Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию с детьми с ОВЗ и/или с детьми младшего школьного возраста «Новый год в блокадном Ленинграде»

1
1
Материал опубликован 28 January 2020 в группе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Центр содействия семейному воспитанию № 15»



Конспект

открытого занятия по патриотическому воспитанию

с детьми с ОВЗ и / или с детьми младшего школьного возраста



ТЕМА ЗАНЯТИЯ:


«Новый год в блокадном Ленинграде»


t1580231237aa.jpg


Разработала и провела воспитатель:

Шишкина Т.А.


Санкт-Петербург

2019 г.


Цель занятия:

Рассказать детям с ограниченными возможностями здоровья и / или для детей младшего школьного возраста о блокаде Ленинграда; расширить представление детей о героическом и духовном подвиге детей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формировать чувство патриотизма.


Задачи занятия:

формирование патриотического воспитания у ребят;

воспитание любви к родному городу, гордости за него;

воспитание сопереживания и сочувствия;

развитие познавательной активности в области знаний об истории своей страны.

расширять кругозор путем рассказов об исторических фактах из жизни людей;

способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.


Оборудование, материалы:

мультимедийное оборудование, экран;

презентация со звуковым сопровождением, видеоролики;

бумага в рулоне;

краски, кисточки, стаканчики-непроливайка (для предварительной подготовки);

Листочки с акцией «Блокадный хлеб» (см. приложение 1);

Приглашения на ёлку/занятие (см. приложение 2);

Для «блокадных подарков»: бумажные тарелочки, на каждой из которых лежит листочек с акцией «блокадный хлеб», кусочек хлеба (например, Бородинского), кулек, сделанный и вырезанный из бумаги в рулоне. В кульке: 2 мандарина, пряник, 2 – 3 конфеты «подушечки» и/или «лимонный горошек;

Для демонстрации блокадного хлеба, как выглядят 125 грамм: буханка хлеба, нож, доска разделочная;

для акции «блокадная елка»: конфеты «мишка на севере» или подобные им (с заранее продетой ниткой, чтоб вешать на елку), грецкие орехи (завернутые в фольгу);

для демонстрации обеда на блокадной Ёлке: 2 – 3 железные или алюминиевые тарелки, блюдце, кружка, ложка, быстрорастворимый кисель, лапша быстрого приготовления, готовое желе, каша, кусочек хлеба.


Предварительная подготовка с детьми:

Красками нарисовать с детьми на бумаге (из рулона) елку и повесить на стену или доску.


Возраст воспитанников: 9 – 15 лет.

Ход занятия:

Вступление, вводная часть:

(Перед занятием дети раздают приглашения на блокадную елку/открытое занятие всем взрослым, педагогам, которые приходят на это занятие)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде.

В предпраздничной суете сегодня не многие вспоминают о том, что более семидесяти лет назад измученные голодом жители города на Неве встречали Новый год под бомбежками и обстрелами в промерзших домах. Сегодня, на этом занятии, мы узнаем о трагической истории тех лет. Тема нашего урока "Новый год в блокадном Ленинграде".


Основная часть:

Воспитатель: Летом, 22 июня началась великая отечественная война с фашистской Германией. Немцы быстро наступали, захватывая наши территории, и все ближе подступали к Ленинграду. И уже в начале осени, 8 сентября 1941 года немецкие войска сомкнули кольцо вокруг осажденного города. Так началась блокада Ленинграда.

Блокада Ленинграда длилась около 900 дней и ночей, это почти два с половиной года, и закончилась только 27 января 1944 года. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества.

Еще до начала осады в Ленинграде ввели продовольственные карточки. Ленинградцы начали получать такие карточки спустя около месяца после начала войны, с 18 июля 1941 года.

1 сентября дети в Ленинграде пошли учиться в школу. И в этот же день в городе запретили свободную продажу продуктов питания в магазинах. А уже через две недели нормы выдачи продуктов снизили первый раз. Всего таких понижений было 5. Главные беды, с которыми столкнулись жители осажденного города – регулярные бомбежки, холод, недостаток продовольствия и голод.

