Конспект подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе для детей с ТНР на тему «Правила дорожного движения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ульяновска
Детский сад №16 "Карасик"
Конспект
подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе
для детей с ТНР
на тему:
"Правила дорожного движения"
Выполнила:
учитель-логопед
Захарова Е.А.
Ульяновск 2021
Тема: Правила дорожного движения.
Цель: активизировать речевую деятельность и познавательный интерес детей к различным транспортным средствам, правилам безопасного поведения на дорогах.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- Ввести в активный словарь существительные: инспектор (ГИБДД), проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, светофор, сигнал светофора, дорожный знак, жезл, фуражка, жилет, остановка, названия различных транспортных средств, закрепление обобщающего понятия – транспорт. Расширить представления о правилах дорожного движения.
-Закрепить навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
-Отработать умение детей образовывать падежные окончания существительных в родительном падеже единственном числе.
-Тренировать умение детей употреблять в речи предлоги: в, на, у, за, без.
-Упражнять в построении простого распространенного предложения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать связную речь.
-Побуждать детей к речевой активности.
-Способствовать развитию слухового и зрительного внимания и восприятия.
-Развивать моторные функции, координацию речи с движением
-Снятие психофизического напряжения, снятие мышечного тонуса.
Коррекционно-воспитательные:
-Вызывать положительные эмоции, сопереживание кукольному персонажу.
-Формировать навыков взаимопомощи, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности и самостоятельности.
Оборудование:
Магнитная доска, компьютер, макет улицы города, набор транспорта, набор дорожных знаков, светофоры, фуражка инпектора, жезл, жилет, кукла Носорог, игрушки носорога,ребус, картинка дядя Степа, карточки для игры "Инспектор", картинки с изображением парка, сигналы для игры "Зажги нужный сигнал".
Ход занятия
I Организационный момент. Подготовка к совместной деятельности. Целеполагание.
Вот занятие началось, (сложили ручки на колени)
Все в порядок привелось.
Раз, два, три, четыре. пять -
Будем думать, отвечать! (Спинку выпрямили, ножки поставили ровно на пол)
- Посмотрите на стол, перед вами лежат предметы, вам нужно назвать предмет и разделить это слово на слоги. (Светофор,жезл, фуражка, жилет)
- Молодцы! Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (о правилах дорожного движения)
II Отгадывание ребуса. Мотивация к деятельности.
- Посмотрите на доску и попробуйте разгадать ребус, чтобы узнать, кто сегодня к нам придет.
- Правильно! ЭТО НОСОРОГ! (на руку надевается кукла бибабо "Носорог")
- Ребята, наш носорог еще маленький и у него случилась беда. Он играл в парке и забыл там свои игрушки. Поможем носорогу добраться до парка и найти их?
- Что нам нужно для этого вспомнить? (правила дорожного движения)
III Работа с макетом.
Актуализация пассивного и активного словаря по лексической теме: «Правила дорожного движения"
- Перед нами улица. Как называется часть дороги, по которой едет транспорт? (проезжая часть)
- А та часть, по которой передвигаются люди? (тротуар)
- Давайте расставим Машу и мальчика на тротуары. (ребята ставят и проговаривают, куда ставят человечка)
- Ребята, посмотрите внимательно на дорогу, а как же наши герои смогут ее перейти? Чего не хватает? (пешеходного перехода)
- Правильно, ребята, переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу. (на макете появляется пеш. переход)
- А чего еще не хватает, чтобы регулировать дорожное движение? (дорожных знаков, светофора) Ребята расставляют и проговаривают предложения.
- Молодцы! Ребята, давайте еще раз вспомним и повторим, что означает каждый сигнал светофора.
IV Пальчиковая гимнастика "Светофор" и игра на внимание "Зажги нужный сигнал" (использрвание мультимедийных средств)
V Согласование прилагательного с существительным мужского и женского родов. Закрепление сенсорных эталонов – названий четырех основных цветов. Активизация словаря за счет слов – названия единиц транспорта.
- Ребята, посмотрите, а на дорогах тоже чего- то не хватает. (машин, транспорта)
- Выберете себе транспорт и скажите, что вы выбрали. Напрмер, у меня в руках желтый трамвай.
Ребята по очереди выбирают транспорт.
VI Понимание предлогов. Использование предлогов в простых предложениях.
- А теперь расставим их по дорогам, но нужно помнить, что машины едут по правой стороне дороги.
- Я поставлю желтый автобус перед светофором. А ты , Полина, поставь свой красный автобус перед домом, за домом.
- Аня, поставь свой синий троллейбус за моим автобусом. Расскажи, где стоит твой троллейбус.
Педагог обращается к каждому ребенку с вопросом с целью закрепления понимания и использования предлогов в речи.
VII Образование словосочетаний по типу – прилагательное с существительным мужского и женского родов в родительном падеже.
- А давайте поиграем в дидактическую игру "Чего не стало?" и посмотрим, какие вы внимательные. (ребята закрывают глаза, педагог убирает одну из машин)
VIII Физминутка "Послушные машины"
- Ребята, мы правильно расставили все на макете, а теперь пора ехать к парку и помочь Носорогу.
На улице нашей |
Машины, машины. |
Машины малютки, |
Машины большие. |
Спешат грузовые, |
Фырчат легковые. |
Торопятся, мчатся, |
Как будто живые. |
— Эй, машины, полный ход, |
Я — примерный пешеход: |
Торопиться не люблю, |
Вам дорогу уступлю. |
Я. Тайц |
IX Работа по теме занятия.
Социально – коммуникативное развитие – повторение правил дорожного движения. Элементы сюжетно – ролевой игры (принятие на себя роли инспектора ГИБДД каждым ребенком) Уточнение активного словаря по теме.
- Ребята, куда мы приехали? Прочитай Илюша. (в парк)
- Посмотрите, а вот и игрушки нашего Носорога. (педагог отдает игрушки Носорогу).
- Спасибо, ребята, за помощь. Но мне пора домой, до свидания, ребята.
- А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
- Но посмотрите, кто это стоит окола парка?
То каланчой, то светофором
Зовут его ребята хором.
А взрослые зовут Степаном...
Знакомы с этим великаном? (дядя Степа)
- Он очень строгий милиционер, следит за порядком в парке, на дорогах. А вы хотите стать полицейским или инспектором полиции?
- Чтобы вернуться в садик, нужно правильно разложить карточки с заданием. Если на карточке соблюдаются правила дорожного движения, то кладем ее на зеленый цвет, а если нет, то на красный.
На каждого ребенка педагог надевает фуражку-он становится инспектором, а другой ребенок выполняет задания по карточкам.
- Молодцы, отлично справились с заданием!
- А теперь возвращаемся в детский сад! (ребята садятся на стульчики)
X Итог. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось сегодня помогать Носорогу? Что больше всего понравилось?
- Давайте выполним последнее упражнение "Мы сегодня молодцы!"
Ребята встают в круг и соединяют правые руки.
Раз, два, три-
Мы сегодня молодцы!