
(о)кна
(и)гла
Без этих звуков и песни не спеть. Попробуем исполнить «В лесу родилась ёлочка» (В л*с рд*лс* iлчк, в л*с н рсл). Получилась песня? Почему?
II. Ёлка некрасивая, песни не поются. Что будем делать? (искать гласные
звуки)
Давайте составим план наших действий:
- Покажем их мимикой (выставляется карточка)
- Попробуем их изобразить (выставляется вторая карточка)
-Поищем слова с этими звуками (выставляется третья карточка)
Когда выполним все три задания, я уверена, что мы найдём звуки, сможем спеть песню, и Новый год придёт в Звукляндию.
III.1. Итак, начинаем. Занимайте свои места.
(обратить внимание на первую карточку)
Произнесём гласный звук [и] – радостно
[а] – печально
[о] – с удивлением
[у] – с возмущением
Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и-и-
Могут заплакать: а-а-а-а-а-
И застонать: у-у-у-у-
Могут, как эхо в лесу закричать: Ау!
Давайте расскажем, почему мы называем эти звуки гласными?
(если дети не отметят главное отличие: отсутствие преграды во рту для воздуха, то сравнить артикуляцию [а] с [б])
2. Ну-ка, дети, не зевайте.
В круг большой со мной вставайте.
Поиграем в «Перебежки».
Я, вызывая Вову, буду говорить: «Ау, Вова!» И мы с ним поменяемся
местами. Затем Вова скажет «Ау!» тому, с кем захочет поменяться
местами, не забывая назвать имя товарища. «Ау!» надо произносить
весело, задорно (игра).
3. Чтобы восстановить дыхание, выполним упражнение.
Положите одну руку на живот, другую – с боку на нижнюю часть
грудной клетки (показ). Сделаем глубокий вдох через нос - выпятим
живот, выдыхая, произносим: а-а-а-а-а. А сейчас на выдохе произнесём
два звука: а-а-а-а-у-у-у-у; а сейчас на выдохе произнесём три звука:
а-а-а-у-у-у-и-и-и, а сейчас произнесём четыре звука: а-а-а-у-у-у-и-и-и-
о-о-о-о
IV.1.Дыхание восстановили. Мы сейчас с вами, что делали?
(сделать движение ладонью ото рта) - (произносили) и…
(показать на уши)…(слышали). Значит мы звуки (показать на рот и
уши) – (слышим и произносим)
Увидеть их можно? (нет). А мы, чтобы их ещё и увидеть,
придумаем заменители звуков - символы (внимание на вторую
карточку)
Можно показать руками. Люди, которые плохо слышат, должны
догадаться, какой звук мы произносим:
[у] – губы вытянулись и руки…….
[и] – улыбаемся, уголки губ расходятся в стороны и руки ….
[о] – губы «овальчиком» и руки……
[а] – рот широко открыт и руки….
2. С помощью какой геометрической фигуры можно изобразить
[а]?- обведём рот, что мы получили? (большой круг)
Нарисуем в воздухе большой круг.
[у] - обведём рот, что мы получили? (маленький круг)
Нарисуем в воздухе маленький круг.
[о] - обведём рот, нарисуем овал, вытянутый по вертикали
[и] – губы в улыбке…нарисуем горизонтально лежащую полоску
3. С помощью кистей рук.
[а] - в автобусе сидит.
[о]- на обруче лежит.
[и]- на индюке стоит.
[у] – на удочке висит.
Придумали мы символы звуков? (….). Вот и второе задание выполнили.
V.А теперь в Звукляндии объявляется перемена. Повторяйте за мной.
Физкультминутка: «Если нравится тебе, то делай так»
VI.Осталось последнее задание, вспомните какое? ( внимание на третью
карточку). Правильно, будем искать слова с гласными звуками. Я вам
буду бросать мяч и произносить звук, а вы мне - слово, которое
начинается с этого звука. Поняли? (если нет, то привести пример)
VII.Игра: «Как тебя зовут? »
Вспомните слова, которые вы называли (…)
Внимание!!! Сейчас я буду задавать вопросы, отвечая на них, надо
повторять только «своё слово». Ребята, слушайте внимательно, и, если
кто-то ответит не тем словом - надо хлопнуть в ладоши. Кто не
ошибётся, у того и символ звука появится.
- Как тебя зовут?
- Что это у тебя? (показать на любую часть тела)
- Что ты сегодня ел?
-На чём ездишь по городу?
- Чем рисуешь в альбоме?
- На чём спишь?
-Что надеваешь на голову?
(при правильном ответе у ребёнка «появляется» символ звука)
Произнесите гласные звуки (…)
Звуки мы (рот, уши - показать) – произносим и слышим.
Какие символы гласных звуков мы придумали? (…)
VIII. Все задания мы выполнили и нашли символы гласных звуков,
давайте украсим ёлочку.
А сейчас пропоём гласные звуки с движениями на мотив песни
«В лесу родилась ёлочка» (аааааааа-уууууу-оооооооо-ииииии)
(На ёлке загораются огоньки)
Ребята, какое у вас настроение? Можно его выразить звуком и жестом.
О! - о*кей - (хорошее)
О!- большой палец вверх – (отличное)
У! – ладонь от груди в сторону – (плохое)
А! – руки вверх – (превосходное, замечательное, чудесное)
Покажите, какое у вас настроение?
С прекрасным настроением споём песню «В лесу родилась ёлочка» и с
гласными, и с согласными звуками.