Урок по обществознанию в 5 классе «Мы – многонациональный народ»
Урок по обществознанию. 5 класс
Учитель Ю.Н. Петрова. МБОУ Староцурухайтуйская СОШ имени Н.К. Пешкова.
Тема «Мы — многонациональный народ»
Цель урока:
Выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства
Цель: воспитание всесторонне развитой личности; повышение интереса к физической культуре.
Задачи:
- Усилить познавательную активность учащихся, через подвижные игры.
- Укрепление здоровья, повышение двигательной активности.
- Воспитывать толерантность, взаимопомощь.
1. Формирование представления о многонациональном характере нашего государства как результата объективного исторического развития.
2. На конкретных фактах выяснить, как складывается многонациональная культура.
3. Продолжить работу над формированием умения делать выводы на основе фактов.
4. Воспитание уважительного (толерантного) отношения к людям иной нации, религии, взглядам.
УУД. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.
Мотивирование ( самоопределение) к учебной деятельности.. 2 мин.
Здравствуйте ребята . Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем кивком головы. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. А теперь посмотрите все ли готово у вас к уроку. Если все готово, то тихонечко садитесь.
Актуализация опорных знаний. 3 мин.
На прошлом уроке мы с вами начали изучать v последнюю главу
« Родина».
Назовите синонимы к слову « Родина».
Какой смысл ты вкладываешь в слова « любить Родину»?
Что значит для тебя « Малая Родина».
А кто составляет нашу Родину?
А теперь посмотрите друг на друга, что мы увидим, что мы различаемся по внешности, одежде, цвету кожи и.т.д. Мы все разные, но все мы одинаковы: мы – люди.
- На слайде изображена таблица, посмотрите внимательно и устно заполните « Мы – люди: сходство и различие». ( чем мы различается друг от друга – ростом, весом, цветом глаз, оценками, мальчики, девочки и.т.д., а общее ( одноклассники, односельчане, жители забайкальского края, говорим на одном языке и.т.д.))
Мы различаемся | Общее в нас |
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.. 4 мин.
Я предлагаю вам прослушать песню и на основе ее и заполненной таблицы определить тему нашего урока. .
Звучит песня гр. Непоседы. Я, ты, он, она.
А теперь определим, главный вопрос урока, о чем мы будем говорить? Все мысли которые у вас возникли, вы можете сбросить в « Корзину идей».
( какое значение имеет многонациональность для её народа?)
Итак, мы с вами определили, что мы будем говорить о России и о ее многонациональном народе.
- Открыли тетради, записали число и тему урока.
IV. Построение проекта выхода из затруднения ( открытие новых знаний). 4 мин.
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.. 4 мин.
Россия – огромная страна. По территории она больше таких больших стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз.
И неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей.
Найдите, пожалуйста, в тексте гимна РФ стр. 105 строчки, которые подтверждали бы факт многонациональности.(Братских народов союз вековой).
И действительно на сегодня в России проживает 100 народов, но нельзя выделить какой то один главный народ, все мы один народ россияне. Так гласит наш закон, так устроена наша жизнь, так сложилась наша история.
У вас на столах лежит текст Конституции РФ, откройте, пожалуйста преамбулу Конституции РФ ( Преамбула, это вводная часть, предисловие к какому – либо документу, договору или закону), прочитайте отрывок преамбулы.
- Что значит выражение « соединены общей судьбой на своей земле».
- Можешь ли ты привести примеры общей судьбы нашей России? ( ВОВ, угрозы терроризма, поднятие целины, БАМ, строительство городов.)
V. Реализация построенного проекта. 15 мин.
«Мы — дети разных народов, мы — один народ». 15 мин.
Следующее задание для Вас ребята:
- Вам предлагается самостоятельно поработать с пунктом 2 стр. 112.
Задание: мальчики (внимательно прочитать и передать содержание текста тремя простыми предложениями.);
Девочки ( по ходу чтения текста, записать на листочках 5 различных вопросов к тексту).
Проверка выполнения задания.
«Многонациональная культура России.
Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая Русская культура- язык, наука, литература, музыка, живопись, архитектура. Культурный человек любой национальности знает, ценит и любит Пушкина, Толстого, Чехова; он должен знать, кто такой М.Ломоносов, какую Музыку написал Чайковский, какие картины написал – Репин или Суриков.
Русский язык - государственный язык. Не только потому, что русских больше среди россиян. Это язык межнационального общения. Россиянам приходиться вместе работать, учиться, служить в армии, заниматься наукой. Отсюда можно сделать вывод: Русская культура способствует объединению нашей многонациональной страны в единое государство.
А сейчас Вам, предлагается , работая с учебником стр. 114. выполнить в группах, интересное задание, составить Фишбоун ( рыбий скелет). Где главный вопрос темы «Что такое многонациональная культура России».
- проверка выполнения задания.
Вместе с русской культурой национальные культуры России составляют неисчерпаемое духовное богатство Родины
- На примере пословиц и национальной кухни. 1 – 3 группы подберут к пословицам народов России русские пословицы
4-5 группы за 1 минуту составит список блюд народов России, которые мы готовим.
- проверка выполнения задания.
Физкультминутка. Мы березку посадили
Мы березку посадили, (Выпрямиться за партой.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать за партой.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) —
И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)
Мы с вами сегодня много говорим о многонациональности нашей Родины, а что же такое национальность.
3) «Что такое национальность»
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поиграть в игру , которая называется « Паучок» ( ключевое слово я пишу на доске, а вы вокруг должны написать как вы понимаете это определение).
Сделаем вывод:
Национальность – принадлежность человека к той или иной нации.
Нация – 1) сложившаяся в течение длительного времени общность людей, которых объединила общая историческая судьба, язык, духовная культура, территория, экономика.
всё население страны, народ.
VI. Первичное закрепление. 5 мин.
«Учимся уважать людей любой национальности».
Существуют правила, которые четко говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности
- Работая в парах, составьте свои правила отношения к людям другой национальности.
В ходе этой работы делаются записи на листах.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 мин. Давайте вернемся к вопросу, на который мы должны были найти ответ в ходе урока: (какое значение имеет многонациональность для её народа?)
1. Мы разные - в этом наше богатство.
2. Мы вместе - в этом наша сила.
- У вас на столах задание из рабочей тетради « Дерево достижений». Нарисуй листочки и напиши на них, чем ты можешь гордиться.
VIII. Рефлексия учебной деятельности. 5 мин.
- Оцените свою работу по мишени успеха.
IX. Выставление оценок. 2 мин.
- Ребята оцените себя и одноклассников на уроке.
Ребята, вы будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы родились и живете, любите так как любили ее ваши предки, защищая от врага, как любят ее ваши мамы и папы, гордитесь тем, что вы россияне.
Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг, друга, любите людей и свою Родину.
Песня « Сколько нас».