Запасы продовольствия иссякали с каждым днем, в ноябре они практически подошли к концу. Уже 20 ноября нормы выдачи хлеба в блокадном Ленинграде были сокращены в последний пятый раз. Кроме хлеба, люди практически ничего не получали.

Из чего выпекали блокадный хлеб. Запасы зерна в городе были почти на нуле. Поэтому блокадный хлеб очень сильно отличался от привычного для нас хлебобулочного изделия. При выпекании в муку добавляли разные несъедобные примеси и добавки. Надо отметить, что несъедобных примесей часто было больше половины, чем муки из которой выпекался хлеб. Все запасы ячменя, отрубей, солода и сои были отправлены на хлебозаводы. В хлеб также начали добавлять овес с шелухой и жмых. Давайте с вами наглядно посмотрим, сколько давали хлеба на одного человека в день.


(видеоролик 1: 125 грамм хлеба в день: паёк блокадников

в осаждённом Ленинграде. 1.40 мин.)


Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вскоре, в городе больше не было съедобного сырья и в хлеб стали добавлять – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем. Форму для выпечки блокадного хлеба смазывали соляровым маслом, т.е. потому что другого не было.

Есть такой хлеб было опасно и на вкус он был горький и травянистый. Но и сейчас для переживших блокаду нет ничего дороже него.

Вот что говорит об этом жительница Ленинграда, пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см., черный липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах» …

«Мы здесь живем очень плохо, - пишет в письме семилетний мальчик печатными буквами. – Голодные как волки зимой. А у меня аппетит такой, что кажется дали бы три буханки хлеба, все бы съел».

Одно время целых три дня не было хлеба в магазинах, так как хлебопекарни не работали, потому что не было муки. Самой тяжелой была зима 1941 года. Почти весь декабрь (с 20 ноября по 25 декабря) была самая мизерная норма хлеба. Иждивенцы и дети -125 грамм хлеба.

(воспитатель достает буханку хлеба и разрезает его ножом на разделочной доске, наглядно демонстрируя детям, сколько это было хлеба, 125 грамм).

И на этот скудный паек нужно было прожить весь день. Его обычно делили еще на несколько кусочков, например, на три: один кусочек на завтрак, другой на обед и третий на ужин (воспитатель делит кусочек хлеба на три части, демонстрируя детям)

И этот хлеб был совсем не похож на нынешний. Как можно было выжить в холодном, осажденном городе, получая на руки только 125 граммов хлеба в день?

Ответ на этот вопрос кроется в огромной силе духа людей того времени и непоколебимой вере в победу. Блокада Ленинграда – это история, которую нужно знать и помнить во имя подвига людей, отдавших свои жизни и переживших самую страшную блокаду в истории человечества. Давайте посмотрим еще один видеоролик.


(видеоролик 2: Сокровище времён блокады. 3.06 мин.)


Детям в блокаду было намного хуже, чем взрослым. Как объяснить малышам, маленьким детям, почему так страшно изменилась их жизнь? Почему завывает сирена и надо бежать в бомбоубежище? Почему нет еды? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить?

Помимо голода были и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов.

Давайте, ребята, представим, каково это было, жить в блокадном городе. Вот сейчас зима, также, как и тогда, в далеком 1941 году.


Блиц-опрос:

У нас есть, что кушать? Мы сыты? (ответы детей)

У Ленинградцев не было никакой еды, они жили впроголодь.


В наших домах светло? Уютно? Почему? (ответы детей)

У нас есть свет, потому что включается электричество, когда заходит солнце. У Ленинградцев не было света, электричества не было, а поэтому при захождении солнца было очень темно не только на улицах, но и в каждом доме.


