12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шевченко Наталья Игоревна17 Россия |
Конспект по теме : Федеративный строй РФ
Урок обществознания по теме « Федеративный строй России»
Тема урока : Федеративное устройство России
Класс: 9
Цель урока : сформировать целостное представление об основах федеративного устройства Российской Федерации
Задачи урока:
1. Образовательная : восприятие учащимися и осознание теоретических основ формы государственного устройтсва РФ
2. Воспитывающая : продолжить формирование личностных основ гражданской идентичности
3. Развивающая: развитие навыка самостоятельной работы с различными источниками информации
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Учитель : Определим понятие федеративного устройства , основные его признаки.
Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими относительно определенной самостоятельностью.
Российская Федерация построена на сочетании национально-территориальных с территориальными началами добровольного объединения её субъектов.
Учитель : в состав России входят следующие субъекты (рис.1), работа учащихся со схемой:
Учитель : Какой новый субъект образовался в составе РФ в 2014 году?
Учитель : В соответствии с Указами Президента РФ созданы восемь федеральных округов (на 2019 г.), охватывающих группы субъектов Федерации: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Кавказский. Они не являются субъектами РФ, разделены скорее как экономические единицы. В каждый из федеральных округов Президент РФ назначает своих полномочных представителей.
Учитель : Запись в тетрадях: Правовое положение субъектов Российской Федерации
Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ:
Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения).
Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством.
Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает.
Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти.
система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.
Учитель : обратимся к Конституции и выделим основные характеристики субъектов:
Республика:
- охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи5);
- статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);
-вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).
Край, область, город федерального значения:
статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
Автономная область:
- статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
- может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
Автономный округ:
- статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);
- может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);
- отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)
2. Учитель : Конституция России в ч.3 ст.5 закрепляет принципы федерализма в РФ: ( под запись в тетрадь)
Изучение таблицы учащимися
Наименование принципа | Его основное содержание |
Государственная целостность | Обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, верховенством федерального права. |
Равенство и самоопределение народов | Предоставление равных прав на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантий прав коренных малочисленных народов. Подразумевается, что самоопределение народа не должно нарушать как права отдельных народов, так и всего многонационального народа России. |
Единство системы государственной власти | Наличие федеральных органов власти, олицетворяющих высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов власти субъектов РФ. |
Верховенство федерального права | Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательствам субъектов РФ. |
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами | Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности. |
Равенство субъектов Российской Федерации | Защищает интересы как Российского государства в целом, так и отдельных субъектов Федерации. |
3. Учитель : обратимся к тексту Конституции России , а именно ст.71-73, где содержаться положения о разграничение компетенции органов и её субъектов и самостоятельно заполните таблицу( Работа с таблицей)
Принадлежность предмета ведения и полномочий | Перечень вопросов | ||
Российская Федерация | Внешняя политика и международные отношения РФ; финансовое, валютное, таможенное регулирование; судопроизводство; уголовное, гражданское право и др. | ||
Российская Федерация и её субъекты (совместное ведение) | Защита прав и свобод человека и гражданина; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры; административное, трудовое, семейное, жилищное право. | ||
Субъекты Российской Федерации | Вопросы, находящиеся вне ведения РФ и совместного ведения РФ и её субъектов, которые Конституция РФ не ограничивает и не конкретизирует в полной мере. |
Итоги урока :
Россия – федеративное государство , в состав которого входят различные субъекты.
Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов , которые закреплены в Конституции РФ.
Исходя из федеративного строя России сложилось разделение полномочий ведения между центром и субъектами
Список литературы :
1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.
2. Лискова Т.Е., Котова О.А.: обществознание. 9 класс. М.: Просвещение, 2019г.
3.Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ /Практическое пособие для учащихся средних школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений. 2-е изд.: переработ. И доп. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 304 с.