12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мокрушина Лариса Тимофеевна32
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

Уточнение: занятие проводится после знакомства с четырьмя гласными звуками: [а] [у] [о] [и], с остальными гласными ([э] [ы]) знакомим далее по плану.

Классификация занятия

1.От ведущей задачи – подготовка к обучению грамоте

2.От применения наглядного материала – занятие словесного характера

3.От этапа обучения – закрепление знаний


 

Цель занятия: закрепление знаний детей о четырёх гласных звуках (а, о. у, и)

Задачи: 1. Учить давать качественную характеристику гласных звуков

2. Закрепить умение правильно произносить гласные звуки

3.Развивать речедвигательный аппарат

4.Формировать речевую рефлексию

(услышал – принял – подумал – ответил)

Оборудование: ёлка с гирляндами, мольберт, карточки, фишки - сигналы

гласных звуков на каждого ребёнка

Предварительная работа: знакомство со страной Звукляндией


 

Ход занятия:

I. Я вас приглашаю в страну Звукляндию. Хотите туда попасть?

В ней очутиться очень просто: влево, вправо повернись, в Звукляндии

окажись…

В Звукляндии готовятся к встрече Нового года, а вот и ёлка.

Но что-то не так.

Чего на ней не хватает? (игрушек). В Звукляндии игрушки

необычные - это символы звуков. Хотите узнать, какие звуки пропали? Смотрите на меня внимательно и называйте их

(беззвучная артикуляция первых звуков)

(а)рбуз

(у)тка

(о)кна

(и)гла

 

Без этих звуков и песни не спеть. Попробуем исполнить «В лесу родилась ёлочка» (В л*с рд*лс* iлчк, в л*с н рсл). Получилась песня? Почему?

II. Ёлка некрасивая, песни не поются. Что будем делать? (искать гласные

звуки)

Давайте составим план наших действий:

- Покажем их мимикой (выставляется карточка)

- Попробуем их изобразить (выставляется вторая карточка) 

-Поищем слова с этими звуками (выставляется третья карточка)

Когда выполним все три задания, я уверена, что мы найдём звуки, сможем спеть песню, и Новый год придёт в Звукляндию.

III.1. Итак, начинаем. Занимайте свои места.

(обратить внимание на первую карточку)

Произнесём гласный звук [и] – радостно      

[а] – печально

[о] – с удивлением

[у] – с возмущением

Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и-и-

Могут заплакать: а-а-а-а-а-

И застонать: у-у-у-у-

Могут, как эхо в лесу закричать: Ау!

Давайте расскажем, почему мы называем эти звуки гласными?

(если дети не отметят главное отличие: отсутствие преграды во рту для воздуха, то сравнить артикуляцию [а] с [б])

 

2. Ну-ка, дети, не зевайте.

В круг большой со мной вставайте.

Поиграем в «Перебежки».

Я, вызывая Вову, буду говорить: «Ау, Вова!» И мы с ним поменяемся

местами. Затем Вова скажет «Ау!» тому, с кем захочет поменяться

местами, не забывая назвать имя товарища. «Ау!» надо произносить

весело, задорно (игра).

3. Чтобы восстановить дыхание, выполним упражнение.

Положите одну руку на живот, другую – с боку на нижнюю часть

грудной клетки (показ). Сделаем глубокий вдох через нос - выпятим

живот, выдыхая, произносим: а-а-а-а-а. А сейчас на выдохе произнесём

два звука: а-а-а-а-у-у-у-у; а сейчас на выдохе произнесём три звука:

а-а-а-у-у-у-и-и-и, а сейчас произнесём четыре звука: а-а-а-у-у-у-и-и-и-

о-о-о-о

IV.1.Дыхание восстановили. Мы сейчас с вами, что делали?

(сделать движение ладонью ото рта) - (произносили) и…

(показать на уши)…(слышали). Значит мы звуки (показать на рот и

уши) – (слышим и произносим)

Увидеть их можно? (нет). А мы, чтобы их ещё и увидеть,

придумаем заменители звуков - символы (внимание на вторую

карточку)

Можно показать руками. Люди, которые плохо слышат, должны

догадаться, какой звук мы произносим:

[у] – губы вытянулись и руки…….


 

[и] – улыбаемся, уголки губ расходятся в стороны и руки ….


 

[о] – губы «овальчиком» и руки……

 

 

 

[а] – рот широко открыт и руки….

2. С помощью какой геометрической фигуры можно изобразить

 [а]?- обведём рот, что мы получили? (большой круг)


 


 

 

Нарисуем в воздухе большой круг.

[у] - обведём рот, что мы получили? (маленький круг)


 


 


 

Нарисуем в воздухе маленький круг.

[о] - обведём рот, нарисуем овал, вытянутый по вертикали


 

 


 

[и] – губы в улыбке…нарисуем горизонтально лежащую полоску

3. С помощью кистей рук.


 

[а] - в автобусе сидит. 


 

 


 

[о]- на обруче лежит. 

 


 

[и]- на индюке стоит.

[у] – на удочке висит.

Придумали мы символы звуков? (….). Вот и второе задание выполнили.


 

V.А теперь в Звукляндии объявляется перемена. Повторяйте за мной.

Физкультминутка: «Если нравится тебе, то делай так»

VI.Осталось последнее задание, вспомните какое? ( внимание на третью

карточку). Правильно, будем искать слова с гласными звуками. Я вам

буду бросать мяч и произносить звук, а вы мне - слово, которое

 начинается с этого звука. Поняли? (если нет, то привести пример)

VII.Игра: «Как тебя зовут? »

Вспомните слова, которые вы называли (…)

Внимание!!! Сейчас я буду задавать вопросы, отвечая на них, надо

повторять только «своё слово». Ребята, слушайте внимательно, и, если

кто-то ответит не тем словом - надо хлопнуть в ладоши. Кто не

ошибётся, у того и символ звука появится.

- Как тебя зовут?

- Что это у тебя? (показать на любую часть тела)

- Что ты сегодня ел?

-На чём ездишь по городу?

- Чем рисуешь в альбоме?

- На чём спишь?

-Что надеваешь на голову?

(при правильном ответе у ребёнка «появляется» символ звука)

Произнесите гласные звуки (…)

Звуки мы (рот, уши - показать) – произносим и слышим.

Какие символы гласных звуков мы придумали? (…)

VIII. Все задания мы выполнили и нашли символы гласных звуков,

давайте украсим ёлочку.


 

А сейчас пропоём гласные звуки с движениями на мотив песни

«В лесу родилась ёлочка» (аааааааа-уууууу-оооооооо-ииииии)

(На ёлке загораются огоньки)

Ребята, какое у вас настроение? Можно его выразить звуком и жестом.

О! - о*кей - (хорошее)

О!- большой палец вверх – (отличное)

У! – ладонь от груди в сторону – (плохое)

А! – руки вверх – (превосходное, замечательное, чудесное)

Покажите, какое у вас настроение?

С прекрасным настроением споём песню «В лесу родилась ёлочка» и с

гласными, и с согласными звуками.

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.