У нас в домах зимой тепло, почему? (ответы детей)

Потому что топят батареи. Ничего этого не было в блокадном Ленинграде. От ужасного холода и лютых морозов замерз водопровод. Люди ставили печки буржуйки и бросали туда все, что горит: книги, мебель, собирали дрова на улице, чтобы хоть как-то согреться. На улице были лютые морозы, поэтому и в домах было почти также, как и на улице. Люди спали одетыми в верхнюю одежду, под грудой одеял, прижавшись друг ко другу, чтобы согреться.


У нас есть вода? Как часто мы можем пить воду? Всегда и в любое ли время, мы можем помыться под душем? (ответы детей)

Но в блокаду, так как водопровод замерз, то и воды в домах уже не было. Людям надо было идти за водой на Неву, а многим это было очень далеко. И не было сил, не только дойти, но еще набрать и принести воду в ведерках, в бидончиках или чайниках домой. Поэтому люди месяцами не мылись, потому что воды хватало, только для питья.

Не работала также и канализация.


Наш город всегда красивый и чистый? Почему? Как На Новый год украшают город, что делают?

В блокаду это было невозможно. Никто не убирал улицы, весь город утопал в сугробах. А вместо украшения кругом находились защитные укрепления: повсюду городские памятники архитектуры и окна домов были забиты досками, у стен лежали мешки с песком. В городе стояли зенитные установки. Ленинград был в осаде. Он выглядел как город-крепость.


Чувствуете ли вы сейчас себя в безопасности? Вам что-нибудь угрожает? (ответы детей)

Нет, потому что сейчас нет войны. А в блокаду каждый день и ночь и по несколько раз враги бомбили город. По радио объявляли воздушную тревогу и нужно было бежать в бомбоубежище. Каждую минуту была опасность погибнуть либо от голода, либо от холода, либо от бомбежек и артобстрела.


В самые суровые дни блокады в осажденном городе работали несколько школ. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. А потом и вообще уроки стали проводить только в бомбоубежище. К скудному хлебному пайку после уроков дети получали в школе суп без вырезки талонов из продовольственной карточки.

Воспитатель: А, кто скажет, что означает фраза: Хлебный паек без вырезки талонов из продовольственной карточки? (ответы детей)

У каждого такого ребенка – вашего сверстника - своя страшная история жизни в блокадном городе. Вот записка Вали Чепко, которое она назвала: «меню после голодовки, если я останусь жива».

Первое блюдо: суп картофельный, овсяный.

Второе блюдо: каши: овсяная, пшеничная, перловая, гречневая…Котлета с пюре, сосиска с пюре.

И тоскливая подпись: …об этом я и не мечтаю

Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода в 1942 году.

Приближался 1942 год. Как в таких жесточайших условиях можно отмечать новый год? Но люди отмечали, несмотря ни на что, они находили силы и искали любую возможность, чтобы как-то устроить себе и своим детям праздник. И все ждали какое-нибудь чудо на новый год.

Хотя в тот блокадный Новый год чуда ждали все. Дети, как и положено, воспринимали этот праздник по-особенному. "Мне казалось, что в этот день война должна была остановиться, закончиться. Это же Новый год!", — вспоминает Валя Короткова, которой в 41-м исполнилось 11 лет.

В тот первый блокадный Новый год в ее семье произошло одно маленькое чудо. "Мама очень хотела сделать нам праздник, но у нас не было игрушек, потому что дом, в котором мы жили раньше, разбомбили… пропали и все наши вещи. Тогда мама решила принести нам живую елку, но у нее не хватило сил… И тут ее, плачущую, увидел военный с фронта, он нес елку… Тогда он у своей елки обломал нижние ветви и отдал маме, чтобы она хотя бы их принесла нам». У нескольких веток мама оборвала иголки и заварила на них чай. "Мы назвали его "ёлочкин чай", он казался нам таким вкусным, горячим… и так вкусно пах!" На их праздничном столе кроме этого "чая" и кусочков хлеба не было больше ничего.

Давайте посмотрим еще одну историю, которая произошла в блокадном Ленинграде, в одной семье.


