Конспект по ФЭМП в старшей логопедической группе. Тема: «Число 10»
Конспект по ФЭМП в старшей логопедической группе.
Тема: "Число 10".
Цель: развивать и активизировать у детей умственную деятельность, применяя знания при выполнении заданий.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с записью числа 10.
2. Закрепление навыка количественного счета в пределах 10 и соотнесение количества предметов с цифрой.
3. Формирование умения измерять объем жидкости с помощью условной мерки.
4. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве.
5. Закрепление знаний о составе числа 5.
6. Закрепление умения последовательно называть дни недели и времена года.
Коррекционно - развивающие задачи:
1. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительно - пространственного восприятия и зрительно - моторных координаций.
2. Развитие речевого слуха, творческого воображения и тонкой моторики.
3. Развивать умение оценивать себя.
4. Развивать у детей умение отвечать поднимая руку и полным предложением.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к математическим знаниям.
2. Воспитание самостоятельности, активности, произвольности.
3. Воспитание навыков сотрудничества.
Предварительная работа:
Беседа об аквариумных рыбах, о днях недели, временах года. дидактические игры: лото "Рыбы".
Словарная работа: аквариумные рыбы, золотая рыбка, скалярия, меченосец, петушок, гурами, окунь, ерш, карась, налим, щука, лещ.
Оборудование и материалы:
Пластмассовые игрушки-рыбки ,магнитная доска, карточки с цифрами от 1 до 9 и 0, два небольших аквариума (разные по объему), бумажные полотенца, маленькое ведерко и большое ведро с водой, изображение аквариума, плоскостные изображения рыбок, рабочие тетради по числу детей, цветные карандаши, наклейки-рыбки для поощрения детей.
Ход НОД
1 Организационный момент:
Дети с воспитателем становятся в круг и произносят слова:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
2 Мотивация:
Сегодня мы продолжим говорить о рыбах, которые живут в аквариуме, реке, озере, пруду. Будем считать и играть в новые игры. За каждый правильный ответ вы будете получать рыбку-наклейку. Но сначала нужно провести разминку.
3 Разминка:
Игрушечная рыбка передается ребенку, который отвечает на вопрос.
- Назовите, какие вы знаете времена года?
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас идет месяц?
- Сколько весенних месяцев?
- Какой сегодня день недели?
- Сколько дней в неделе?
- Назовите выходные дни.
4 Игровое упражнение "Рыбки в ряд":
Раздается стук в дверь. входит воспитатель из младшей группы.
- Наши малыши хотят подарить вам рыбок для аквариума.
Передает детям ведерко с игрушечными рыбками.
- Посмотрите, сколько рыбок! Давайте рассмотрим их, сосчитаем и обозначим цифрой.
Воспитатель предлагает ребенку достать рыбку из ведерка.
- Сколько рыбок ты достал? (Одну)
- Найди такую же цифру и положи рядом с цифрой.
(Остальные дети выполняют задание на местах).
Каждый раз воспитатель просит разных детей добавить одну рыбку, уточняет, сколько рыбок стало и какой цифрой их можно обозначить. и так до 9.
- Дети, какой цифры не хватает? (Ноль)
О выставляется перед цифрой 1.
Когда к 9 рыбкам добавляется еще одна, воспитатель объясняет:
- Сколько стало рыбок? (Десять)
- Как же мы обозначим число 10?
- Цифр всего 10, а обозначить ими можно очень много чисел. Число 10 обозначается двумя цифрами 1 и 0. О стоит после цифры 1 и вместе они обозначают число 10 или 1 десяток.
5 Физминутка "Рыбки":
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами (движения по тексту).
6 Игра "Чистая вода".
- Отгадайте загадку:
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
Ответ: Аквариум
- Нам нужно заселить рыбок в аквариум. Что нужно рыбкам? (Чистая вода).
- У меня два аквариума. Одинаковые ли эти аквариумы по размеру? Как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения.)
- Как проверить? (Нужно посчитать сколько воды поместиться в первом и втором аквариумах.)
- Чем будем измерять воду? (Ведерком.)
- Да, мы будем использовать маленькое ведерко, как мерку.
- Будем наливать воду из большого ведра. Сначала нальем одно ведерко в первый аквариум, потом во второй аквариум. и так до тех пор, пока оба аквариума не будут полными.
Дети наливают воду в два аквариума и считают.
- Сколько ведерок вошло в первый аквариум?
- Сколько ведерок вошло во второй аквариум?
- Значит - первый аквариум больше второго, а второй аквариум меньше первого.
- В какой аквариум мы посадим больше рыбок? (В первый.)
7 Игра "Аквариум"
- Давайте поселим наших рыбок вот в такой аквариум. (Прикрепляется на магнитной доске иллюстрация аквариума.)
- Слушайте меня внимательно. Золотую рыбку помещаем в центр аквариума. (Вызванный ребенок выполняет задание.)
- Скалярию я предлагаю поместить в верхний правый угол.
- Меченосцев я предлагаю поместить в нижний левый угол.
- Петушки у нас будут в верхнем левом углу.
- А гурами будут у нас в нижнем правом углу.
- Молодцы! Вот сколько рыбок живет теперь у нас в аквариуме.
8 Игра "Живая неделя".
- Сейчас мы отдохнем. (Дети берут карточки с цифрами от 1 до 7. Включается танцевальная музыка. Дети танцуют. Как только музыкальное сопровождение прерывается, дети выстраиваются в ряд от 1 до 7, и каждый ребенок называет свой день недели. Цифры перемешиваются, и игра начинается с начала.)
9 Пальчиковая гимнастика:
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
10 Работа в тетради. Упражнение "Дорисуй рыбку".
- В тетради у вас нарисовано несколько аквариумов. Сколько их? Сосчитайте. (Четыре.)
- Сколько рыбок в первом аквариуме? Сосчитайте. (В первом аквариуме четыре рыбки.)
- Сколько рыбок во втором аквариуме? Сосчитайте. (Во втором аквариуме три рыбки.)
- Сколько рыбок в третьем аквариуме? Сосчитайте - (В третьем аквариуме две рыбки.)
- Сколько рыбок в четвертом аквариуме? Сосчитайте. (В четвертом аквариуме одна рыбка.)
- Подумайте. сколько рыбок нужно нарисовать в каждом аквариуме, чтобы их стало ровно пять. Выполняйте задание.
(Дети выполняют задание.)
-Сколько рыбок вы нарисовали в первом аквариуме? (Одну)
- Почему? (Потому что там уже было четыре рыбки. 4 рыбки и 1 рыбка - всего 5 рыбок.)
- Сколько рыбок вы нарисовали во втором аквариуме? Почему? (Во втором аквариуме мы нарисовали 2 рыбки, потому что там уже было 3 рыбки. 3 да 2 рыбки - всего 5 рыбок.)
- Сколько рыбок вы нарисовали в третьем аквариуме? Почему? (В третьем аквариуме мы нарисовали 3 рыбки, потому что там уже было 2 рыбки. 2 рыбки и 3 рыбки - всего 5 рыбок.)
- Сколько рыбок вы нарисовали в четвертом аквариуме? Почему? (В четвертом аквариуме мы нарисовали 4 рыбки. потому что там уже была 1 рыбка. 1 рыбка и 4 рыбки - всего 5 рыбок.)
- Теперь нарисуйте в аквариуме водоросли, камешки, раскрасьте рыбок, воду, камешки.
11 Итог.
- Что нового вы узнали сегодня?
- С каким числом познакомились?
- Какие задания вам понравились?
- Какие задания вызывали затруднения?
- Посчитайте сколько наклеек- рыбок вы получили.