Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Домашние животные»
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Домашние животные»
Цели: 1. Уточнить знания по теме, расширять и активизировать словарь.
2. Закрепить образование множественного числа существительных.
3. Закрепить использование в речи творительного падежа существительных.
4. Закрепить умение составлять предложения по картинкам.
5. Развивать внимание, память, мышление.
Ход занятия
Организационный момент. Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорка
А-а-а-шире ротик,детвора. У-у-у-губы хоботком тяну. О-о-о-я надел пальто.
Сядет то, кто назовёт по одному слову на звук О,А.У.
Логопед читает загадки ставит картинку на доску.
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух.
(Собака)
Носик - круглым пятачком,
А задорный хвост - крючком.
Мама - хрюшка, папа - свин.
Он у них любимый сын.
(Поросенок)
Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!"
(Коза)
Раннее утро...
Уходят рога,
Тихо мыча,
В заливные луга:
Травы щипать
И неспешно пастись -
Вкусным, парным
Молоком запастись.
(Корова)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес.
(Лошадь)
Я знаком давно тебе,
Говорю я: "Бе-бе-бе!"
У меня крутые рожки,
В башмачках-копытцах ножки.
(Барашек)
Беседа.
Логопед
Кто они все вместе? Каких домашних животных вы еще знаете? Почему этих животных называют домашними? Какую пользу они приносят? Какие части тела домашних животных вы можете назвать и показать? Чем покрыто тело домашних животных? (шерстью, у свиньи - щетиной)
Ребята, а давайте назовём детёнышей этих животных.
У кровы-телёнок, у собакы-щенок, у овечки-ягнёнок, у козы-козлёнок и т.д.
Назовите, как будет во множественном числе.
Домашние животные | На ферме много ... | Домашние животные | На ферме много... | |
корова | коров | конь | ||
бык | свинья | |||
баран | овца | |||
кабан | коза | |||
лошадь | козел |
Игра с мячом (под счёт до 5 1 корова, 2 коровы и т.д.)
Физкультминутка.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко... Кони по лугу скакали, кони травушку топтали.
Дети прыгают.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко... Козы по лугу гуляли, козы травушку щипали.
Ходьба с наклонами вперед.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко... Правильно, коровы... по лугу шагали, травушку жевали.
Ходьба по кругу.
Упражнение «Кто где живет?»
Логопед предлагает назвать, кто где живёт (Собака — конура (будка).) Собака живет в конуре (будке). И т.д.: сарай, хлев, коровник, овчарня, свинарник, конюшня, квартира (дом).
Упражнение «Кого не стало»
Логопед предлагает детям закрыть глаза и назвать ,кого не стало. Например - коровы.
Упражнение «Дома и на ферме». Рассматривание сюжетной картины.
Кто ухаживает за домашними животными дома? (Хозяин, хозяйка.) Кого много на ферме? (На ферме много коров, овец и т.д.) Кто ухаживает за домашними животными на ферме? (За животными на ферме ухаживают животноводы: пастухи пасут коров, доярки доят коров, за конями и лошадьми ухаживают конюхи, за свиньями — свинарки, за овцами — овчары и т.д.)
Упражнение «Кому какая еда?» Предложить детям подумать, кто кого и чем накормит. Рассматривают сюжетную картину. Затем составить предложения, например: («Корова ест сено. Хозяйка кормит корову сеном».)
Работа в тетради. Рассмотреть картинку, раскрасить животных.
Итог занятия.