(видеоролик 3: Блокадная ёлка.3.50 мин)


Акция: «Блокадная елка»

(игровое упражнение)

Мы с ребятами вчера нарисовали на плакате, похожими на обои такую же елку. И сегодня, в память о тех людях, переживших эти суровые дни, мы с вами украсим точно также нашу импровизированную елочку. Давайте заглянем в нашу коробку с игрушками. О, чудо! Посмотрите, здесь такие же конфеты и грецкие орехи в фольге. Мы сегодня также, как и тогда вытащим из бумаги конфеты и сложим их также аккуратно и повесим на нашу блокадную елку. (Дети достают из коробки елочные игрушки, конфеты и грецкие орехи в фольге. Вытаскивают шоколадные конфеты из фантиков и формируют фантики в конфеты. Затем дети вешают все это на нарисованную елку. Также воспитатель приглашает гостей, пришедших на открытое занятие, присоединиться и поучаствовать в этой акции, взять такую же конфетку и повесить ее на нарисованную елочку, предварительно вытащив из них конфеты. Ими можно угостить детей или съесть самим)


И вот, наступил 1942 год. В школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. Это кажется невероятным, но в блокадном Ленинграде в Новый год проводились ёлки! Штаб обороны принял решение об организации школьных ёлок в дни школьных каникул с первого по десятое января сорок второго года.  И в незабываемые январские дни, в школах, в театрах, концертных залах и дворцах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было настоящим большим праздником. Часто эти праздники помогали детям выжить… 

Вот так выглядела программа праздника на новогодних елках блокадного Ленинграда.


Программа праздника:

Художественная часть

Встреча с бойцами и командирами

Танцы и игры у елки

Обед


Воспитатель: Все было выполнено, кроме танцев и игр. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Как вы думаете, какой подарок на Новый год был бы самым ценным для детей блокады? (ответы детей)


В замерзшем темном городе звучала музыка, перед ребятами выступали артисты. Но главное, что в пригласительных билетах было написано, что их ждет обед без вырезки талонов из карточек и подарок. Это было настоящее чудо! На праздниках было все, кроме игр и танцевальной части. У ослабленных детей не было сил на подобные развлечения. Все дети ждали еды.

Ребята получали небольшую порцию супа, каши – роскошная еда по тому времени. А еще в город привезли мандарины и раздавали их детям. Это был самый лучший подарок от Деда Мороза. Его прижимая под одеждой, уносили домой – маме, младшим братьям и сестренкам.

Вот воспоминания воспитателей детского дома в Ленинграде: «Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину».

Вот какую запись в ученической тетради сделал четвероклассник одной ленинградской школы Юра Байков: «Сегодня нам сказали, что в 5 часов будем встречать Новый год в 4-й школе. Там был большой концерт, и ёлка из сосны... а потом был обед. Дали суп из чечевицы, 2 котлеты с макаронами и какое-то желе, очень вкусное. Всё очень вкусно. Хорошо всё-таки в школе».

Ребята, давайте вместе посмотрим еще один видеоролик со свидетельством одной девочки из блокадного города. 


(видеоролик 4: Новогодняя Ёлка блокадного Ленинграда. 53 сек.)


Воспитатель демонстрирует приготовленный заранее на столе «обед на блокадной Ёлке», на котором стоит посуда: алюминиевые или железные тарелки, блюдце, кружка (в которых находится такой же обед, что и рассказывает девочка на видео) и ложка.


Ребята, что не хватает в этом обеде, про который рассказывала девочка? (ответы детей: мандарины)

Да! То есть, были! Были эти самые мандарины! И доставили ленинградцам мандарины из далекой и теплой Грузии. Везли их по льду Ладожского озера, по «Дороге Жизни» в город, и устраивали праздничные елки детям, и угощали детей "новогодним обедом без вырезки талонов и с елочными подарками и оранжевыми мандаринами! Эти фантастические в тех условиях мандарины помнят сотни людей!

Давайте с вами посмотрим эту историю, как в блокадный город были доставлены мандарины.


