12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мария18

Конспект по теме «Разряды количественных числительных»

1 Этап мотивации

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? ( Потому что Вы хотели быстрее с нами встретиться) А какое у вас настроение?

Чтобы лучше настроиться на урок, я прочитаю вам стихотворение:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!


2. Организационный момент.


Сегодня мы продолжаем мы с вами  разговор о числительных.


- Какую роль играют числительные в нашей жизни?


Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе, что, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд  аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. (презентация)


Эпиграф. Как обойтись бы без числа

Наука целая могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

И ты с числительным будь дружен.



3. Актуализация имеющихся знаний и способов их применения.( Прием: Сервис Learnis.ru Квест-комната)

Я сейчас вам предлагаю мысленно перейти в одну комнату.

Перед вами ставится задача выбраться из комнаты, используя различные предметы, находя подсказки и решая логические задачи. 

Вы должны запомнить последовательность первых букв ответов, это и будет ключ.

Learnis.ru Квест-комната

Как называются числительные, состоящие из одного слова (простые)

Как называются числительные, состоящие из двух или более слов (составные)

Числительные, отвечающие на вопрос какой по счету? (порядковые)

Числительные, отвечающие на вопрос сколько? (количественные)

Как называются числительные, состоящие из двух корней (сложные)

Молодцы! Вы справились заданием!

Открытие новых знаний

На парте у вас карточки. Разложите их. Ребята, скажите, пожалуйста, это какие числительные количественные или порядковые? Почему вы так решили? (количественные)

Вам нужно подумать и сказать на сколько групп можно разделить эти числительные? (на 3) Работа в парах 2 минуты

Кто готов, поднимает руки. Проверим. На сколько групп ( 3) Хорошо

На доске я буду прикреплять ваши ответы. Я с вам согласна 3 группы.

Два, пятеро, одна восьмая, триста, трое, три четвертых, шестеро, двадцать пять, две пятых (карточка)



Числительные, обозначающие целые числа

Числительные, обозначающие дробные числа

Собирательные числительные

Два

Триста

двадцать пять

Одна восьмая

три четвертых

две пятых

Трое

Шестеро

пятеро



Вспомните, когда мы изучали имя прилагательное, встречали 3 группы прилагательных, как назывались эти группы? Какой синоним можно подобрать к слову группы (разряды). – Как бы вы определили тему урока

Это слово входит в тему нашего урока.

Сформулируйте тему урока. (Разряды количественных числительных)

Какие цели поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться с разрядами количественных числительных по значению и научиться различать их.)


Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?




Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных. А какие они бывают, вы мне скажите сами.

Для этого ответьте на следующие вопросы.

1.Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)

Число Двенадцать что обозначает? ( Обозначает целое число?)

2.По сколько человек вы дежурите в классе? Или по сколько учеников сидит за одной партой? (Мы в классе дежурим по двое человек.)

Число двое что обозначает? В чем особенность этого числительного? (Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединённые чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).



3.А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

Число Одна вторая что обозначает? ( Обозначает дробное число?)

Изобразите его цифрами. (Дробное число, 1/2:)

А что такое дробь? (Число, составленное из одной или нескольких равных долей единицы.)



Итак, давайте посмотрим на доску

Количественные числительные

t1667225826aa.gift1667225826ab.gift1667225826ac.gif



Двенадцать двое одну вторую

(целое) (собирательное) (дробное)


Сформулируйте правило о разрядах количественных числительных.


Откройте стр. 51, прочитайте правило, проверьте, все ли мы с вами сказали, чтобы идти дальше.

После сообщения групп о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (с. 51). Вопрос к учащимся после прочтения правила:

-Что нового узнали из текста правила.



3.Работа по учебнику по рядам

-Откройте учебники на с.51, найдите упражнение 408. Работаем по рядам.

1 ряд ищет -Какая ошибка в первой группе слов? Почему?Поднимите руки, кто согласен

2 ряд ищет -Какая ошибка во второй группе слов?Почему? Поднимите руки, кто согласен

3 ряд ищет-Какая ошибка в третьей группе слов? Почему? Встаньте Поднимите руки, кто согласен? Добавьте свой пример.


Все верно

Закрепление изученного материала.

Назовите количественные числительные и определите их разряд.  

В тетради обозначаем три группы

Игра(передай мелок)

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.

Молодцы, ребята. Прекрасно справились с заданием.



2. Выборочно-распределительный диктант.

Обратите внимание на то, что здесь нет задания. Придумайте задание


Прочитайте текст.  Выпишите количественные числительные в И.п.  в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.



Пишем в тетради:


целые

дробные

собирательные

Восемнадцать

Два

Десять

Восемь

Две трети

Четыре пятых

Шестеро

Трое

пятеро

Кто допустил ошибки? Какие? Почему?



2) Конкурс «знатоков»

- Запишите ответы на вопросы, используя числительные. Укажите разряд числительных.


Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?

Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне»?

О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?

Сколько коробов можно наврать?

Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?



Ответы: 1) тридцать лет и три года

2) семь пятниц

3) семь богатырей

4) две капли

5) три короба

6) два зайца

7) семь раз



А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о разрядах числительном.

Дети проходят по ссылке с помощью телефона https://www.menti.com/4dp64dr9ga

Подведение итогов.

Удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете?

Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

Какие задания показались вам особенно трудными? Легкими? Почему?

Спасибо за работу на уроке!

Домашнее задание

Творческое задание с проверкой «До первой ошибки»

-Письменно расскажите о себе (в скобках «запрятаны» числительные, которые вы должны записать). Напишите продолжение текста, указав разряды числительных.

Я просыпаюсь в (целое) часов. (Дробное) часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (целое) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (сложное) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.