(видеоролик 5: Подвиг Максима Твердохлеба. 2.14 мин.)


Хочу прочитать вам стихотворение Игоря Сосина:


Про мандарин

Я часто с грустью и теплом
Тревожу в мыслях память детства,

Как в руки брал тот мандарин,
Делил на дольки без кокетства!
Делил и в мыслях не спеша
Я вспоминал о тех кто в голод 
Не знал про этот мандарин,
А испытал и боль и холод!
Я нежной детскою рукой  
Пытался поделить на дольки
Украсив стол и не забыть
Кому без мандарина горько!


Но блокада не была вечной. Через год, в январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. А еще через год, нашим войскам удалось полностью прорвать кольцо блокады, это произошло 27 января 1944 года. Эта дата является днём воинской славы России — День полного снятия блокады города-героя Ленинграда.

Страшным был итог блокады. За 900 блокадных дней и ночей, по разным оценкам, погибло до 1,5 миллиона жителей города. За мужество, стойкость и невиданный героизм наш город Ленинград получил почетное звание "Город-Герой".

Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая огромное количество человеческих жизней. Годы проходят, уходят люди, которые были свидетелями того страшного периода, уходит история. И только мы способны сохранить память о страшной блокаде, которую победил город Ленинград. Помните! Ради подвига выживших и погибших жителей Ленинграда! Давайте встанем и почтим память о погибших людях в этой страшной блокаде.


ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ.


(видеозапись 6: Блокадный метроном. 1.00 мин.)


Заключительная часть:

А теперь давайте подведем итоги нашего занятия. (Рефлексия. Оценка деятельности детей Воспитатель задает наводящие вопросы. Что вам запомнилось? Что понравилось на занятии? Что не понравилось?)


В продолжении акции «Блокадная елка», в заключение нашего занятия и в память о тех блокадных новогодних елках хочу, чтоб вы не ушли без новогоднего подарка. Это тот подарок, который получили дети на новый 1941 год в блокадном Ленинграде. Это то сокровище, которое уносили дети домой, чтоб разделить его со своими родными. Это кусочек блокадного хлеба, пряничек, три конфетки и два мандарина. Блокадные елки будут проводить еще и на следующие 1943 год и 1944 год. Пока я раздаю подарки, послушайте песню «Дети Ленинграда» в исполнении заслуженной артистки России, Зары.


(видеоролик 7: Зара. Песня: «Дети Ленинграда».)


Во время музыкального сопровождения воспитатель раздает заранее приготовленные на бумажных тарелочках «блокадные подарки» с листочками «акция блокадный хлеб» детям и присутствующим на занятии взрослым.

В заключение, воспитатель поздравляет всех присутствующих с наступающим 2020 новым годом и благодарит детей за активное участие на открытом занятии в группе.



Конец.
























ПРИЛОЖЕНИЯ:



Ссылки из интернета (YouTube, в контакте) на видеоролики,

используемые на занятии.


125 грамм хлеба в день: паёк блокадников в осаждённом Ленинграде.

https://youtu.be/_yMFK2Hh5KA

Сокровище времен блокады.

https://youtu.be/Ms6UmgLnlto

Блокадная елка.

https://vk.com/video103182153_164483203

Новогодняя Ёлка блокадного Ленинграда.

https://youtu.be/ZoAGTLI5wmQ

Подвиг Максима Твердохлеба.

https://vk.com/video-50754171_456239091

Блокадный метроном.

https://youtu.be/i7SWBbX447o

Зара – Дети Ленинграда.

https://youtu.be/xwjDw-Wqx2w







t1580231237ab.png



t1580231237ab.png

t1580231237ac.png



t1580231237ac.pngt1580231237ad.pngt1580231237ad.png

t1580231237ad.pngt1580231237ad.png

t1580231237ae.gift1580231237ae.gif

t1580231237ae.gift1580231237ae.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Огромная благодарность за публикацию, отдельно - за видеофрагменты, Татьяна Анатольевна!

29 January 2020

Похожие публикации